МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По учебной дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
для направления подготовки 38.04.02 "Менеджмент в образовании"
Образовательный уровень: магистр
Заочная форма обучения
Донецк 2019
Пояснительная записка к оформлению контрольной работы
Контрольная работа должна быть представлена обучающимися преподавателю за 10 дней до сдачи экзамена. Те обучающиеся, которые не представили контрольную работу в установленный срок не допускаются к сдаче зачета по дисциплине.
Предполагается, что за время, отведенное по учебному плану на изучение курса, «Психология межличностных отношений» каждый обучающийся пишет контрольную работу. Прежде чем приступить к ее написанию, рекомендуется выполнитьследующую работу:
– подобрать по теме необходимую литературу и глубоко изучить ее;
– хорошо продумать и составить подробный план работы; подумать над
правильностью и доказательностью выдвигаемых авторами источников тех
или других положений;
– сопоставить рассматриваемые в литературе факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом;
– подготовить необходимые к работе иллюстрации, умело использовать
личные наблюдения, опыт.
Работая над контрольной работой студенты могут использовать, кроме
рекомендованной литературы, дополнительные источники, освещающие
отдельные проблемы психологической науки.
Цель написания контрольной работы: закрепление теоретического материала, представленного в лекциях и полученных знаний в ходе проведения семинарских занятий, расширение представлений о проблематике современных исследований в области исследуемого предмета.
1. Контрольная работа набирается (или печатается).
2. Объемом - 12 - 20 стр.
3. Текст набирается 14 шрифтом, через 1,5 интервала.
4. Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А-4.
5. Страницы текста работы должны быть пронумерованы и иметь поля:
левое — 20 мм; правое — 10 мм; верхнее и нижнее — по 20 мм.
6. Вариантов контрольной работы – 10 по 3 задания. Вариант выбирается соответственно порядковому номеру фамилии в журнале. С 1 по 10 вариант берут студенты, чьи фамилии соответствуют номерам с 1 по 10. И, снова с 1 по 10 вариант берут студенты с 11 по 24 номер по порядку расположения фамилий в журнале и т.д.
7. Список литературы, использованной при написании контрольной работы. Если использованы ресурсы Интернета – обязательно указание источника с адресом. Список литературы должен включать не менее 10 наименований. Список составляется в алфавитном порядке по заглавной букве фамилии автора (фамилии первого из коллектива авторов).
Например:
Список литературы:
1. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
2. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. Пособие: Допущено УМО. 5-е изд., перераб. И доп. – 320 с.
3. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика, 2013. https://iprbookshop.ru/15604
Примерный план контрольной работы.
1. Титульный лист (Приложение 1).
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Выводы к каждому вопросу.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
Для успешного написания контрольной работы рекомендуется, во-первых, составить подобный план, отражающий этапы раскрытия проблемы
представленной в теме. Во-вторых, необходимо соотнести план работы с
имеющимся материалом для подбора наиболее адекватной научной
информации которая позволит достичь поставленной цели. Для этого
необходимо использовать максимальное количество научных источников.
Затем, проанализировав информацию, важно законспектировать
наиболее значимые разделы и выстроить их в логически связанную
структуру, осуществляя анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.
Содержание состоит из:
Введения.
Трёх разделов, в которых отражены вопросы соответствующие варианту работы.
Заключения.
Списка литературы.
В конце каждого раскрытого вопроса контрольной работы обязательно формулируются выводы.
Критерии и шкала оценивания.
«Зачтено» ставится, если: в контрольной работе полностью раскрывается заявленная тема; отражены основные научные подходы и направления исследований по данной проблематике, в том числе современные; описаны результаты исследований; содержание работы соответствует плану, логически выстроено и всесторонне освещает проблему; структура работы ясная и четкая; объем соответствует предъявляемым требованиям; выводы и заключение отражают результаты работы, список литературы включает в себя не менее 10 научных источников. Текст написан стилистически грамотно, без орфографических ошибок.
«Не зачтено » ставится, если: в контрольной работе не раскрыта
заявленная тема, не отражены основные научные подходы и направления исследований по данной проблематике, не описаны результаты исследований; содержание работы не соответствует плану, логически не выстроено; отсутствует ясная, четкая структура работы; объем работы не соответствует установленным требованиям; выводы и заключение не отражают результаты работы; список литературы включает в себя менее 10
научных источников; текст написан стилистически неграмотно, с орфографическими ошибками.
Индивидуальные контрольные задания:
Вариант № 1.
1. История исследования категории отношений в социальной психологии.
2. Различные подходы к определению категории отношений в психологии.
3. Нормативный и культурный аспект отношений.
Вариант № 2.
1. Методы исследования и диагностики в социальной психологии.
2. Социометрия как метод исследования межличностных отношений.
3. Активные методы социально-психологического воздействия: содержание, типы, возможности и ограничения.
Вариант № 3.
1. Личность в системе межличностных отношений: концепция персонализации.
2. Социальный статус, социальная и межличностная роль.
3. Социально-психологические свойства личности как внутренние факторы детерминации отношений и взаимодействия с другими людьми.
Вариант № 4.
1. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.
2 Средства общения.
3. Межличностная коммуникация.
Вариант № 5.
1. Межличностное взаимодействие и отношения.
2. Конфликт как форма взаимодействия.
3. Понятие социальной перцепции. Схема перцептивного процесса.
Вариант № 6.
1. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.
2. Явление «каузальной атрибуции». Типы атрибуции.
3. Межличностная аттракция: понятие, уровни и факторы.
Вариант № 7.
1. Социальные эмоции: понятие и виды. Способы управления эмоциями и чувствами.
2. Этапы развития отношений: от первой встречи до разрыва.
3. Психология доверия и псевдо доверия.
Вариант № 8.
1. Межличностное воздействие. Способы и механизмы воздействия.
2. Социальные отношения и их взаимосвязь с общением.
3. Межличностные отношения как социально-психологический феномен.
Вариант № 9.
1. Манипуляция: понятие и характеристики способа воздействия.
2. Способы распознавания и защиты от манипулятивного воздействия.
3. Виды и причины трудностей в отношениях. Факторы осложнения отношений.
Вариант № 10.
1. Одиночество и отчужденность как результат нарушенных отношений.
2. Агрессивный и конфликтный характер отношений.
3. Криминогенные взаимоотношения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1