University, Chelyabinsk)




УДК

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.А. Василькова (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск)

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND METHODICAL SUPPORT FOR APPLICATION OF THE CASE METHOD IN THE PROCESS OF TEACHING VOCATIONAL TRAINING METHODS

N.А. Vasilkova (South Ural State Humanitarian-Pedagogical

University, Chelyabinsk)

Решение задачи формирования профессиональных компетенций с учетом требований профессионального стандарта педагога профессионального обучения требует применения соответствующих средств и методов обучения. Применяемые средства и методы должны обеспечивать формирование профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения путем «погружения в проблему», рассмотрения обучаемыми объектов и процессов в их взаимосвязи на основе комплексных знаний.

В работе теоретически обоснован процесс разработки учебно-методического обеспечения при применении кейс-метода по методике профессионального обучения. Представлена и обоснована тематика кейсов, описаны ситуации профессиональной деятельности, дана структура организационно-методического обеспечения по дисциплине при применении кейс-метода, предложены кейс-задания.

 

The solution of the problem of the formation of professional competencies, taking into account the requirements of the professional standard of the teacher of vocational training, requires the use of appropriate training tools and methods. Applied tools and methods should ensure the formation of professional competencies of future teachers of vocational training by "immersion in the problem", consideration by the trainees of objects and processes in their relationship based on comprehensive knowledge.

The work theoretically substantiates the process of developing educational and methodological support when applying the case method according to the vocational training methodology. Subjects of cases are presented and justified, situations of professional activity are described, the structure of educational and methodological support for the discipline is given when applying the case method, case assignments are proposed.

 

Ключевые слова: метод, кейс, кейс-метод, кейс-задача, методика профессионального обучения, учебно-методическое обеспечение при применении кейс-метода на занятиях по методике профессионального обучения, подходы к созданию проблемных ситуаций, выбору вида кейса; принципы работы с кейсом, уровень проблемности кейса, тип кейса, структура кейса, источники формирования содержания кейса, особенности содержания кейса, требования к содержанию кейса, характер кейс-задания, вид кейс-задачи, этапы разработки и подготовки кейса.

 

Keywords: method, case, case method, case task, vocational training methodology, educational and methodological support when applying the case method in the classroom according to the vocational training methodology, approaches to creating problem situations, choosing the type of case; principles of work with the case, the level of problem of the case, the type of case, the structure of the case, the sources of the formation of the contents of the case, the specifics of the contents of the case, the requirements for the contents of the case, the nature of the case task, the type of case task, the stages of development and preparation of the case.

 

Традиционные методы преподавания методики профессионального обучения (словесные, наглядные, практические) не в полной мере обеспечивают формирование профессиональных компетенций и их компонентов, обусловленных профессиональным стандартом педагога профессионального обучения.

Повышение требований к студентам, обучающимся направлению высшего образования «Профессиональное обучение (по отраслям)», обязывает преподавателя методики профессионального обучения находить и применять соответствующие методы, которые позволили бы решить задачу формирования профессиональных компетенций с учетом требований профессионального стандарта.

Одним из таких методов может выступать кейс-метод, обладающий определенными преимуществами и позволяющий «погружать в проблему», изучать объекты и процессы в их взаимосвязи, применять комплексные знания [10, с. 247].

Материалами исследования стали публикации, посвященные научному обоснованию данных о применении кейс-метода в процессе преподавания дисциплин. Изучение проблемы учебно-методического обеспечения при применении кейс-метода обусловлено теоретико-методологическими аспектами данной проблемы в части разработки кейсов, организации работы с кейсами.

Методологические подходы к исследованию кейс-метода представлены в работах по анализу активных, инновационных, интерактивных методов обучения, в исследованиях по применению инновационных технологий, формированию профессиональных компетенций обучающихся, применению интерактивных технологий.

Изучим те направления проблемы, которые уже нашли свое отражение в результатах исследований и которые имеют значение для обоснования значения процесса разработки учебно-методического обеспечения при реализации кейс-метода.

В научной литературе представлены трактовки кейс-метода, даны самые различные аспекты его рассмотрения. Авторами даны определения и показана суть кейс-метода [11; 12, с. 75]; определена связь кейс-метода с системой методов обучения, место, которое занимает этот метод в структуре активных методов обучения [8]; особенности кейс-метода [8, с. 155]; описаны цели метода [11; 12, с. 75; 14, с. 88]; виды создаваемых проблемных ситуаций как основы создания кейсов [12, с. 76; 8, с. 157];

В работах авторов выявлены значение и задачи применения данного метода в учебном процессе [13, с. 18]; выделены преимущества и достоинства данного метода по сравнению с другими [10, с. 247; 13, с. 18]; подходы к реализации кейс-метода [1, с. 222].

В отдельных работах анализируется понятие кейса как основы применения кейс-метода [11; 14]; представлена классификация кейсов: основания классификации, виды классификации кейсов [2, с. 23-24; 3, с. 10; 8, с. 158; 11, с. 11; 13, с. 23; 14, с. 89]; источники формирования и варианты получения кейса [11, с. 10]; структурная характеристика кейсов [11, с. 12; 15]; особенности содержания кейса [10, с. 247], структура кейс-задания [10, с. 247], понятие и виды кейс-задач [8, с. 157], требования к содержанию кейсов [13]. Изучена технология разработки кейсов: этапы подготовки кейса, требования к кейсу [12; 11, с. 13].

Не оставлено вниманием авторов изучение преимущества кейсов [11, с. 7, 14], целей и задач применения кейсов [13, с. 18]; организации работы с кейсами.

В целом ряде работ изучена результативность применения кейсов [8; 11, с. 14].

Кейс-метод понимается различными авторами как «метод конкретных ситуаций (case-study)», «метод анализа конкретных ситуаций» [8; 10-12], как разновидность исследовательской технологии [3], как педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или на реальной ситуации профессиональной деятельности [12, с. 75], как разновидность имитационных методов [8].

Авторы, рассматривая кейс-метод, отмечают, что он относится к активным методам обучения и занимает место имитационных методов как игровых, так и не игровых [8].

Суть метода состоит в том, что он существует для формирования профессиональных компетенций путем решения ситуационных задач – кейсов [10, с. 247], для организации исследовательской работы, описания конкретной ситуации, для осмысления, отражения практических проблем и побуждения к их решению [11, с. 6].

Цель метода – в научении студентов анализировать информацию, определять проблему, искать пути решения, составлять программу действий [12, с. 75]. В литературе выделяются такие образовательные цели кейс-метода как возможность демонстрации компетенций: принятия решений, проведения анализа, применения инструментария, решения задач, эффективного использования имеющейся документации для разработки программы действий [13, с. 19].

Особенность кейс-метода в том, что он позволяет целенаправленно активизировать мышление обучающихся, достичь высокой степени вовлеченности студентов в учебный процесс, повысить мотивацию, интенсифицировать учебную деятельность, организовать творческое решение проблем [8, с. 155].

Авторы анализируют виды проблемных ситуаций, выступающих основой применения кейс-метода: ситуации-проблемы, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения [8, с. 157], при этом ситуации должны соответствовать изучаемому содержанию, содержать необходимое количество информации, отражать реальный сюжет профессиональной деятельности [12, с. 76].

Основными дидактическими задачами кейс-метода, по мнению авторов, выступают: возможность применять верные решения в условиях неопределенности; разрабатывать алгоритм принятия решения; овладевать навыками исследования ситуаций; разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат [13, с. 18].

К достоинствам и преимуществам данного метода авторы относят самостоятельную выработку обучающимися недостающего знания, формирование навыков профессиональной деятельности, формирование профессиональных компетенций и трудовых функций в целом [10, с. 247; 13, с. 18], возможность соотносить объем полученных знаний с реальной профессиональной ситуацией, сочетать индивидуальную работу с групповой [12, с. 75].

Определены два основных подхода к реализации метода: первый подход – создание преподавателем проблемной ситуации с ее описанием и организацией поиска ее решения, моделированием вариантов решений и получением результата; второй подход – свободный выбор студентами сферы исследования, самостоятельный подбор инструментария, изучение студентами объекта исследования на основе анализа материалов, самостоятельная формулировка проблемы и описание путей ее решения [1, с. 222].

Под кейсом авторы понимают ситуационную задачу [10, с. 247], пакет документов [14, с. 87], разновидность производственной ситуации, практическую ситуацию, позволяющую наполнить учебный процесс значимым для практической деятельности материалом [8, с. 155], описание ситуации, которая содержит проблему и которую задает преподаватель для ее анализа, оценки и решения [12, с. 76], интеллектуальный продукт, создаваемый преподавателем [11, с. 10] для организации учебного процесса.

При этом авторы выделяют возможные виды создаваемых ситуаций: ситуации-проблемы, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения [8, с. 157].

Основными требованиями к ситуациям выступают их соответствие содержанию обучения, отражение реального сюжета профессиональной деятельности, необходимое количество предоставляемой информации, наличие сопроводительных инструкций [12, с. 76].

Среди оснований классификации кейсов авторы называют формы представления кейсов (печатная форма, аудиоформа, видеоформа, мультимедийная форма кейса), объем заложенный в кейс информации (объемные кейсы, краткие, кейсы, дающие описание одного события, кейсы, дающие историю нескольких событий) [3], источники проблемы, сюжета (практические, обучающие, исследовательские), принципы работы (иллюстративные, открытые, интерактивные) [12, с. 14], решаемые задачи (аналитические, расчетные, иллюстративные, креативные, направленные на развитие способов решения проблем) [8, с. 158], тематика занятий, источники исходной информации (информация о реальных событиях, вымышленная информация) [11, с. 11-12], уровень проблемности (кейсы без формулировки проблемы, кейс с заданной проблемой, кейс-упражнение прикладного значения) [13, с. 23].

Основаниями классификации кейсов в работе Т.Н. Чумаковой названы функции кейса, объем кейса, цели и задачи учебного процесса, наличие сюжета [14, с. 89].

Классификация кейсов по учебным задачам, кейс-заданиям, по задачам преподавания (кейсы, обучающие анализу и оценке, кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений, кейсы, иллюстрирующие проблему), по типам кейсов (структурный кейс, кейс-«маленькие наброски», кейсы-знакомства с понятиями) представлена в работе С.В. Беспаловой и А.Я. Кармишиной [3].

Среди источников формирования и вариантов получения кейса авторами обозначены: предстоящая профессиональная деятельность обучающихся, система образования и наука [11, с. 10].

В работах также дается структура кейсов:

- ситуация,

- контекст ситуации (места, действия),

- комментарии ситуации,

- вопросы (задания) для работы с кейсом,

- приложения [11, с. 12; 15].

По-иному определена структура кейса в работе Н.В. Шарыповой и Н.В. Павловой:

- информационная часть кейса,

- предлагаемые обстоятельства,

- творческое испытание [15, с. 300].

На основании анализа работ было выявлено, что стандарт представления кейсов пока не определен [3].

Авторы описывают особенности содержания кейса: информационный блок (теоретический, нормативный, методический), аналитический блок, технологический блок (постановка проблемы и механизм ее решения, кейс-задача), эвристический блок (апробация предлагаемых решений исследуемой проблемы) [1, с. 223; 10, с. 247].

Основными требованиями к содержанию кейсов выступают: описание ситуации (факта, сюжета деятельности), описание обобщенного опыта деятельности, ориентирующий характер информации; иллюстрация типичной ситуации, возможность нескольких решений, использование межпредметных и внутрипредметных связей, охват нескольких аспектов дисциплины [13, с. 19; 12, с. 76].

Понятие и структура кейс-задания представлены в работе Н.П. Орлянской. Автор под кейс-заданием понимает задание, состоящее из описания реальной ситуации, совокупности вопросов и методов исследования.

Содержание кейс-задания, по мнению автора, должно обеспечивать использование перечня объектов исследования, комплекса знаний и методов системного анализа [10, с. 247].

Понятие и виды кейс-задач (практические, обучающие, исследовательские) представлены в работе Е.В. Зарукиной[8, с. 157].

Технология разработки кейсов включает: разработку идеи (определение тематики кейса, цели создания); проектирование структуры кейса; работу с источниками (подготовку перечня вопросов и документов); отбор фактических данных для формирования кейса; формирование и редактирование кейса [8, с. 158].

В структуре технологии разработки кейсовопределены следующие этапы разработки кейса:

1) определение места кейса в целях обучения;

2) выбор модели ситуации;

3) создание описания ситуации;

4) сбор дополнительной информации;

5) подготовка текста кейса;

6) презентация кейса:

7) обсуждение кейса [11, с. 13].

Среди этапов подготовки кейса выделяют:

1) определить цель создания кейса по разделу курса, которому посвящена ситуация;

2) идентифицировать соответствующую цели реальную ситуацию;

3) осуществить поиск источников информации для кейса;

4) скомпоновать кейс;

5) подготовить методические материалы по использованию кейса [12, с. 76].

Не оставлено вниманием авторов изучение преимущества кейсов: практическая направленность кейс-задач; создание мотивирующей обстановки; реализация позитивной обратной связи; активность участников; возможность обучения анализу, планированию, решению проблемы, принятию решения, групповому поведению; коммуникабельность, идентификации ценности и жизненной установки [11, с. 7].

Кейс-технология строится на анализе кейса [8, с. 157], при этом проводится «погружение» в совместную деятельность, организация деятельности, анализ и рефлексия совместной деятельности [11, с.14].

Технология работы с кейсом на занятии состоит в том, что решение кейса может даваться для «погружения» в проблему в качестве индивидуального задания, группового задания для анализа решения, с последующей презентацией и защитой способа решения проблемы [8, с. 158].

Учебными результатами работы с кейсами ученые называют: освоение новой информации, освоение методов сбора данных, освоение методов анализа профессиональных ситуаций, формирование умения работы с документацией, соотнесение теоретических и практических знаний. Но кроме учебных результатов при работе с кейсами формируются образовательные результаты работы с кейсами в целом: создание авторского продукта, достижение целей, повышение уровня компетентности, появление опыта принятия решений [11, с. 14].

Анализ результатов работы с кейсами позволил авторам сделать вывод о том, что в процессе работы приобретаются общекультурные и профессиональные компетенции, определенные умения и навыки по изучению новой информации, работе с текстами, освоению методов поиска и анализа информации, соотнесению теоретических и практических знаний; повышается учебная мотивация [9, с.94].

Однако подходы к анализу процесса разработки учебно-методического обеспечения занятий при применении педагогом кейс-методов не полностью изучены в литературе.

В нашем случае под кейс-методами мы рассматриваем способы реализации и применения кейсов как средства учебно-методического обеспечения занятий, направленных на формирование профессиональных компетенций и их элементов, обусловленных требованиями профессионального стандарта педагога профессионального обучения.

В связи с чем возникает необходимость в теоретико-методическом обосновании применения кейс-метода при изучении методики профессионального обучения в части подходов к созданию проблемных ситуаций, выбору вида кейса; обосновании принципа работы с кейсом, уровня его проблемности, типа кейса, его структуры, источников формирования содержания кейса, особенностей содержания кейса, требований к его содержанию, характера кейс-задания, вида кейс-задачи, этапов разработки и подготовки кейса, результативности применения.

В качестве основных методов исследования выступили теоретический анализ источников, метод рефлексии на структуру и содержание процесса разработки учебно-методического обеспечения при применении кейс-метода; метод анализа средств организационно-методического обеспечения деятельности педагога профессионального обучения в процессе государственной итоговой аттестации, положенной в основу ситуации профессиональной деятельности при применении кейс-метода; методы методического конструирования кейсов, обобщения результатов анализа процесса разработки средств организационно-методического обеспечения деятельности педагога профессионального обучения в процессе проведения государственной итоговой аттестации выпускников.

В настоящей работе реализован первый подход к созданию проблемной ситуации, когда сам преподаватель методики профессионального обучения создает проблемную ситуацию, основанную на ситуации профессионально-педагогической деятельности, связанной с деятельностью преподавателя в составе предметно-цикловой комиссии учебного заведения среднего профессионального образования на этапе подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников.

При этом преподаватель методики профессионального обучения формулирует проблемный вопрос: каким должно быть содержание деятельности педагога профессионального обучения в составе предметно-цикловой комиссии по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по образовательной программе среднего профессионального образования.

Предложенный в работе кейс рассматривается с одной стороны – как описание проблемной ситуации, а с другой – как пакет документов, наполняющий учебный процесс по методике профессионального обучения практически значимой информацией.

С позиции классификации предлагаемый кейс дается в цифровом формате (текст Word). По объему информации кейс относится к видам кейсов, описывающих отдельное событие (подготовку к проведению государственной итоговой аттестации). С точки зрения принципа работы с кейсом его можно отнести к открытым кейсам, по которым может быть несколько вариантов решений. Кейс выступает средством учебно-методического обеспечения практического занятия по методике профессионального обучения, вынесенной на заочном отделении на самостоятельное изучение, а на дневном – в качестве коллективного проекта на тему: «Оценка качества освоения основной образовательной программы по специальности СПО».

По уровню проблемности предложенный кейс можно отнести к виду кейсов с заданной проблемой.

Применение кейса на занятиях обеспечивает решение таких учебных задач как обучение анализу и оценке, поиску практически значимой необходимой информации, принятию решений, подготовке проекта.

По типу кейс относится к структурированным кейсам, имеющим информационный блок (теоретический, нормативный и методический) и технологический.

Источником формирования кейса является предстоящая профессионально-педагогическая деятельность и система среднего профессионального образования в части организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников СПО, разработки средств организационной-методического обеспечения итоговой аттестации.

Структура кейса включает: заголовок, кейс-задачу, описание ситуации с конкретными заданиями, описание места и действия, комментарии ситуации, приложения.

Кейс. Разработка организационно-методического обеспечения по оценке качества освоения основной образовательной программы по специальности СПО.

У.4. Уметь разрабатывать средства организационно-методического обеспечения по оценке качества освоения основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования.

Кейс-задача. Проанализируйте ситуацию профессиональной деятельности и выполните предложенные задания по освоению содержания деятельности педагога профессионального обучения в составе предметно-цикловой комиссии по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по образовательной программе среднего профессионального образования.

Даны: учебно-методические пособия по организации учебного процесса по программам СПО и оценке качества освоения основной образовательной программы по специальности СПО [4; 5], описание ситуации профессиональной деятельности педагога профессионального обучения в части подготовки и проведения государственной итоговой аттестации выпускников по специальности СПО, задания и ход их выполнения.

Описание ситуации профессиональной деятельности педагога профессионального обучения: Представьте, что вы являетесь научным руководителем выпускной квалификационной работы выпускников. Вы присутствуете на заседании предметно-цикловой комиссии, обсуждающей подготовку и проведение государственной итоговой аттестации выпускников по образовательной программе среднего профессионального образования. Вам нужно не только ответить, какие вопросы должны обсуждаться на данном заседании (Задание 1), какие решения должны быть приняты на заседании (Задание 2) и какие действия вы должны предпринять в этом направлении (Задание 3), но и составить перечень документов, разрабатываемых лично вами как научного руководителя выпускной квалификационной работы выпускников (Задание 4).

Ход выполнения:

1. Проанализируйте вводную информацию.

2. Продумайте свои действия в данной ситуации.

3. Представьте результат по конструированию содержания деятельности педагога профессионального обучения в составе предметно-цикловой комиссии по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по образовательной программе среднего профессионального образования, выполните задания письменно:

Задание 1. Составьте повестку заседания предметно-цикловой комиссии по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по образовательной программе среднего профессионального образования.

Задание 2. Разработайте проект Решения заседания предметно-цикловой комиссии.

Задание 3. Опишите этапы деятельности научного руководителя выпускной квалификационной работы выпускников по обеспечению подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.

Задание 4. Составьте полный перечень документов и материалов, предоставляемых научным руководителем ВКР для обеспечения подготовки и проведения защиты ВКР в ходе ГИА (студент составляет перечень документов).

В структуру приложения включены оцифрованные документы и материалы по проведению государственной итоговой аттестации выпускников по специальности СПО, учебно-методические пособия автора по оценке качества освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО [4; 5], другие нормативные и методические документы и материалы.

С позиции особенностей содержания кейса, он включает как информационный блок (теоретический, нормативный и методический) и технологический.

Теоретический блок кейса представлен учебно-методическими пособиями автора по данной проблеме «Учебно-методическое обеспечение темы «Организация учебного процесса по программам среднего профессионального образования» и «Учебно-методическое обеспечение раздела «Оценка качества освоения основной образовательной программы по специальности СПО»; нормативный блок – Приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013г.№ 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», Письмом Минобрнауки России от 20.07.2015 № 06-846 «О направлении «Методических рекомендаций по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена»; методический блок составляют такие компоненты кейса как кейс-задача, ход выполнения, задания по каждому виду деятельности педагога профессионального обучения; технологический блок опосредован самой структурой кейса.

В этой связи основные требования к содержанию кейса – выдержаны: описана реальная ситуация профессиональной деятельности, востребовано предъявление обобщенного опыта деятельности, реализованы внутрипредметные связи, охвачены несколько аспектов дисциплины.

По виду составленный кейс можно отнести как к практическому, так и к исследовательскому. При разработке кейса была определена актуальная тема разработки средств организационно-методического обеспечения проведения государственной аттестации (защиты ВКР) по новой специальности СПО.

Описание ситуации создавалось на основе обобщенного опыта деятельности учебных заведений СПО [4; 5; 6; 7].

Осуществить сбор дополнительной информации для решения кейс-задачи и выполнения заданий студенты могут, используя электронную базу данных по методике профессионального обучения: электронный учебный курс по дисциплине, оцифрованные учебники и учебные пособия, пакеты документов и материалов профессиональных образовательных организаций СПО (образовательные программы, учебные планы), ФГОСы, положения, приказы и методические письма Минобразования России, другие методические материалы и документы, включенные в электронную базу данных по дисциплине.

Технология работы с кейсом на занятии на дневном отделении основана на групповой работе студентов и создании итогового коллективного проекта, на заочном отделении – на подготовке отчета о выполнении задания по теме, вынесенной на самостоятельно изучение.

В результате получения группового проекта и самостоятельной работы с кейсом повышается уровень компетентности, накапливается первичный опыт принятия решений в конкретной ситуации профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения как руководителя выпускной квалификационной работы.

Таким образом, процесс разработки учебно-методического обеспечения при применении на занятиях по методике профессионального обучения кейс-метода опосредован подходами к созданию проблемных ситуаций, выбранным видом кейса, принципом работы с кейсом, уровнем его проблемности, типом кейса, его структурой, источниками формирования содержания кейса, особенностями содержания кейса, требованиями к его содержанию, характером кейс-задания, видом кейс-задачи, этапами разработки подготовки кейса.

В ходе исследования был составлен, оформлен и предложен кейс обеспечивающий разработку средств организационно-методического обеспечения деятельности руководителя выпускной квалификационной работы по оценке качества освоения основной образовательной программы по специальности СПО.

Выбор профессиональных ситуаций не случаен и связан с определенными видами проектировочной деятельности педагогов профессионального обучения в части создания механизмов контроля качества результатов обучения в процессе государственной аттестации.

Основной целью применения кейс-метода по методике профессионального обучения является формирование элементов профессиональных компетенций, выраженных в умениях (У.4, У.9, У.11, В.4, В.6), позволяющих выполнять интегрированные задания по методике профессионального обучения (объекты и процессы изучаются во взаимосвязи), основанные на содержании двух или нескольких тем по дисциплине, что соответствует принципам профессионального стандарта педагога профессионального обучения в части отбора и применения комплексного содержания обучения.

К учебно-методическому обеспечению при реализации кейс-метода на занятиях по методике профессионального обучения относим кейсы, оформленные по их структуре.

Разработаны кейс-задания по составлению повестки заседания предметно-цикловой комиссии; разработке проекта решения заседания предметно-цикловой комиссии; описанию этапов деятельности научного руководителя ВКР; составлению перечня документов и материалов научным руководителем ВКР для подготовки и проведения ГИА.

Таковы основные результаты исследования темы по обоснованию процесса разработки учебно-методического обеспечения при применении кейс-метода на занятиях по методике профессионального обучения.

 

Библиографический список

1. Авербух Е.А. Использование кейс-метод в процессе подготовки студентов по дипломному проектированию по специальности «Национальная экономика» / URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=38573273

2. Батова О.С. Особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования в преподавании государственно-правовых дисциплин В сборнике: Сборник научных трудов сотрудников Вологодского института права и экономики ФСИН России Под общей редакцией В.Н. Некрасова. Вологда, 2017. С. 7-13. / URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32701777

3. Беспалова С.В., Кармишина А.Я. К вопросу классификации кейсов как средства обучения иностранному языку / URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=30499084

4. Василькова Н.А., Шибанова В.А. Учебно-методическое обеспечение раздела «Оценка качества освоения основной образовательной программы по специальности СПО»: учебно-методическое пособие /Н.А. Василькова, В.А. Шибанова. — Челябинск: ЗАО «Библиотека Миллера», 2019. — URI: https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/7066 (дата обращения 03.02.2020)

5. Василькова Н.А. Учебно-методическое обеспечение темы «Организация учебного процесса по программам среднего профессионального образования»: учебно-методическое пособие /Н.А. Василькова. — Челябинск: ЗАО «Библиотека Миллера», 2019. — URI: https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/7067 (дата обращения 03.02.2020)

6. Василькова, Н.А. Учебно-методическое обеспечение преподавания раздела «Анализ и проектирование целей в процессе теоретического и производственного обучения»: учебно-методическое пособие / Н.А. Василькова /Н.А. Василькова. — Челябинск: ЗАО «Библиотека Миллера», 2018. — URI: https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/4833 (дата обращения 03.02.2020)

7. Василькова, Н.А. Учебно-методическое обеспечение преподавания раздела «Методика осуществления контроля процесса и результатов обучения»: учебно-методическое пособие /Н.А. Василькова. — Челябинск: ЗАО «Библиотека Миллера», 2018. — URI: https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/4834 (дата обращения 03.02.2020)

8. Зарукина Е.В. Методология кейс-стади в программах профессионального образования //Профессиональное образование в современном мире. - №3 (18), 2015. – с.154-159 / https://elibrary.ru/item.asp?id=24343403

9. Конова Е.А., Поллак Г.А. Интерактивный метод оценки знаний на основе применения технологии case-study // Вестник ЮРГУ. Серия «Образование. Педагогические науки», 2013. Т.5. №3., С. 94- 95

10. Орлянская Н. П. Применение кейс-заданий в преподавании дисциплины «Методы системного исследования экономических процессов» / URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36717938

11. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. пособие / под ред. Т.И. Короткиной. – СПб.: СПбГУП, 2016. – 116 с.

12. Пянзина Ю.А. «Кейс» как основной элемент метода обучения «case-study» / URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=24192077

13. Тельнов П. Н. Использование кейс-задач в рамках преподавания экономических дисциплин В сборнике: Экономика Российских организаций: проблемы и решения. Сборник научных трудов кафедр Экономики и финансов предприятия и Бухгалтерского учета. сост. Ю.Г. Ионова; Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. С. 18-27 / URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24826464

14. Чумакова Т.Н. Кейс-метод. Классификация кейсов //Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сб. науч. трудов по материалам XIV Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] Анапа: Изд-во НИЦ ЭСП, 2020. - С. 87-90 / URI: https://elibrary.ru/download/elibrary_42422245_15189340.pdf

15. Шарыпова Н.В., Павлова Н.В. Квест и кейс как элемент интерактивных технологий. - Самарский научный вестник, 2018. Т 7 №1 (22). URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=32562556

 

Bibliographic list

1. Averbukh E.A. Using the case method in the process of preparing students for graduate design in the specialty «National еconomics»/ URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=38573273

2. Batova O.S. Features of the case study method and ways of its practical use in teaching state legal disciplines In the collection: Collection of scientific papers of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia Edited by V.N. Nekrasov. Vologda,2017.P.7-13./URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32701777

3. Bespalova S.V., Karmishina A.Ya. On the classification of cases as a means of teaching a foreign language / URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=30499084

4. Vasilkova N. A. Shibanova V. A. Educational-methodical provision of the section «Evaluation of the quality of the basic educational program in the specialty SPO»: teaching aid /N. And. Vasilkov, V. A. Shibanov. - Chelyabinsk: Miller Library CJSC, 2019. - URI: https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/7066 (accessed 03.02.2020)

5. Vasilkova, N. A. Educational and methodological support for teaching the section «Analysis and design of goals in the process of theoretical and industrial training»: educational and methodical manual / N. A. Vasilkova /N. A. Vasilkova. - Chelyabinsk: Miller Library CJSC, 2018. - URI: https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/4833 (accessed 03.02.2020)

6. Vasilkova, N. A. Educational and methodological support of teaching in the section «Educational and methodological support and material and technical equipment of the educational process. Means of training»: educational and methodical manual / N. A. Vasilkova. - Chelyabinsk: Miller Library CJSC, 2018. - URI: https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/4939 (accessed 03.02.2020)

7. Vasilkova, N. A. Educational and methodological support of teaching in the section «Methods of monitoring the process and results of training»: educational and methodical manual /N. A. Vasilkova. - Chelyabinsk: Miller Library CJSC, 2018 / URI: https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/4834 (accessed 03.02.2020)

8. Zarukina E.V. Case Study Methodology in Vocational Education Programs // Vocational Education in the Modern World. - No. 3 (18), 2015. - P. 154-159 / https://elibrary.ru/item.asp?id=2434340

9. Konova EA, Pollak G.A. An interactive method for assessing knowledge based on the use of case-study technology // Vestnik SUSU. Series «Education. Pedagogical sciences», 2013. V.5 №. 3, P. 94-95

10. Orlyanskaya N. P. Application of case tasks in teaching the discipline " Methods of system research of economic processes». - URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36717938

11. Die Psychologie des Konflikts. Kompendium der Fälle: Lehrbuch. Zulage / ed. T. I. Korotkina. - SPb.: SPbGUP, 2016.-- 116 p.

12. Pyanzina Yu.A. «Case» as the main element of the «case-study» training method. - URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=24192077

13. Telnov P. N. Use of case-studies within the framework of teaching economic disciplines In the collection: Economics of Russian organizations: problems and solutions. Collection of scientific papers of the departments of Economics and Finance of the enterprise and Accounting. comp. SOUTH. Ionova; Moscow Financial and Industrial University "Synergy", 2015. P. 18-27. - URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24826464

14. Chumakova T.N. Case method. Case classification // Scientific space: current issues, achievements and innovations. Sat scientific proceedings based on the materials of the XIV International Scientific and Practical Conference [Electronic resource] Anapa: Publishing house of SIC ESP, 2020. - P. 87-90.

15. Sharypova N.V., Pavlova N.V. Quest and case as an element of interactive technology. - Samara Scientific Herald, 2018. Т 7 No. 1 (22).

 

Об авторе: Василькова Наталия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, информационных технологий и методики обучения техническим дисциплинам Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ, г. Челябинск).

About the author: Vasilkova Natalia Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, docent of Department of automobile transport, information technologies and methodology of teaching technical disciplines of the South Ural state humanitari



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: