Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Приступая к коррекционной работе с таким ребенком, учитель-логопед уже на первом этапе – диагностическом - сталкивается с объективными трудностями. При наличии большого количества различного рода логопедической и психологической литературы по проблеме моторной алалии, в ней делается акцент на разные аспекты изучения и коррекции речи у детей, в речевом арсенале которых присутствуют элементарные фразовые конструкции. Изучение состояния речи «неговорящих» алаликов затруднено из-за отсутствия специальной методики обследования этой категории детей. Специалисты указывают на трудности подбора стимульного материала для логопедического обследования, сложность фиксирования и обработки результатов. Эффективность коррекционной работы с ребенком при наличии у него моторной алалии определяется правильностью оценки структуры речевого дефекта и степени выраженности нарушения речи. Предлагаемая процедура обследования позволяет наиболее полно провести изучение состояния речи ребенка с моторной алалией и на основании его составить индивидуальную коррекционную программу. Обследование включает четыре раздела, различающихся целями и методами обследования:
· сбор анамнестических данных о ребенке
· осмотр
· наблюдение
· обследование речи (тестирование).
В разделе «Сбор анамнестических данных о ребенке» делаются соответствующие записи в каждой графе (на основании медицинской карты, документов ЦКРОиР, беседы с родителями).
В разделе «Осмотр» фиксируются данные о строении артикуляционного аппарата ребенка, полученные в результате визуального обследования органов артикуляции (нужная позиция подчеркивается, отсутствующие позиции дописываются в соответствующей графе)
В разделе «Наблюдение» отражаются сведения о состоянии эмоциональной сферы, использовании невербальных средств общения, особенностях внимания и вступления в контакт (в том числе и вербальный) с окружающими (отмечаются по шкале от 0 до 4 баллов)
В разделе «Обследование речи (тестирование)» производится подсчет набранных ребенком баллов при выполнении предложенных заданий, вычисляется степень успешности выполнения каждого блока заданий, вычерчивается индивидуальный речевой профиль обследуемого ребенка.
За основу предлагаемого исследования взята стандартизированная методика Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой, предполагающая балльно-уровневую систему оценки состояния речи детей. Предлагается 160 проб, максимальное количество баллов за выполнение которых составляет 180. Каждая проба оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение (сумма баллов за весь тест - N) переводится в процентное выражение (успешность выполнения). Таким образом, если 180 баллов составляет 100% успешности выполнения, то процент успешности выполнения каждым испытуемым высчитывается как N х 100: 180. Вычисленное процентное выражение соотносится с одной из четырех степеней успешности:
I степень успешности – до 49 % включительно;
II степень успешности – от 50 до 64%;
III степень успешности – от 65 до 79 %;
IY степень успешности – от 80 до 100%.
Для получения индивидуального речевого профиля необходимо вычислить степень успешности выполнения каждого блока заданий в процентном отношении (набранное количество баллов умножить на 100 и разделить на максимально возможный результат, который обозначен в таблице после каждого блока). На оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий, на оси абсцисс – ключевые задания блоков:
1. Понимание лексических обобщений
2. Понимание грамматических обобщений
3. Фонематическое восприятие
4. Артикуляционная моторика
5. Слоговая структура слова
6. Звукопроизношение
7. Грамматический строй речи
8. Словарный запас
9. Словообразование
10. Связная речь
11. Общая моторика
12. Мелкая моторика
13. Ритм
После каждой пробы в бланке обследования имеется место для выставления количества баллов за пробу. После подсчета баллов и производства необходимых вычислений, результат записывается в пустой квадрат в графе «Баллы». Цифры, записанные в квадратах, являются ключевыми для вычерчивания индивидуального речевого профиля ребенка и откладываются на оси графика. Индивидуальный речевой профиль позволяет выделить наиболее благополучные и наименее сформированные компоненты речевой системы и наметить мероприятия плана коррекционной работы с ребенком
Логопедическое обследование ребенка с моторной алалией [1]
1. Анамнестические данные о ребенке
1. | Анкетные данные | 1. Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________________ 2. Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________________________ 3. Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________________________ 4. Возраст (количество лет, месяцев) ________________________________________________________________ 5. Домашний адрес, телефон _______________________________________________________________________ 6. Из какого детского дошкольного учреждения прибыл ________________________________________________ 7. Дата поступления в группу (на ПКПП) (номер протокола обследования в ЦКРОиР, от какого числа)__________________________________________________________________________________________ 8. Заключение медико-психолого- педагогической комиссии _______________________________________________ _ | Записываются на основании медицинской карты, заключения ЦКРОиР, МППК (подчеркнуть) |
2. | Сведения о родителях | 1. Мать, ее возраст__________________________________________________________________________________ 2. Отец, его возраст ________________________________________________________________________________ 3. Другие члены семьи, живущие в данной семье _______________________________________________________ 4. Жалобы родителей _____________________________________________________________________________ 5. Речь родителей: грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования) ________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ 6. 6. Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников)________________________________________________________________________________ 7. _________________________________________________________________________________________________ | Сведения из беседы с родителями, записей медицинской карты (подчеркнуть) |
3. | Общий анамнез | 1. От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов______________________________________ 2. Характер беременности (падения, травмы, психозы, токсикоз, хронические и инфекционные заболевания) ________________________________________________________________________________________________ 3. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные) _______________________________________________________________________________________________ 4. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция __________________________________________ 5. Крик: был, нет _________________________________________________________________________________ 6. Асфиксия (синяя, белая) _________________________________________________________________________ 7. Резус-фактор: отрицательный, совместимость ______________________________________________________ 8. Вес и рост ребенка при рождении ________________________________________________________________ 9. Вскармливание ________________________________________________________________________________ 10. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал, поперхивался; вскармливание до … мес. _________________________________________________________________________________________ 11. Последующее вскармливание: смешанное, искусственное___________________________________________ 12. Дополнительное пребывание в роддоме, причины_________________________________________________ 13. Особенности раннего развития (держит голову с …, сидит с …, ходит с …, к году … зубов) __________________ ______________________________________________________________________________________________ 14. Перенесенные заболевания (до 1 года, от 1 года до 3 лет) ___________________________________________ 15. Органические заболевания нервной системы: инфекционные заболевания (бактериальная или вирусная инфекция) и интоксикации, травмы нервной системы (время перенесения травмы). Ликвородинамические нарушения после черепно-мозговых травм и инфекций ______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 16. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина и др.) _________________________________________________ 17. Соматические заболевания: простудные, пневмония, воспалительные процессы уха и др. _________________ ______________________________________________________________________________________________ 18. Судороги при высокой температуре ________________________________________________________________ 19. Состояние слуха ________________________________________________________________________________ 20. Состояние зрения _____________________________________________________________________________ | Сведения из беседы с родителями, из медицинской карты ребенка |
2. Осмотр
№ | Органы артикуляции | Особенности строения | Норма |
Губы | Толстые, тонкие, короткие, хейлоскиз (расщелина губы); прохейлия (увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой). | Нормальное строение | |
Зубы | Редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие диастемы | Нормальное строение | |
Прикус | Прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрестный (смещение челюстей относительно друг друга), глубокий, открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости), сужение челюстей (одностороннее, двухстороннее), микрогения (маленький размер нижней челюсти) | Ортогнатический | |
Твердое небо | Палатосхиз (расщелины нёба); послеоперационные рубцы; высокое (синонимы: готическое, куполообразное, глубокое) нёбо, узкое небо. | Нормальное строение | |
Мягкое небо | Длинное, короткое, с послеоперационными рубцами, субмукозная щель, раздвоенное | Нормальное строение | |
Язык | Макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка. | Нормальное строение |
Примечание: подчеркнуть нужное
3. Наблюдение
№ | Функция | Результат | Балл |
Контакт | В контакт не вступает Контакт формальный В контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованности Контакт избирательный или легко устанавливает контакт | ||
Эмоциональная сфера | Пассивный, вялый, инертный Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность Колебания настроения, эмоциональная лабильность Активный, бодрый, эмоциональный | ||
Средства общения | Общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса Общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, аморфных слов-корней, жестов Речевые средства общения | ||
Понимание жестов и мимики | Не понимает Понимает конкретные жесты Понимает кивки, указательные жесты, простую мимику Понимает жестовые и мимические движения | ||
Использование жестов и мимики | Не использует жесты и мимику Показывает нужное конкретной демонстрацией действия, прикосновением к объекту Показывает объекты на расстоянии, показывает жестом желаемое Использует сложную мимику и жесты | ||
Внимание | Плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте Внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается Внимание достаточно устойчивое Длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту | ||
8. | Переключаемость | Не переключается с одного действия на другое при их смене (продолжает выполнять предыдущее) Для переключения с одного задания на другое требуется сопряженное выполнение этого действия Переключается с одного задания на другое после предъявления образца следующего действия Легко переключается на другое задание без организующей помощи педагога |
Примечание: отметить результат наблюдения в графе «балл»
4. Обследование речи (тестирование)
№ | I блок: Исследование понимания речи | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | |||||
Понимание лексических категорий | |||||||||
Понимание конкретных существительных | 1 балл – правильное выполнение задания 0,5 – выполняет после нескольких повторений 0,25 – с трудом понимает обращенную речь 0 – не выполняет | Покажи: куклу _____ зайчика ______ мячик _____ матрешку ______ машину______ Возьми: машину _____ кошку ______ пирамидку ______ кубик ____ мишку ______ | |||||||
Понимание обобщающих слов | Покажи на картинках: игрушки ______ животных _______ цветы ____ посуду _______ одежду ________ | ||||||||
Понимание действий | Покажи на картинках: играет _______ ест ______ сидит _____ спит _______ бежит ______ | ||||||||
Понимание поручений (по речевой инструкции) | дай куклу _____ нарисуй мяч _____ покачай мишку ______ посади зайку _____ покорми птичку _____ Всего: 25 проб, максимально - 25 баллов Степень успешности: _____ х 100: 25 = _____ | ![]() | |||||||
Понимание грамматических категорий | |||||||||
Понимание форм ед и мн. числа существительных | 1 балл – правильное выполнение задания 0,5 – выполняет после нескольких повторений 0,25 – с трудом понимает обращенную речь 0 – не выполняет | Покажи на картинках: шар – шары ____ глаз – глаза _____ рука – руки _____ кукла – куклы ____ елка – елки ____ | |||||||
Понимание падежных конструкций | Выполни: положи карандаш на стол ______ спрячь мяч под стол ______ положи конфету в коробку ______ спрячь руки за спину _____ достань машину из шкафа _____ | ||||||||
Понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме | Покажи, где на картинках нарисованы:
шар – шарик _____ носок – носочек ______
собака – собачка ______ яблоко - яблочко ______
![]() | ||||||||
№ | II блок: Исследование сенсомоторного уровня речи | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | |||||
Состояние фонематического восприятия | 1балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления 0,5 – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому 0,25 – неточно воспроизводит оба члена пары (перестановка слогов, их замена пропуск) 0 – не воспроизводит | Повторяй:
ТА _____ НА-НА _____ БА- ТА ____
МА ____ БА-НА _____ ПА-БА _____
ПА-ПА ___ НА-ГА _____ БА-ПА _____
МА-МА-ПА _____
10 проб, максимально - 10 баллов
![]() | |||||||
Состояние артикуляционной моторики | 1 балл – правильно выполняет движения 0,5 – выполняет медленно и напряженно 0,25 – выполняет с ошибками: длительный поиск позы, синкинезии, гиперкинезы, искажение артикуляционной позы 0 – не выполняет | Выполняй движения (по подражанию): «Улыбка» _____ «Кошка лакает» ______ «Лопаточка» _____ «Вкусное варенье» _____ «Маятник» ______ 5 проб, максимально - 5 баллов Степень успешности: _____х 100: 5 = _____ | ![]() | ||||||
Сформированность звукослоговой структуры слова | 1 балл – правильное и точное воспроизведение количества звуков в словах в темпе предъявления 0,5 – замедленное послоговое воспроизведение с соблюдением количества звуков в стечениях согласных 0, 25- искажение структуры слова (пропуски, перестановки звуков и слогов внутри слова, отсутствие первого или последнего звука в словах) 0 – пропускает согласные в слове или не воспроизводит слово | Повторяй слова (или Называй предметы на картинках)[2]:
усы _____ каша ______ кубики ______
дом _____ сумка _____ зайчик______
хлеб _____ мишка ______ самолет _____
бабушка _____
![]() | |||||||
Состояние звукопроизношения | 1 балл – произносит звук в любых речевых ситуациях 0,5 – изолированно и отраженно произносит правильно, в слоге и слове изменяет или искажает 0, 25 – изолированно звук произносит правильно, в самостоятельной речи не автоматизирован 0 – в любой позиции звук нарушен Примечание: Начинать исследование необходимо с предъявления слова. Если ребенок искажает слоговую структуру и не произносит нужный звук, можно предложить слово более простой структуры. Если ребенок не произносит звук в слове, ему предлагают произнести слог, если не произносит звук в слоге, просят воспроизвести изолированный звук. Результаты отмечаются в соответствующей графе бланка исследования. | Повторяй слова (или Называй картинки) | |||||||
Звуки | Характер произношения звуков | ||||||||
Изолир | В слогах | В словах | |||||||
А О У Ы И В Д Б Г С З СЬ ЗЬ Ц Ш Ч Ж Щ Л Р ЛЬ РЬ М Н Й | Аня, Ваня, вода _____
Оля, сок, ведро _____
Уши, кукла _____
Сыр, шары _____
Ира, книга, санки _____
Ваза, сова, вилка ____
Дом, еда, дети ____
Банка, рубашка, обед _____
Гуси, нога, сапоги _____
Собака, миска, нос _____
Зайка, коза ____
Сердце, письмо, гусь ____
Зина, магазин ____
Цыпленок![]() | ||||||||
№ | III блок: Состояние грамматического строя речи и словоизменения | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | |||||
Употребление существительных в ед и мн. числе | 0,5 – образует правильно каждое слово II группы 0,25 – образует правильно каждое слово I группы, 0 – не образует | Назови картинки: I группа слов: кукла- куклы, глаз – глаза, нос – носы, зуб – зубы _____ II группа слов: дом – дома; стол -столы ______ | |||||||
Употребление существительных в форме ед. числа винит. и родит. падежа | Ответь, что видишь на картинке: I группа слов - мяч, шар, куклу, собаку _______ II группа слов - кубики, ежика _______ Ответь, чего не стало (убирает картинки): I группа слов - мяча, куклы, дома, собаки _______ II группа слов – кубиков, карандашей ____ | ||||||||
Употребление прилагательных и существительных в ед и мн. числе женского, мужского и среднего рода | Ответь, какие игрушки? I группа слов: мяч (большой, маленький); шар (большой, маленький); птичка (большая, маленькая); кубики (большие, маленькие) ____ II группа слов: чашка (большая, маленькая); яблоко (большое, маленькое) ____ | ||||||||
Употребление предложно-падежных конструкций | 1 балл – образует правильно все формы слов 0,5 – правильно употребляет окончание, а предлог неправильно (или отсутствует) 0,25 – правильно употребляет предлог, а окончание неправильно 0 – не образует | Посмотри на игрушки. Скажи, где сидит мишка: на стуле _______ в сумке ______ за столом _______ в шкафу ______ под шкафом _____ под стулом _____ за шкафом _____ Всего: 15 проб, максимально - 15 баллов Степень успешности: _____х 100: 15 = _____ | ![]() | ||||||
№ | IY блок: Исследование словаря и навыков словообразования | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | |||||
Словарь | |||||||||
Состояние предметного словаря | 1 балл – дает правильный ответ 0,5 – дает правильный ответ после принятия помощи 0,25 – форму образует неверно 0 – задание не выполняет | Назови, что видишь на картинках: игрушки (5 названий) ____ посуда (5 названий) _____ животные (5 названий) ____ одежда (5 названий) _____ предметы быта (5 названий) ____ | |||||||
Состояние глагольного словаря | Скажи, кто что делает на картинках: кушает _____ моет _____ кричит _____ спит _____ бегает ____ | ||||||||
Состояние качественного словаря | Ответь, какой предмет
по цвету (основные цвета) _____
по размеру (большой-маленький) ______
по форме (шарик-кубик-кирпичик) ______
![]() | ||||||||
Словообразование | |||||||||
Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 1 балл – дает правильный ответ 0,5 – дает правильный ответ после принятия помощи 0,25 – форму образует неверно 0 – задание не выполняет | Скажи, как назовешь маленькие предметы: нога _____ рот _____ кукла _____ нос ______ рука ______ 5 проб, максимально - 5 баллов Степень успешности: _____х 100: 5 = _____ | ![]() | ||||||
№ | Y блок: Исследование связной речи | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | |||||
Повторение 2-3 словной фразы | 5 баллов – повторяет (говорит) самостоятельно 2,5 – повторяет (говорит) после принятия организующей помощи 1 – повторяет (говорит) по вопросам педагога 0 – повтор (проговаривание) недоступен (недоступно) | Послушай и повтори (илиСкажи, что видишь на картинке) Вот мама ____ Киса (кошка) ест (ням-ням) ____ Мама, на (дай) _____ Ляля сидит _____ Папа спит (бай-бай) _____ 5 проб, максимально - 25 баллов Степень успешности: _____х 100: 25 = _____ | ![]() | ||||||
№ | YI блок: Исследование общей и мелкой моторики | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | |||||
Общая моторика | |||||||||
Движения рук и плечевого пояса | 1 балл - правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза 0,5 – выполняет правильно, но после повторения инструкции или в замедленном темпе 0,25 –неполный объем движений, некоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняет 0 – не выполняет движения | Выполни вместе со мной (показ): Подними руки вверх (покажи, какой ты большой) _____ Покажи, как летают птицы, как машут крыльями ______ | |||||||
Движения туловища | Выполни вместе со мной(показ): Покачайся, как маятник часов (тик-так)_______ Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать) _____ | ||||||||
Движения ног и равновесие | Выполни: Покажи, каким ты был маленьким (приседание) _____ Покажи, как петушок стоит на одной ноге ______ Прыгай на одной ноге (до ориентира) _______ Перешагни через кубики (ходьба с высоким подниманием колен)_____ | ||||||||
Статическая координация движений | Выполни: Вытяни руки вперед и закрой глаза. Постой так (5 сек) _____ | ||||||||
Динамическая координация движений | Выполни вместе со мной: Шагай, как солдат (маршировка) _____ Приседай три раза _____ | ||||||||
Пространственная ориентировка | Выполни(по инструкции): игрушку вверх _____ спрячь игрушку сзади _____ игрушку вперед _____ посмотри, что вокруг тебя _____ Всего: 15 проб, максимально 15 баллов Степень успешности: _____х 100: 15 =_____ | ![]() | |||||||
Мелкая моторика | |||||||||
7. | Кинестетическая основа движений пальцев рук | 1 балл - правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза 0,5 – выполняет правильно, но после повторе ния инструкции или в замедленном темпе 0,25 –неполный объем движений, некоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняет 0 – не выполняет движения | Делай, как я (показ): «Кулак» (поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно)_____ «Ладонь» (поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно)_____ «Коза» (указательный и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты; поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно) ____ «Колечко» (поочередно каждый палец соприкасается с большим сначала на одной руке, потом на другой) _______ «Ушки зайчика» (указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные сжаты; поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно) ____ «Очки» (одновременно «колечки» обеими руками) ______ | ||||||
Кинетическая основа движений пальцев рук | Выполни вместе со мной: Разгибай пальцы из кулака по одному ____ Загибай пальцы в кулачок по одному _____ «Пальчики здороваются» (обе руки) _____ «Играй на пианино» (обе руки) _____ Всего: 10 проб, максимально – 10 баллов Степень успешности: _____х 100: 10 = _____ | ![]() | |||||||
№ | YII блок: Исследование ритма | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | |||||
Воспроизведение простых ритмов | 1 балл - правильно и точно воспроизводит ритм 0, 5 – ритм искажает, соблюдая количество ударов 0,25 – ритм искажает, не соблюдает количество ударов 0 – ритм не воспроизводит | Послушай и постучи, как я: Х Х _____ ХХ Х ______ ХХ ХХ _____ ХХХ _____ Х ХХ _____ Всего: 5 проб, максимально – 5 баллов Степень успешности: _____х 100: 10 = _____ | ![]() | ||||||
Логопедическое заключение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
План логопедических мероприятий ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В качестве примера приведен индивидуальный речевой профиль Жени П. (4г 1 мес.). Из графика видно, что речевое нарушение данного ребенка характеризуется неравномерным выраженным недоразвитием компонентов речевой системы. Самой благополучной областью развития является общая моторика, в значительной степени нарушены слоговая структура слова, звукопроизношение, словообразование. Наиболее нарушенными являются фонематическое восприятие и связная речь.
[1] Предлагаемая форма может использоваться как протокол обследования.
[2] Следует учитывать, что дети с афферентной моторной формой алалии затрудняются повторить услышанное название предмета, в то время как самостоятельно этот предмет называют, поэтому: 1) для них более приемлема инструкция «назови», а не «повтори»; 2) отсутствие произвольного повторения слова может являться дифференциальным диагностическим признаком при афферентной моторной алалии.