ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ




СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования», «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования», Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», здоровьесбережение является приоритетным направлением в сфере современного образования на всех его уровнях. В настоящее время в рамках данного направления разрабатываются технологии, способы и приѐмы, способствующие здоровьесбережению обучающихся, одним из которых является использование элементов музыкального народного творчества в урочное и внеурочное время в школе.

Наш опыт показывает, что народная песня может быть рассмотрена как важное направление музыкального народного творчества, которое обеспечивает создание здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях современной школы.

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях современной школы строится на системном знании законов человеческого здоровья и его интегральных характеристиках; на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья. Сущностными характеристиками названного пространства являются целостность, многоаспектность, аксиологичность, правильная языковая ориентация [1; 2; 9]. Здоровьесберегающее образовательное пространство – это специально организованная образовательная среда, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья каждого школьника и формирование у них культуры здоровья. Структура здоровьесберегающего пространства образовательной организации включает ряд важных компонентов: экологический, эмоционально-поведенческий, вербальный, культурологический [1].

На наш взгляд, народная песня может выступить в качестве системообразующего начала в проектировании этих компонентов, так как она имеет отношение к феномену «экология слова», речевому поведению всех субъектов образовательного процесса, художественно-образному и эмоционально-ценностному восприятию мира, оказывает влияние на речевое здоровье и состояние гармонии или дисгармонии человека с миром и самим собой.

В ряде исследований (Е.В. Баклыкова, С.И. Бурдина, Н.И. Костомаров) показано, что народная песня, есть часть уникального, самобытного фольклора наших предков, которая осознается как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Содержащаяся в народной песне звукоассоциативная компоновка, может выступать в качестве миорелаксационного средства и средства, которое обеспечивает формирование речевого здоровья.

Феномен речевого здоровья получил в последние годы широкое распространение в аспекте психологических, педагогических и медико-биологических исследований достаточно. Речевое здоровье при этом можно трактовать как: 1) адекватное использование речеголосового аппарата на основе гармонизации внутренней реальности человека; 2) эндогенную составляющую речевой культуры [10]. Одной из перспективных технологий, позволяющей на системном уровне нормализовать функциональное состояние и речь, гармонизировать отношения с самим собой и окружающим ми ром, активизировать внутренние резервы организма является резонансное пение, которое тесно связано с возможностью через модуляцию голоса создавать состояние психологического комфорта на уровне собственного «Я» и блокировать негативные эмоциональные реакции (страх, агрессию, фрустрацию, стресс).

Следует отметить, что народное творчество не относят к профессиональному искусству, в нѐм нет законов, систем и ограничений, это творческое самовыражение народа, неисчерпаемый источник глубинных, сакральных знаний, заложенных в символике песенных текстов, сказок, поверий, в движении хоровода, украшении костюма, имеющих особый смысл.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что народная песня – это наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного (нарративного) творчества. Она отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные (гетерофонного и других типов).

Это позволило исследователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, трудовые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, арестантские, юмористические и шуточные, а также обрядовые: календарные и свадебные песни. Народная песня в концепции Н.И. Костомарова – критерий истины, так как песни рождаются тогда, когда народ не носит маски. Песни народа – произведения его чувства, они не лгут, поэтому ни в чѐм народ так «не выказывает своего характера, как в песне» [7].

Обобщая значение народной песни, Н.И. Костомаров выделяет особенности народной песни в следующих отношениях: как летописи событий, источники для внешней истории по которым историк будет узнавать и объяснять происшествия минувших времен; как изображения народного быта, источники для внутренней истории, по которым историк мог бы судить об устройстве общественном, о семейном быте, нравах, обычаях и т. п.; как предмет филологического исследования; как памятники воззрения народа на самого себя и на все окружающее; духовные стихи, в которых вырази- лось великое религиозное созерцание народа; исторические песни, в которых народ сознает себя как историческое лицо; семейные лирические песни, в которых выступают нравственные начала русской души.

Значение народной музыки и в наше время трудно переоценить. Музыкальный фольклор – это реакция народа на происходящие события, на окружающую его действительность. Основа народной песни, это, прежде всего, еѐ высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание. Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики М.И. Глинка подчеркнул, что «музыку создает народ, а мы еѐ только аранжируем» [8].

Народные песни создавались в процессе пения, именно в исполнительной практике находились наиболее удобные и выразительные интонации: ведь распеваются обычно самые удобные гласные. Соответственно, распевая гласные звуки, человек сам о том не подозревая, оздоравливает свой организм. А. Боникман в книге «Лечение звуком» написал, что звуки «и», «е» благотворно влияют на головной мозг, «э» – на глотку, гортань, щитовидную железу, «а» – на верхние доли легких, «о», «у» – на сердце, печень, нижние доли легких, желудок, «о» – на среднюю часть груди, диафрагму, желудок, «о», «и» – на сердце. Всѐ тело человека – кости рук, ног, мышцы, кровь – всѐ до самой послед- ней клеточки вступает во взаимодействие, когда человек поѐт» [11].

Напевы народных песен в древности рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных возможностей. В народных песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Народная песня обогащает и делает выразительней речь человека.

Е.В. Баклыкова утверждает, что традиционные народные песни развивают у людей музыкальный слух, память, лѐгкие, дыхание, голосовой аппарат, а также помогают справиться с отрицательными эмоциональными проявлениями чувств у человека: горе, печаль, тоска, обида, гнев [3]. Так, в повести В.А. Закруткина «Матерь Человеческая» главная героиня Мария - хранительница народной мудрости, выраженной в фольклоре. Она носит в себе память народных песен, которые когда-то пела ей еѐ мать: «Вьѐтся ласточка / Сизокрылая / Под окном моим / Одинѐшенька. /Над окном моим, / Над косящатым…» [6, с.467 - 468]. Мария поѐт народные песни и на душе у неѐ становится спокойно и легко.

О народной песне люди вспоминают в самые трудные моменты жизни. Во время войны она со- провождала солдат в походах и на привале, а иногда и в бою, снижая эмоциональное напряжение воинов. Песня помогала солдатам преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух, сплачивала солдат, шла с ними в бой, вливала в них новые силы, отвагу, смелость [4]. Известная поэтесса Ю. В. Друнина писала: «Целовались. Плакали и пели...»,/ Шли в штыки...» [5, с.299].

Все эти примеры подтверждают, что народная песня способствует возникновению положительных изменений во внутренней реальности (гармонизация с самим собой), объективизации во внешнюю реальность (гармонизация с внешним миром) в виде качественно новых коммуникативных умений и навыков, правильной техники голосоведения, речи; нормализации речевого и фонационного дыхания; выступает эффективным психологическим средством профилактики стресса и его последствий, снижает повышенное мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Таким образом, использование элементов музыкального народного творчества можно отнести к здоровьесберегающим и здоровьесозидающим приѐмам, гуманитарным по своей природе, которые могут нормализовать и качественно повысить уровень: речевой культуры, психосоматического здоровья; сформировать и реализовать индивидуальный маршрут валеолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Сегодня у обучающихся всѐ чаще встречаются логопедические проблемы, связанные с общим недоразвитием речи и другими логопатологиями. В этой связи, использование музыкального народного творчества в урочное и внеурочное время в можно рассматривать как альтернативу, в решении данной проблемы.

В целом, занятия музыкальным народным творчеством в школе, позволяют улучшить психическое и психологическое здоровье обучающихся, повысить их мотивацию к учѐбе и обеспечить со- здание психологически безопасной и комфортной образовательной среды в современной школе, которая является важным структурно-функциональным модусом здоровьесберегающего образовательного пространства образовательной организации.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П., Ирхин В.Н., Маджуга А.Г. Педагогика здоровья: новый этап развития. Стерлитамак: Фобос, 2014. 242 с.

2. Айзман Р.И., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 9-17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21226028.

3. Баклыкова Е.В. Использование музыкального фольклора в общеобразовательной школе как технология здоровьесбережения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www. pandia.ru

4. Бурдина С.И. Значение песни во время Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. ext.spb.ru

5. Друнина Ю.В. Есть время любить: Стихотворения. М.: «Эксмо». 2004. 299 с.

6. Закруткин В.А. Матерь Человеческая. Повести. Рассказы / Предисловие А. Дымшица. М.: Советская Россия, 1983. С. 467 – 468.

7. Костомаров Н.И. Две русские народности // Основа. СПб., 1861. №3. С. 33-80.

8. Левашева О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография: в 2 кн. М.: Музыка, 1988. Т. 2. 352 с.

9. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, практика, перспективы развития: монография. М.: Логос, 2014. 508 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25322804.

10.Теречева М.Н. Гуманитарные технологии в структуре педагогической валеологии как средство развития речевой культуры педагога // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 151-155.

11. Харисова Н. Г. Здоровьесберегающие технологии в русском народном детском музыкальном творчестве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www. Открытый урок.рф.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: