• Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
• Активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Ожидаемый результат. Результатом деятельности вокального кружка станет формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в благотворительных праздниках, конкурсах и фестивалях различного уровня.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Основные направления образовательной работы вокального кружка.
• При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
• Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
• Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
• Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
• Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения.
• Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.
• Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений;
- активная концертная деятельность детей;
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально- дидактические игры, пособия);
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски);
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Приемы обучения пению
• Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
• Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
• Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
• Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.