Силлабическое стихосложение




КОНСПЕКТ №7

ДИКЦИЯ и ОРФОЭПИЯ.

РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ

 

Хоровое пение — это искусство, объединяющее музы­ку и поэзию

Донесение до слушателей поэтического текста в зна­чительной степени зависит от дикции хорапроизноше­ния гласных и согласных. И орфоэпиисоблюдения произносительных норм (фонетических и грамматиче­ских), принятых в данном литературном языке.

Принято различать три вида произношения: 1) бытовое,

2) сценическая речь и 3) певческое произношение.

Голос в речи харак­теризуется быстрым глиссандо, неустойчивостью отдель­ных тонов, рефлекторными «модуляциями». В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, про­изношение ритмически строго организовано, дыхание значительно более продолжительное, чем в речи, и под­чинено требованиям музыки.

 

Специфика певческой дикции — в нейтрализации гласных, продолжительном выдерживании звука на гласных, произношении их в разных регистрах с мень­шей степенью редуцирования, чем в речи; в быстром произношении согласных с отнесеннем их внутри слова к последующему гласному.

 

Характер певческой дикции зависит от характера му­зыки, содержания произведения, его образности.

 

При исполнении быстрых произведений следует об­легчать силу звука, слова произносить легко, «близко» и очень активно при минимальном движении артикуля­ционного аппарата.

В драматических произведениях, торжественных гим­нах слова произносятся значительно, при более «круп­ной» артикуляции. В спокойных, распевных сочинениях текст произносится мягко, в маршевых — сканднрован- но, твердо.

 

Наиболее частые недостатки:

· нечеткое произношение окончаний слов

· низкое интонирование согласных, в результате чего и исполнении возникают «подъезды», glissando

 

В пении согласные нужно произносить на высоте гласных,

На качество произношения текста влияют тесситура и сила звука.

Наи­лучшие условия произношения текста — умеренная сила звучности.

При исполнении хором произведений, написанных в скорых темпах, нелегко добиться отчетливости в произ­ношении.

 

В русском языке —

5 основных гласных — а—о—у— э — и,

Йотированных — я — ё — е — ю

ы, который рассматривается в фонетике, как и дальнего образова­ния.

 

йотированные гласные являются составными. Они состоят из основных, перед которыми добавляется полу­гласный звук «й».

 

Редуцирование - приближение к ре­чевому произношение гласных.

 

Редукция гласных в пе­нии имеет различные формы.

Безударные «а» и «э» - ос­лабляются динамически и произносятся фонетически ме­нее ярко и ясно, чем ударные;

Безударное «о» - в боль­шинстве случаев произносится как «а», кроме слов ино­странного происхождения.

Безударное «я» - произносится как я '" (гря''да, память).

Безударного «е» - с при­месью «и», принятое в разговорной речи, в пении допус­кается лишь на очень кратких длительностях. В боль­шинстве же случаев редукция «е» в пении решается ди­намическим ослаблением этого звука.

 

Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное «о» - как ясное «а».

Два гласных внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами произносятся слитно.

На стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения, два одинаковых гласных звука, находящиеся на одной высоте –

Поются раздельно.

Согласные звуки распадаются на несколько групп.

Сонорные согласные — м, н, л, р — звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.

Шесть первых согласных русского алфавитазвон­кие, произносятся с участием голосовых связок.

Осталь­ные, кроме сонорных,глухие, в их произношении голо­совые связки не участвуют.

 

Большинство звонких и глу­хих согласных произносятся твердо и смягченно. Каж­дому из твердых и смягченных звонких согласных зву­ков соответствует твердый и смягченный глухой соглас­ный звук. Сонорные все смягчаются, но парных глухих не имеют. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.

 

Таким образом, фонетический ряд согласных звуков следующий:

звонкие б, бь, в, вь, г, д, ж, жь, з, зь, м, мь, н, нь, л, лв, р, рь;

глухие п, пь, ф, фь, к, т, ть, ш, щ, с, сь, ц, х, ч.

 

Полугласный звук «й» относится к согласным и под­чиняется всем правилам произношения согласных в пении.

 

Редукция согласных в пении, в основном, совпадает с редукцией в сценической речи'.

 

1. Звонкие согласные (одиночные или парные) в кон­це слова произносятся, как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также «оглушаются»:

Наш парово[с] летит [ф]пере[т]. Дощщ] идет.

2. Зубные (д. з, с, т) согласные перед мягкими со­гласными смягчаются: ь]венадцать, ка[зь]нь, го[сь]ть, ве[ть]вей.

3. «Н», «ни» перед мягкими согласными произносятся мягко: стра[нь]ннк. «Н» перед «л» обычно произносится твердо или полумягко: сонливый.

4. «Ж» и «ш» перед мягкими согласными произно­сятся твердо: прежде, вешние.

5. Удвоенное «ж» в сценической речи и в пении обыч­но смягчается: «Ну, жу[жьжь]и скорей».

6. Возвратные частицы «ся» и «сь» произносятся твердо, как «са» и «с».

7. В ряде слов сочетания «чн», «чт» произносятся как «шн», «шт »: коне[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, [шт]о, [шт]обы.

«Ч» и «н», разделенные гласными, произносятся как «ч» и «н»: «путь мой скучен».

8. В сочетании «стн», «здн», «т» и «д» не произно­сятся:

гру[сн]о, по[зн]о.

9. Сочетания «сш» и «зш» в середине слова и на сты­ке с предлогом произносятся как твердое долгое «ш», а на стыке двух самостоятельных словкак написано:

бе[шш]умно, но — произнес шёпотом.

10. Сочетания «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ»:

[щщ]астье, и[щш]е[с] (исчез), пзво[щщ]пк.

 

 

В разговорной речи иногда встречаются просторечия, местные говоры, профессионализмы. В пении такое произношение не должно иметь место, кроме тех слу­чаев, в основном, прямой речи, когда стилизация пред­усматривается содержанием произведения и обычное ли­тературное произношение не соответствует художествен­ной задаче.

 

 

!!! Только правильного произношения слов недостаточ­но, нужно раскрыть содержание текста.

 

Первым шагом к осмысленной передаче текста является

· правильная рас­становка логических ударений.

 

Наиболее типичные для русской речи пра­вила,

их следует учитывать при определении логическо­го ударения.

 

· В простом предложении может быть только

одно главное ударение, все остальные ударения - находятся в безусловном подчинении глав­ному.

· Логические ударения ставятся в большинстве слу­чаев на

Именах существительных.

В сочетаниях из двух существительных ударным будет существительное, взя­тое в родительном падеже:

Нас ли жалит пули оса!

 

· На глаголах ударения ставятся тогда, когда глагол является основным смысловым словом (обычно стоит в конце стиха), а также в тех случаях, когда

место суще­ствительного занято местоимением:

Свои стыд девичий // Для тебя забЫла я.

Но пруд уже засиЯл.

 

· Ударение ставится на сопоставляемых, перечисляе­мых и противопоставляемых словах:

В небе показался самолёт, за ним второй, третий.

 

· В сочетании прямой речи со словами от автора глав­ное ударение падает на прямую речь:

Прилетает ворон, крячет у колодца:

«Ты не жди напрасно сына, не вернётся!»

 

Нередко музыкальный текст допускает неко­торую вариантность, при этом в расстановке смысловых акцентов следует руководствоваться закономерностями логического чтения поэтического текста.

 

Существует три основных типа стиха:

силлабиче­ский, тонический и силлабо-тонический.

Силлабическое стихосложение

характеризуется ров­ным количеством слогов в строке.

В зависимости от числа слогов различают: десятисложный, одиннадцати - сложный, двенадцатисложный стих и т. д.

Пример тринадцатисложного силлабического стиха:

Много видел я таких, которым противно

Не писали никому, угождая льстиво,

Да мало счастья и так возмогли достати;

А мне чего по твоей милости уж ждати?

Ритм тонического

стиха основан на сохранении ко­личества ударений в строках.

Безударные слоги могут давать различные вариации, поэтому тоническому стиху не свойственны однородные размерные стопы. Основные ритмические акценты нередко подчиняют себе ряд дру­гих, в результате чего возникают своеобразные слож­ные слова: «полечистое», «мать-сыраземля», «ветры- буйные», «белырученьки» и т. д.

Тонический тип стиха встречается в былинах, причитаниях, протяжных лири­ческих песнях.

 

В силлабо-тоническом стихе учитывается как число слогов, так и количество ударений и место их располо­жения.

Поскольку ударения в силлабо-тоническом стихе повторяются регулярно, образуется стопа, характерная для того или другого размера.

 

Основных размеров пять:

Ямб —ударения падают на 2 — 4— 6 — 8 слоги.

Хорей — ударения падают на 1—3 — 5 — 7 слоги.

Дактиль — ударения падают на 1—4 — 7—10 слоги.

Амфибрахии — ударения падают на 2 — 5 — 8—11 слоги.

Анапест — ударения падают на 3 — 6—12 слоги.

 

Ямб и хорейдвухсложные размеры;

Дактиль, амфибрахий и анапесттрехсложные.

 

При опреде­лении стиха учитывается также количество стоп, вхо­дящих в стих (двухстопный, трехстопный, четырехстоп­ный, пятистопный, шестистопный).

Размеренное чередо­вание ударных и безударных слогов в большинстве слу­чаев соблюдается лишь, как основная тенденция. В не­которых строках отдельные стопы оказываются ослаб­ленными и утрачивают свой акцепты, в других—"возни­кают дополнительные ударные слоги

Чтобы определить размер стихотворения, необхо­димо проследить порядок чередования ударных и без­ударных слогов па протяжении нескольких строк. Толь­ко в этом случае характерные признаки размера про­явятся вполне отчетливо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: