Рабочая программа
Вокального кружка «Весёлые нотки»
Для детей 6-7 лет
Срок реализации дополнительной
Образовательной программы – 1 год
Автор-составитель:
Музыкальный руководитель
Первой квалификационной категории
Бочкарёва Ирина Николаевна
Год
Структура программы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
1.3. Основные принципы обучения пению
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей 6 – 7 лет
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления образовательной работы вокального кружка
2.2. Приёмы обучения пению
2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы
2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
2.5. Структура непосредственно-образовательной деятельности по вокалу
2.6. Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности кружка «Весёлые нотки»
2.7. Педагогический мониторинг качества музыкального образования
по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Методическое обеспечение Программы
3.2.Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении
3.3. Список литературы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Голос ребёнка – естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка требует особого внимания и бережного отношения. Таким образом, задача охраны детского певческого голоса является главной и предусматривает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс певческой деятельности.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в непосредственно образовательной деятельности при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств духовного и физического развития ребенка, а также решают задачи по совершенствованию и улучшению речи детей.
В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к музыкально-оздоровительной деятельности являются игровые технологии.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Таким образом, исходя из актуальности использования здоровьесберегающих и игровых технологий разработана Рабочая Программа вокального кружка «Весёлые нотки».
Новизна Программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности.
Программа дополнительного образования разработана с учётом программ:
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева);
• Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А.;
• Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования.
И методических пособий:
• Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения;
• Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет;
• Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению;
• Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ;
• Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей;
• Морева Н.А. Музыкальные занятия в дошкольном учреждении;
• Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать, играя.
Программа составлена с учётом нормативных документов:
• Закон РФ «Об образовании» ст. 9, ст.14, ст.17,ст. 32,ст.51 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No1155;
• ФГОС ДО No30384;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13;
• Конвенция о правах ребенка.
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа вокального кружка «Весёлые нотки» в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте 6-7 лет и рассчитана на 1 год. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в городских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении вокального материала.
Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.
Цель Программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.
Задачи:
Воспитательные
- Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности дошкольника;
- Формировать музыкальную культуру;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Развивающие
- Развивать музыкально-эстетический вкус;
- Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию, используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;
- Расширять диапазон певческого голоса;
- Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.
Обучающие
• Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса;
• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
• Обучить детей вокальным навыкам;
• Привить навыки сценического поведения.
Оздоровительные
- Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;
- Формировать правильную осанку.
Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.