КОНСПЕКТ №7
ДИКЦИЯ и ОРФОЭПИЯ.
РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ
Хоровое пение — это искусство, объединяющее музыку и поэзию
Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора — произношения гласных и согласных. И орфоэпии — соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке.
Принято различать три вида произношения: 1) бытовое,
2) сценическая речь и 3) певческое произношение.
Голос в речи характеризуется быстрым глиссандо, неустойчивостью отдельных тонов, рефлекторными «модуляциями». В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание значительно более продолжительное, чем в речи, и подчинено требованиям музыки.
Специфика певческой дикции — в нейтрализации гласных, продолжительном выдерживании звука на гласных, произношении их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования, чем в речи; в быстром произношении согласных с отнесеннем их внутри слова к последующему гласному.
Характер певческой дикции зависит от характера музыки, содержания произведения, его образности.
При исполнении быстрых произведений следует облегчать силу звука, слова произносить легко, «близко» и очень активно при минимальном движении артикуляционного аппарата.
В драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно, при более «крупной» артикуляции. В спокойных, распевных сочинениях текст произносится мягко, в маршевых — сканднрован- но, твердо.
Наиболее частые недостатки:
· нечеткое произношение окончаний слов
|
· низкое интонирование согласных, в результате чего и исполнении возникают «подъезды», glissando
В пении согласные нужно произносить на высоте гласных,
На качество произношения текста влияют тесситура и сила звука.
Наилучшие условия произношения текста — умеренная сила звучности.
При исполнении хором произведений, написанных в скорых темпах, нелегко добиться отчетливости в произношении.
В русском языке —
5 основных гласных — а—о—у— э — и,
Йотированных — я — ё — е — ю
ы, который рассматривается в фонетике, как и дальнего образования.
йотированные гласные являются составными. Они состоят из основных, перед которыми добавляется полугласный звук «й».
Редуцирование - приближение к речевому произношение гласных.
Редукция гласных в пении имеет различные формы.
Безударные «а» и «э» - ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко и ясно, чем ударные;
Безударное «о» - в большинстве случаев произносится как «а», кроме слов иностранного происхождения.
Безударное «я» - произносится как я '" (гря''да, память).
Безударного «е» - с примесью «и», принятое в разговорной речи, в пении допускается лишь на очень кратких длительностях. В большинстве же случаев редукция «е» в пении решается динамическим ослаблением этого звука.
Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное «о» - как ясное «а».
Два гласных внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами произносятся слитно.
На стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения, два одинаковых гласных звука, находящиеся на одной высоте –
|
Поются раздельно.
Согласные звуки распадаются на несколько групп.
Сонорные согласные — м, н, л, р — звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.
Шесть первых согласных русского алфавита — звонкие, произносятся с участием голосовых связок.
Остальные, кроме сонорных, — глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют.
Большинство звонких и глухих согласных произносятся твердо и смягченно. Каждому из твердых и смягченных звонких согласных звуков соответствует твердый и смягченный глухой согласный звук. Сонорные все смягчаются, но парных глухих не имеют. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.
Таким образом, фонетический ряд согласных звуков следующий:
звонкие б, бь, в, вь, г, д, ж, жь, з, зь, м, мь, н, нь, л, лв, р, рь;
глухие п, пь, ф, фь, к, т, ть, ш, щ, с, сь, ц, х, ч.
Полугласный звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения согласных в пении.
Редукция согласных в пении, в основном, совпадает с редукцией в сценической речи'.
1. Звонкие согласные (одиночные или парные) в конце слова произносятся, как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также «оглушаются»:
Наш парово[с] летит [ф]пере[т]. Дощщ] идет.
2. Зубные (д. з, с, т) согласные перед мягкими согласными смягчаются: [дь]венадцать, ка[зь]нь, го[сь]ть, ве[ть]вей.
3. «Н», «ни» перед мягкими согласными произносятся мягко: стра[нь]ннк. «Н» перед «л» обычно произносится твердо или полумягко: сонливый.
|
4. «Ж» и «ш» перед мягкими согласными произносятся твердо: прежде, вешние.
5. Удвоенное «ж» в сценической речи и в пении обычно смягчается: «Ну, жу[жьжь]и скорей».
6. Возвратные частицы «ся» и «сь» произносятся твердо, как «са» и «с».
7. В ряде слов сочетания «чн», «чт» произносятся как «шн», «шт »: коне[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, [шт]о, [шт]обы.
«Ч» и «н», разделенные гласными, произносятся как «ч» и «н»: «путь мой скучен».
8. В сочетании «стн», «здн», «т» и «д» не произносятся:
гру[сн]о, по[зн]о.
9. Сочетания «сш» и «зш» в середине слова и на стыке с предлогом произносятся как твердое долгое «ш», а на стыке двух самостоятельных слов — как написано:
бе[шш]умно, но — произнес шёпотом.
10. Сочетания «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ»:
[щщ]астье, и[щш]е[с] (исчез), пзво[щщ]пк.
В разговорной речи иногда встречаются просторечия, местные говоры, профессионализмы. В пении такое произношение не должно иметь место, кроме тех случаев, в основном, прямой речи, когда стилизация предусматривается содержанием произведения и обычное литературное произношение не соответствует художественной задаче.
!!! Только правильного произношения слов недостаточно, нужно раскрыть содержание текста.
Первым шагом к осмысленной передаче текста является
· правильная расстановка логических ударений.
Наиболее типичные для русской речи правила,
их следует учитывать при определении логического ударения.
· В простом предложении может быть только
одно главное ударение, все остальные ударения - находятся в безусловном подчинении главному.
· Логические ударения ставятся в большинстве случаев на
Именах существительных.
В сочетаниях из двух существительных ударным будет существительное, взятое в родительном падеже:
Нас ли жалит пули оса!
· На глаголах ударения ставятся тогда, когда глагол является основным смысловым словом (обычно стоит в конце стиха), а также в тех случаях, когда
место существительного занято местоимением:
Свои стыд девичий // Для тебя забЫла я.
Но пруд уже засиЯл.
· Ударение ставится на сопоставляемых, перечисляемых и противопоставляемых словах:
В небе показался самолёт, за ним второй, третий.
· В сочетании прямой речи со словами от автора главное ударение падает на прямую речь:
Прилетает ворон, крячет у колодца:
«Ты не жди напрасно сына, не вернётся!»
Нередко музыкальный текст допускает некоторую вариантность, при этом в расстановке смысловых акцентов следует руководствоваться закономерностями логического чтения поэтического текста.
Существует три основных типа стиха:
силлабический, тонический и силлабо-тонический.
Силлабическое стихосложение
характеризуется ровным количеством слогов в строке.
В зависимости от числа слогов различают: десятисложный, одиннадцати - сложный, двенадцатисложный стих и т. д.
Пример тринадцатисложного силлабического стиха:
Много видел я таких, которым противно
Не писали никому, угождая льстиво,
Да мало счастья и так возмогли достати;
А мне чего по твоей милости уж ждати?
Ритм тонического
стиха основан на сохранении количества ударений в строках.
Безударные слоги могут давать различные вариации, поэтому тоническому стиху не свойственны однородные размерные стопы. Основные ритмические акценты нередко подчиняют себе ряд других, в результате чего возникают своеобразные сложные слова: «полечистое», «мать-сыраземля», «ветры- буйные», «белырученьки» и т. д.
Тонический тип стиха встречается в былинах, причитаниях, протяжных лирических песнях.
В силлабо-тоническом стихе учитывается как число слогов, так и количество ударений и место их расположения.
Поскольку ударения в силлабо-тоническом стихе повторяются регулярно, образуется стопа, характерная для того или другого размера.
Основных размеров пять:
Ямб —ударения падают на 2 — 4— 6 — 8 слоги.
Хорей — ударения падают на 1—3 — 5 — 7 слоги.
Дактиль — ударения падают на 1—4 — 7—10 слоги.
Амфибрахии — ударения падают на 2 — 5 — 8—11 слоги.
Анапест — ударения падают на 3 — 6—12 слоги.
Ямб и хорей — двухсложные размеры;
Дактиль, амфибрахий и анапест — трехсложные.
При определении стиха учитывается также количество стоп, входящих в стих (двухстопный, трехстопный, четырехстопный, пятистопный, шестистопный).
Размеренное чередование ударных и безударных слогов в большинстве случаев соблюдается лишь, как основная тенденция. В некоторых строках отдельные стопы оказываются ослабленными и утрачивают свой акцепты, в других—"возникают дополнительные ударные слоги
Чтобы определить размер стихотворения, необходимо проследить порядок чередования ударных и безударных слогов па протяжении нескольких строк. Только в этом случае характерные признаки размера проявятся вполне отчетливо.