Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка. 11 глава




При производстве осмотра с участием подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля следователь определяет порядок действий, в то время как при проверке показаний на месте лицо, чьи показания проверяются, обладает относительной самостоятельностью и само указывает направление движения, выбирает очередность показа объектов или участков местности. Существенное значение имеют и изменения, происшедшие в обстановке места преступного события. Если при проверке показаний лицо укажет на эти изменения, то это усилит доказательственное значение результатов данного следственного действия, при условии что отмеченные детали обстановки были процессуально зафиксированы в ходе ранее проведенного осмотра.

Основное различие между проверкой показаний и следственным экспериментом заключается в их содержании. Следователь проводит эксперимент, в ходе которого создаются условия, воспроизводятся обстановка, действия или иные обстоятельства события, совершаются необходимые опыты. При проверке показаний на месте роль следователя совсем иная: он устанавливает соответствие или несоответствие показаний допрошенного лица обстановке места происшествия. Условия производства следственного эксперимента существенно влияют на его результат (например, погодные условия), а при проверке показаний они на полученные результаты не влияют.

Проверка показаний проводится исключительно на месте, связанном с исследуемым событием, в то время как эксперимент в зависимости от обстоятельств может производиться и в другом месте. Проверка показаний возможна лишь при участии свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого, а следственный эксперимент может проводиться и в их отсутствие.

Во время следственного эксперимента действия носят опытный характер и выполняются неоднократно, причем следователь создает для этого необходимые условия. В ходе проверки показаний на месте действия лица, чьи показания проверяются, носят демонстрационный характер, чтобы обеспечить наглядность восприятия.

Наличие таких элементов, как узнавание и указание ранее допрошенным лицом участков местности, строений, объектов и предметов, делает сходными проверку показаний на месте и предъявление для опознания. Узнавание играет существенную, а иногда и решающую роль при производстве этих следственных действий. Однако между ними больше различий, чем сходства.

Цель предъявления для опознания - идентификация объекта по его мысленному образу. Для ее достижения закон предусматривает ряд обязательных правил проведения данного следственного действия. Во-первых, объекты для опознания подбирает и предъявляет следователь, а при проверке объекты указывает лицо, показания которого проверяются. Во-вторых, предмет предъявляется в группе однородных в количестве не менее трех, что для проверки показаний неприемлемо. В-третьих, если опознающий указал на один из предъявленных объектов, то ему предлагают объяснить, по каким приметам или особенностям он его узнал. В ходе проверки лицо, чьи показания проверяются, не только указывает объект или участок местности, но и описывает связанные с ним события, демонстрирует действия, поясняет связь данных обстоятельств с расследуемым преступлением.

Проверкой показаний на месте устанавливается соответствие или несоответствие показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля обстановке места преступного события, что может свидетельствовать об осведомленности или неосведомленности допрошенного лица об обстоятельствах расследуемого преступления как очевидца или участника. Когда допрошенное лицо не в состоянии показать и пояснить на месте обстановку расследуемого события, это может указывать на то, что данное лицо получило сведения о нем от других лиц или пыталось на допросе оговорить самого себя. Осведомленность подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля как очевидца или участника события имеет существенное значение для правильного разрешения уголовных дел.

 

§ 2. Подготовка к проведению проверки показаний на месте

 

Проверка показаний на месте проводится в случаях, если показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля относительно направления движения к месту исследуемого события, самого места происшествия или отдельных его объектов вызывают сомнение, а также если имеются противоречия в показаниях нескольких лиц относительно указанных обстоятельств. При подготовке к проверке показаний на месте следует решить вопросы о необходимости ее производства и наличии условий для этого.

Вопрос о проведении проверки показаний на месте решается следователем на основании анализа имеющихся материалов уголовного дела, в первую очередь протокола допроса лица, чьи показания предполагается проверить, и протокола осмотра места происшествия. В целях эффективного производства данного следственного действия необходимо составить план. В нем предусматриваются организационные мероприятия (приглашение понятых, специалиста и других участников проверки показаний на месте, время проведения, решение вопроса об использовании технико-криминалистических средств, транспорте и др.) и порядок производства следственного действия.

В плане необходимо определить круг лиц, которые примут участие в проверке показаний. Кроме обязательных участников (проверяемое лицо, понятые и следователь), могут понадобиться и другие лица. Например, когда проверяются показания обвиняемого, находящегося под стражей, приглашаются сотрудники милиции для его охраны.

Проверка показаний зачастую проводится на больших участках местности и занимает много времени, поэтому ее проведение обычно планируется на первую половину дня. Выбирая время для этого, следует учитывать и такие обстоятельства, как наличие интенсивного движения транспорта на данном участке дороги, производство каких-либо работ и иные возможные помехи проведению проверки показаний. Например, если проверка должна проводиться на территории завода или строительного объекта, то ее следует провести в свободное время (обеденный перерыв, до или после работы), что не будет мешать проведению данного следственного действия и не дезорганизует работу предприятия.

Планируя производство проверки показаний, следователь делит для этих целей место ее проведения на отдельные участки, имеющие опорные пункты. Последние отражают на местности узловые моменты события (место встречи соучастников, пути проникновения в помещение, расположение трупа, места обнаружения вещественных доказательств и т.д.).

Опорные пункты намечаются исходя из показаний допрошенного лица и с учетом результатов осмотра места происшествия. Намечая такие ориентиры, следователь указывает в плане детали этого места, которые должны быть известны реальному участнику события, подготавливает необходимые контрольные вопросы, чтобы убедиться в соответствии действительности информации, сообщаемой лицом, чьи показания проверяются. Благодаря опорным пунктам следователь имеет возможность планомерно и целенаправленно проводить данное следственное действие.

Чтобы составить четкий план, кроме изучения материалов дела следователю иногда необходимо побывать еще раз на месте происшествия, выяснить происшедшие изменения и возможность проведения проверки показаний. Если обстановка места происшествия претерпела существенные изменения, например в результате строительных работ, то проведение данного следственного действия может оказаться невозможным. При использовании видеозаписи и фотосъемки целесообразно предусмотреть раздел плана с указанием участков местности, деталей обстановки места происшествия, которые необходимо запечатлеть.

В случаях, когда проверку показаний планируется провести на участках местности со сложным рельефом, целесообразно изучить топографическую карту данной местности. Если проверка показаний будет проводиться в пределах населенного пункта, следует ознакомиться с планом этого города или поселка. План или топографическую карту можно использовать и для фиксации результатов проверки показаний на месте, например маршрута движения, указанного проверяемым лицом.

В плане проведения проверки следует предусмотреть меры, исключающие возможность побега, а также установления связи подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, с другими лицами. Для поддержания порядка на месте проведения проверки показаний и воспрепятствования нападению с целью освобождения или убийства арестованного должны быть задействованы сотрудники милиции. При этом нужно учитывать, что нахождение сотрудников милиции или их служебного транспорта на месте происшествия может служить подсказкой для действий проверяемого лица при определении этого места или пути к нему.

Необходимо определить отправную точку маршрута. Например, если место проверки показаний находится в поселке, а место работы следователя - в районном центре, то путь от него до поселка не имеет значения для результатов проверки; место, откуда начнут движение участники проверки показаний, будет находиться в поселке. Точное определение отправного пункта избавит следователя от ненужной траты времени и сил на фиксацию информации, не относящейся к делу.

Согласно ст. 194 УПК РФ не допускается одновременная проверка на месте показаний нескольких лиц независимо от того, являются ли они соучастниками преступления, или речь идет о подозреваемом и свидетеле. В связи с этим криминалистическая тактика рекомендует привлекать к участию в следственном действии каждый раз новых понятых, чтобы у них не произошло непроизвольного искажения воспринимаемой информации.

 

§ 3. Тактические приемы проведения проверки

показаний на месте

 

В назначенное время следователь собирает всех участников следственного действия, объясняет им цель и задачи предстоящей проверки показаний на месте, порядок ее проведения. Каждому участнику разъясняются его права и обязанности. Внимание понятых должно быть обращено прежде всего на добровольность и самостоятельность действий лица, чьи показания проверяются. Допрошенному лицу надо объяснить, что участие в данном следственном действии - это его право, производство проверки показаний на месте возможно лишь при наличии его добровольного согласия. Затем лицу, чьи показания проверяются, разъясняют, что перед ним стоит задача указать путь и само место, объекты на нем, а также дать пояснения по существу заданных следователем вопросов. Другие участники проверки смогут задать вопросы проверяемому лицу только с разрешения следователя.

Следователь должен обеспечить самостоятельность действий данного лица. Соблюдение этого условия является обязательным для получения достоверных результатов проверки. Подсказки со стороны следователя, а также других участников проверки недопустимы. Для соблюдения указанного правила лицо, показания которого проверяются, должно всегда находиться впереди других участников следственного действия. Это не только обеспечит самостоятельность его действий, но и исключит возможность невольной подсказки со стороны кого-либо. Находясь впереди, проверяемое лицо сможет выбирать направление движения и указывать путь самостоятельно.

Поскольку в обязанность понятых входит удостоверение факта добровольности и самостоятельности действий лица, чьи показания проверяются, они должны двигаться следом за ним и постоянно находиться поблизости. За ними идут следователь и все остальные участники проверки показаний на месте. Такой порядок передвижения наиболее оптимален, ибо обеспечивает самостоятельность действий проверяемого лица и служит гарантией объективности производства данного следственного действия. По ходу движения проверяемый субъект дает пояснения относительно указанного им маршрута и его связи с расследуемым событием (например, указывает место и поясняет, что здесь он встретился с сообщником).

Хотя проверяемое лицо действует самостоятельно, а вся группа движется по указанному им пути, руководить проведением проверки показаний должен следователь. Он внимательно следит за ходом данного следственного действия, за действиями и поведением ранее допрошенного лица, дает сигналы специалисту для фиксации необходимых объектов или участков местности, указанных проверяемым.

Значительную помощь в производстве проверки показаний на месте оказывают опорные пункты, намеченные следователем в плане. По достижении опорного пункта следователь после пояснений проверяемого лица задает ему вопросы относительно конкретных объектов, а в случае необходимости предлагает продемонстрировать отдельные действия, имевшие место в момент происшествия, о которых показал допрошенный. Желательно, чтобы ход проверки показаний на месте протекал в той же последовательности, в какой происходило расследуемое преступное событие. Такой порядок дает возможность проследить логическую связь действий проверяемого лица, лучше уяснить обстоятельства преступления.

Результаты проверки показаний в значительной мере зависят от психических особенностей лица, чьи показания проверяются, его способности воспринимать и запоминать обстановку события, пространственной ориентации, избирательности восприятия и др.

Участники и очевидцы расследуемого события по-разному воспринимают обстановку места происшествия. Так, преступник, находясь в незнакомой местности с целью совершить ограбление, внимательно изучает окружающую территорию, намечая пути ухода, прикидывает, откуда могут появиться прохожие и как сокрыть похищенное на случай, если придется спасаться бегством. Предполагая вернуться на это место, он старается запомнить ориентиры, по которым будет легче найти дорогу и опознать нужный участок.

В отличие от преступника потерпевший и свидетель, как правило, не имеют установки на целенаправленное восприятие и запоминание места происшествия, а делают это непроизвольно. Спонтанность запоминания может быть и у преступника, не всегда имеющего время и возможность для изучения местности, где он намеревается совершить преступление. Непроизвольное запоминание может быть достаточно полным и прочным, но его не всегда легко актуализировать. Поэтому, если на допросе потерпевший или свидетель не могут дать точное описание обстановки места происшествия, целесообразно провести не проверку показаний, а допрос на месте происшествия.

При проверке показаний обстановка места происшествия оказывает заметное влияние на психику лица, чьи показания проверяются. Повторное восприятие местности, где произошло расследуемое событие, вызывает в памяти допрошенного оживление ассоциативных связей, способствует восстановлению целостной пространственной картины происшествия во всех деталях. Происходит узнавание места происшествия, вспоминаются расположение предметов и объектов относительно друг друга, отдельные обстоятельства события и детали обстановки, которые трудно было припомнить на допросе. И если тогда человек ошибался, например, в определении расстояний между объектами, то в ходе проверки показаний он имеет возможность точнее указать их месторасположение Это позволяет проверить его способность определять расстояния и пределы их непроизвольного искажения.

Припоминанию помогает и нахождение человека в том месте, с которого он смотрел на происходившее событие. Поэтому в ходе проверки рекомендуется предложить лицу, чьи показания проверяются, занять то же самое место, откуда оно наблюдало за происшедшим.

Восприятие обстановки места происшествия оказывает сильное психологическое воздействие на лицо, давшее ложные показания. Воспринимаемая реальность убеждает его в противоречивости данных им показаний, несоответствии их фактической обстановке места события и, как правило, вынуждает рассказать правду об обстоятельствах расследуемого преступления. Таким образом, проведение проверки показаний на месте является эффективным средством разоблачения самооговора и ложных свидетельских показаний.

В тех случаях, когда при проверке показаний возникает необходимость продемонстрировать отдельные действия, для большей наглядности целесообразно использовать манекены, макеты или аналогичные предметы.

По прибытии на место нужно выяснить у лица, чьи показания проверяются, какие изменения произошли в обстановке, все ли объекты находятся на своих местах и какие из них отсутствуют. Если проверяемый назовет предметы, отсутствующие на месте в момент проверки показаний, укажет их бывшую дислокацию, а также пояснит их связь с расследуемым преступлением, то это будет свидетельствовать о его осведомленности как участника происшествия. Показать расположение предметов, которые отсутствуют на момент проверки показаний на месте, проверяемое лицо может с помощью трафаретов или макетов этих предметов.

Важно определить границы местности, где будет производиться проверка показаний. Она может заканчиваться на месте происшествия, после того как допрошенное лицо укажет детали обстановки и даст соответствующие пояснения. При необходимости проверку можно продолжить и на другом месте, имеющем отношение к расследуемому преступлению. Так, при расследовании убийств показания могут проверяться и на месте совершения убийства, и на месте, где преступник выбросил или спрятал орудие преступления и другие вещественные улики. Место окончания этого следственного действия определяется следователем с учетом характера проверяемых показаний.

Если лицо, чьи показания проверяются, в ходе следственного действия признает, что его сведения не соответствуют обстановке места происшествия, и изменит ранее данные показания, проведение проверки следует прекратить и провести повторный допрос этого лица. В протоколе проверки необходимо указать, что лицо, чьи показания проверялись, заявило об отказе от своих прежних показаний.

 

§ 4. Фиксация хода и результатов проверки

показаний на месте

 

Для фиксации хода и результатов проверки показаний на месте используют основной способ - составление протокола - и вспомогательные способы: графический, фотографирование и видеозапись. Протокол составляется следователем с соблюдением требований УПК РФ и должен объективно и полно отражать процесс проведения проверки показаний на месте. В протоколе указывается на добровольный характер действий ранее допрошенного лица, отмечаются исходная точка движения участников следственного действия, маршрут следования, способ передвижения по нему, характеристика конечного пункта маршрута. Описываются пояснения и демонстрационные действия лица, чьи показания проверяются, в процессе всего следственного действия, а также использование различных предметов (макетов орудия преступления, манекенов и др.). В протоколе также описываются технические параметры фотокамеры и видеоаппаратуры, методы съемки или видеозаписи. Делается отметка о составлении схем по маршруту движения или планов помещений, указываются результаты измерений.

В ходе проверки следователю для ведения так называемых черновых записей целесообразно использовать диктофон, что значительно облегчит ему в дальнейшем составление протокола.

Для фиксации хода и результатов проверки показаний на месте наиболее часто применяется фотосъемка. Фотографирование объектов, обстановки или демонстрационных действий лица, чьи показания проверяются, осуществляется с использованием методов и правил криминалистической фотографии. Затем изготавливаются фототаблицы, которые удостоверяются подписями следователя, специалиста, выполнявшего фотосъемку, понятыми и лицом, чьи показания проверялись. Фототаблицы, негативы или карта памяти, если применялась цифровая фотокамера, прилагаются к протоколу проверки показаний на месте.

Для фиксации образной и звуковой информации о действиях лица, чьи показания проверяются, используется видеозапись. Видеосъемка является более сложным и трудоемким способом фиксации. Необходимо не только выполнить видеозапись процесса производства следственного действия, но и продемонстрировать ее всем участникам проверки. В протоколе делают отметку о просмотре видеозаписи и вносят все поступившие замечания.

Как правило, для осуществления видеозаписи привлекается специалист. Следует ознакомить его с основными пунктами плана проведения проверки показаний и объяснить его функции. Специалист действует под руководством следователя и выполняет его указания о производстве или остановке видеозаписи. Запечатлеваются маршрут следования, указанные проверяемым участки местности или объекты, демонстрационные действия лица, чьи показания проверяются.

Продолжительность проверки нередко довольно значительна, поэтому следует предусмотреть съемку наиболее важных, узловых моментов ее проведения. Это участки местности, объекты, сведения в их связи с проверяемыми показаниями: место обнаружения трупа или его частей, орудий преступления, похищенных ценностей; отрезки маршрута; важные сведения, сообщенные проверяемым лицом.

Вначале рекомендуется снять говорящих участников проверки средним и крупным планом, чтобы затем по видеофильму было легче сориентироваться, кто и что делал, где находился, кто именно произнес ту или иную фразу. Маршрут движения фиксируется выборочно, с выделением ориентиров. После обзорной съемки места проверки важно запечатлеть ее ключевые моменты и те результаты, которые влияют на оценку полученных доказательственных данных.

Помимо фототаблиц и видеофильма, к протоколу проверки показаний на месте может быть приложен план с обозначением маршрута движения, указанием места и других данных, имеющих значение для расследуемого уголовного дела. При допросе обвиняемых и свидетелей перед проверкой показаний целесообразно предложить им собственноручно составить план или схему расположения места, которое они должны указать, определить обстановку на нем и указать путь к этому месту. Последующее сопоставление схемы, нарисованной допрошенным лицом, с планом или схемой, которые будут составлены при проверке показаний на месте, позволяет убедиться в достоверности или ложности полученных сведений.

Результаты проверки показаний на месте могут быть отражены на масштабном или схематичном плане.

После составления план (схема) предоставляется для ознакомления лицу, показания которого проверялись, и понятым. Если высказываются какие-либо замечания, то в плане (схеме) даются добавления или исправления либо по требованию этих лиц они заносятся в протокол проверки показаний на месте. План (схема) должен быть подписан следователем, лицом, чьи показания проверялись, и понятыми.

 

Глава 22. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

§ 1. Контроль и запись переговоров

 

Использование организованными преступными группами и сообществами современных средств связи - от миниатюрных сотовых телефонов до спутниковых каналов, их активное применение при подготовке и совершении самых различных, в том числе тяжких и особо тяжких, преступлений давно побуждает правоохранительные органы к принятию адекватных мер реагирования.

Первым шагом на пути решения проблемы своевременного проникновения в замыслы организованных преступных формирований и получения необходимой информации, позволяющей оперативно предупреждать и раскрывать преступления, стал Закон РСФСР от 12 июня 1990 г., которым были допущены прослушивание и звукозапись переговоров, ведущихся по телефонам и другим переговорным устройствам. Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" дополнил УПК РСФСР ст. 174.1 "Контроль и запись переговоров".

Эти Законы были учтены при разработке Уголовно-процессуального кодекса РФ, в котором данное процессуальное действие регламентировано ст. 186, устанавливающей, что, если имеются достаточные основания полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о деяниях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях только на основании судебного решения, принятого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.

Однако при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их родственников и близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению этих граждан, а при отсутствии их заявлений - на основании судебного решения.

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи переговоров должны быть указаны: уголовное дело, при расследовании которого необходимо их применение; основания производства данного следственного действия; ФИО лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи, срок их осуществления; наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

Свое постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь вместе с постановлением судьи направляет в соответствующий орган, который и исполняет его. Производство контроля и записи может быть разрешено судьей на срок до 6 месяцев, а если необходимость в этом отпадет, прекращено по постановлению следователя. Прекращение должно наступать не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Статья 186 УПК РФ с ориентиром на дальнейшее развитие средств связи допускает контроль и запись не только телефонных, но и иных переговоров. Под ними следует понимать всякий обмен сообщениями, передаваемыми с помощью различных типов коммуникационного оборудования (сетей подвижной и беспроводной связи, персонального радиовызова общего пользования и др.). Это переговоры, которые ведутся по радиосвязи, мобильным телефонам, а также передача информации на пейджер, по телетайпу, факсу, электронной почте. Следует учитывать, что многие преступники пользуются SIM-картами различных операторов связи, имеют несколько номеров мобильных телефонов.

Сама процедура контроля и записи переговоров в ст. 186 УПК РФ не регламентирована, однако санкционировать решение следователя о контроле и записи телефонных и иных переговоров может только суд, причем при наличии к тому законных оснований.

Следует отметить, что имеются ограничения на контроль и запись переговоров лиц, имеющих процессуальный статус, - судей, депутатов парламента, адвокатов и др. В соответствии с решением Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. ни при каких условиях не разрешается прослушивать телефонные переговоры депутата Федерального Собрания РФ. Согласно ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" запрещено прослушивать телефоны судей, пока квалификационная коллегия судей не даст согласия на возбуждение уголовного дела в отношении конкретного судьи.

Отсутствие в УПК РФ четкой регламентации данного действия не позволяет однозначно ответить на вопрос, в каких случаях оно является процессуальным со всеми вытекающими из такого статуса последствиями, а когда - оперативно-розыскным мероприятием, результаты которого могут стать доказательствами по расследуемому уголовному делу лишь при соблюдении ряда необходимых условий.

На первый взгляд ответ ясен: когда контроль и запись переговоров производятся на основании судебного решения, принятого в порядке ст. 165 УПК РФ, налицо процессуальное действие. Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" для производства оперативно-розыскного мероприятия, именуемого "прослушивание телефонных переговоров", тоже необходимо наличие судебного решения. В этой связи разграничить их по данному основанию не удается. Поэтому необходимо раскрыть основное содержание названного оперативно-розыскного мероприятия.

Прослушивание телефонных переговоров представляет собой совокупность действий по конспиративному слуховому контролю с помощью технических средств переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи или односторонних сообщений, и их фиксации для обнаружения сведений о преступной деятельности лица - объекта оперативной заинтересованности, выявления его связей, получения иной информации, полезной для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

Основными условиями для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, кроме уже упомянутого судебного решения, являются наличие специальной информации и документально оформленного задания оперативного подразделения (в форме мотивированного постановления, утвержденного соответствующим руководителем), а также использование только оперативно-технических сил и средств органов МВД и ФСБ России при необходимости подключения к стационарной аппаратуре предприятий связи.

Вместе с тем ч. 6 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрены и упрощенные условия прослушивания телефонных переговоров, обусловленные необходимостью экстренного его проведения. К таким условиям относятся: а) возникновение угрозы жизни, здоровью, собственности гражданина; б) заявление лица или его письменное согласие; в) постановление, утвержденное руководителем оперативно-розыскного органа. Тогда производится прослушивание переговоров, ведущихся только с телефона заявителя, а в течение 48 часов об этом уведомляется соответствующий суд.

Прослушивание телефонных переговоров оформляется рапортом оперативного работника, справкой либо актом. В таком оперативно-служебном документе фиксируются время и место прослушивания, технические характеристики средств звукозаписи, содержание полученной фонограммы. К документу прикладываются (в опечатанном виде) фонозаписи переговоров без изъятия или монтажа фонограммы.

На основании сопоставления можно сделать вывод, что различие между процессуальным действием и оперативно-розыскным мероприятием - в доказательственном значении полученных результатов, основания же их проведения во многом совпадают. Такими основаниями являются: а) непосредственное усмотрение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, после получения сведений о преступлении и причастных к нему лицах, о событиях и действиях, угрожающих безопасности страны, и о лицах, пропавших без вести; б) обоснованное предположение органа расследования о возможности получения путем контроля и записи переговоров сведений, имеющих существенное значение для расследуемого уголовного дела; в) наличие угрозы насилием, вымогательства или других противоправных действий в отношении потерпевшего, свидетеля, их родственников или иных связанных с ними лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: