В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебный курс ОРКСЭ в объёме 34 часа, рассчитанный на обучение в 4 классе, является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. На понимание значения этих традиций в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Курс включает в себя 6 модулей, один из которых изучается учащимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Каждый из шести модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Большинство учащихся, совместно с родителями, выбирают модуль «Основы православной культуры», и это не случайно. Культуру составляет все, что создается человеком, людьми для жизни. Это принятые обычаи, законы, нормы поведения. Соответственно, православная культура – это все, что создано верующими в Бога православными христианами. Более 1000 лет назад, в 988 году, совершилось Крещение Руси, русский народ принял христианскую веру, православие. Эта культура развивается на огромных просторах России: строятся и восстанавливаются храмы, пишутся иконы, народ хранит обычаи и нравственные правила, позволяющие разумно жить в этом мире каждому человеку. Об этом дети и узнают на уроках ОПК. Религия по одному из значений этого слова, означает «связывать», «воссоединять», поэтому в религии устанавливаются, сохраняются и соблюдаются такие правила жизни, которые соединяют человека с Богом как источником добра, истины и красоты.
|
Еще родителями выбирается такой модуль как «Основы светской этики». Вспомним, что обозначает слово «этика», пришедшее к нам из Древней Греции и переводимое как «нрав», «обычай». Этот курс знакомит с правилами поведения и тем, как вести себя в обществе, в свете. Основные понятия: вежливость, добро и зло, дружба и порядочность, честность и доверие. Цель курса – помочь познать этику общения и правила этикета, чтобы в жизни ребенок мог руководствоваться этими правилами, стать культурным и воспитанным человеком.
Можно ли за один год этого курса воспитать в ребенке моральные нормы? Безусловно, моральные нормы невозможно сформировать за один учебный год. Но именно в возрасте десяти лет младший подросток начинает серьезно задумываться над вопросами нравственности, именно в этом возрасте идет процесс формирования его личности. И то, каким он будет, зависит от ценностных ориентиров, заложенных в нём в это время. Поэтому 10-летний возраст – важный именно для духовно-нравственного развития.
|
Место ОРКСЭ в программе обучения. Итак, курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Кроме того, по месту в учебном плане и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Во-первых, четвёртый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования – умения учиться. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов в качестве основного ресурса самообразования. Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Учебный курс ОРКСЭ, с одной стороны, дополняет обществоведческие аспекты предметов «Литературное чтение», «Искусство» и подобных. С другой стороны, ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
|
Какие проблемы возникают у учителя, преподающего предмет «Основы православной культуры» (ОПК)? Во-первых, конечно проблемы, связанные с освоением его предметного содержания: необходимости знания хотя бы азов православия, чтобы не искажать его сути, и определенного понимания культуры.
Во-вторых, проблемы использования основных идей ФГОС на образовательном поле: применение системно-деятельностного подхода, формирование универсальных учебных действий в курсе ОПК, выбор адекватных педагогических технологий, методик и т.д.
В-третьих, методологические проблемы, связанные с ответами на вопросы: Что является содержанием обучения и основным предметом освоения учебной дисциплины? Каковы истинные цели и задачи обучения, как решить эти задачи? Какова роль учителя и ученика на уроке?
Учитель не только автор урока, но один из героев, когда происходит некое раздвоение – «у меня есть авторское понимание происходящего на уроке, но внутри него мне, как участнику коммуникативного события, отведено сейчас место как одному из равноправных действующих лиц». Другими словами, на таком уроке учитель реализует совершенно иные коммуникативные цели: не «сообщить информацию о…», а «поделиться мыслями и чувствами». Тогда в сознании учеников возникает позитивный образ учителя, у них возникает желание работать в предмете: «я хочу с этим учителем делить свое знание». Опыт преподавания ОПК в 4 классах свидетельствует об эффективности именно такого подхода, при котором учитель создает ситуацию общения ученика с автором и героем произведения, для которых православная вера есть сущность и основание мировоззрения, т.е. ситуацию общения с идеальным православным христианином.
Переживая вместе с героями произведений происходящие события, размышляя вместе с ними о смерти и воскресении Христа (в романе Ивана Шмелева «Лето Господне»), о совершенных грехах (в рассказе Василия Никифорова-Волгина «Великий Пост»), учащийся и приобретает те поведенческие и мыслительные стратегии, которые характерны для православного человека. Идея взаимопонимания и общения, предметом которого является произведение – в настоящее время одна из наиболее плодотворных социокультурных идей в сфере гуманитарного мышления. В контексте этой идеи можно предположить, что коммуникативное событие на уроке ОПК возникает тогда, когда предметом общения учителя и учащихся становится произведение православной культуры.
По мнению ряда исследователей, «основная цель обучения есть формирование культуры предметного мышления: исторического, математического и т.п. В жизни преимущественно это обеспечивается не передачей и усвоением информации, а восприятием культуры общения. В этом случае передача и получение информации лишь средство, при помощи которого мы совершаем эффективное общение – результативное общение, при котором реализуется коммуникативная задача как практического, так и духовного плана».
Реализуя эффективное общение, мы превращаем урок в коммуникативное событие, когда случается что-то непредвиденное, в сфере взаимодействия сознаний при общении что-то меняется: личностная картина мира, жизненная позиция или система ценностей. Причем это изменение должно быть и для учителя, и для ученика.
Следуя логике, стратегическая цель учителя ОПК – формирование культуры православного мышления. Подчеркнем, что это никак не связано с воцерковлением ребенка, ибо воцерковление личности – задача семьи и Церкви.
Разработку ряда учебных занятий в выбранном ключе и соответствующее методическое описание можно посмотреть:
- в учебно-методическом пособии для учителей общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов «Основы православной культуры: первые уроки в школе» авторов С.Б.Владова, А.М.Денисов, Н.П.Шитякова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012, 195 с. – серия «Педагогическая мастерская»;
- Игумен Георгий (Шестун). Православная культура – предмет, открывающий свет. Режим доступа https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37909.php
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. – М.: «Баласс», «С-инфо», 2002.