Формы проявления девиантного поведения




При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним тем

не менее скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах:

· пьянство и алкоголизм;

· токсикомания и наркомания;

· суицидальное поведение;

· проституция;

· девиантное поведение по почве сексуальных отклонений;

· побеги из дома и бродяжничество;

· вандализм.

Как показывает анализ ряда психолого-педагогических источников, распространёнными особенностями, характерными для подростков с девиантным поведением, является состояние психологической изоляции, низкий уровень социализации, отставание в развитии, различного рода нарушения эмоциональной сферы, дефекты самоотношения и отрицательная Я-концепция, недифференцированность образа «Я», рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Помимо этого, у рассматриваемого контингента подростков учёными выделяются следующие специфические социально-психологические особенности: отсутствие опыта нравственного поведения; извращение или неверное понимание таких социальных ценностей, как дружба, любовь, смелость и пр.; неадекватно завышенная или заниженная самооценка; неправильное отношение к системе нравственных норм (безнравственное поведение – собственное или окружающих лиц – оценивается как нормальное, соответствующее общественным установкам); ситуативность психологического настроя, связанная с недостаточным социальным опытом индивида и выражающаяся в податливости его поведения внешнему воздействию.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами.

1. Социальные причины. Социальные условия играют определенную роль в происхождении преступного поведения. К ним, прежде всего, относятся:

· малые социальные группы (прежде всего семья, группа сверстников);

· школа;

· многоуровневые общественные процессы (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни).

К социальным причинам так же следует отнести социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, нестабильность социально-экономической ситуации, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу.

2.Морально-этические причины: низкий морально-нравственный уровень современного общества; его бездуховность; утрата моральных ценностей; равнодушие общества ко многим детским проблемам; процветание среди населения алкоголизма и наркомании.

3.Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.

4.Семья как причина девиантного поведения. В семье факторами риска следует рассматривать такие характеристики семьи как: характер взаимоотношений и общения в семье; воспитательный потенциал семьи; структуру семьи; социально-бытовые условия; психологический микроклимат; образовательный и культурный уровень родителей.

Семьи с противоречивыми требованиями к детям, гиперсоциальные, гипосоциальные, педагогически несостоятельные могут стать причиной девиантного поведения детей и подростков. Вместе с тем доказано, что криминальная активность подростков не зависит от материального благополучия семьи. Мировая статистика такова: 50% - дети из неблагополучных и малообеспеченных семей и 50% - дети, с отклоняющимся поведением, которые воспитывались в вполне благополучных семьях.

Формированию девиантного поведения способствует наличие следующих факторов в семье: употребление родителями спиртных напитков; отсутствие контроля над подростком (54%); жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении к подростку, другим членам семьи (48%); трудное материальное положение (20%); нахождение родственников в местах лишения свободы (13%); отсутствие одного из родителей в семье (11%); усиленный контроль и опека над подростком (8%).

5. Как самостоятельную причину следует рассматривать неформальные группы сверстников. Приятельская компания подростков становится благоприятной средой криминогенного поведения подростков, когда потерян авторитет и престиж ведущих субъектов социализации - семьи и школы.

6.Особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерны:

· внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»;

· пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но еще и не взрослый;

· стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения

7. Биологические факторы. Они выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особен­ностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап­тацию.

Специальных генов, обуславливающих девиантное поведение, не существует. Однако выделяют причины отклоняющегося поведения, связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:

· Генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, в частности, такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.

· Психофизиологические факторы. В последнее время увеличивается влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора, что приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.

· Физиологические причины. Нарушение речи, дефекты речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка в группе сверстников, в коллективе.

8. Психологические факторы связанны с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации, психолого-педагогической коррекции.

9. Социокультурные причины связаны с расслоением общества, восприимчивостью молодежи и подростков ко всему новому и некритичностью восприятия этих норм поведения, стремлением к замещению режимного поведения.

10. Личностный фактор. Наиболее опасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Исследования американского психолога Г. Кэплана показали, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.

Образовательное учреждение любого типа выступает одним из центральных звеньев в системе органов общей профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогическое сопровождение воспитательно-профилактической деятельности семьи, других социальных институтов, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции поведения подростков, осуществляемой непосредственно в процессе образовательного процесса, созданию воспитывающей среды в учреждении образования, по месту жительства, по оздоровлению условий семейного воспитания детей и подростков.

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в учреждении образования базируется на следующих принципах:

· формирование противопоточных установок;

· систематичность и преемственность в пропаганде здорового образа жизни;

· учёт психологических особенностей разных возрастных групп обучающихся;

· единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды здорового образа жизни;

· организация досуга и общественная активность несовершеннолетних.

Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам.

Работа с несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении, как непрерывно действующая система имеет следующие основные этапы:

1. Этап ранней профилактики.

2. Этап непосредственной профилактики девиантного поведения.

3. Этап профилактики предпреступного поведения.

На названных этапах решаются следующие задачи:

· На этапе ранней профилактики необходимо оздоровить среду и помочь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на их поведении.

· Задачи второго этапа состоят в недопущении перехода на предпреступный уровень поведения и создание условий для исправления лиц с уже значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.

· Главная задача этапа профилактики предпреступного поведения - не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем.

Что представляют педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением? Под такими педагогическими условиями следует понимать комплекс методов, форм и средств, направленных на процесс социализации обучающихся с девиантным поведением. Основными методами, применяемыми в процессе социализации, являются такие методы воспитания, как:

· методы формирования сознания личности (различные виды бесед, дискуссии, диспуты и метод примера). Данные методы способствуют формированию адекватного отношения к окружающей среде и повышают самооценку личности;

· методы стимулирования мотивации деятельности и поведения (ролевые игры и соревнования). Данные методы вызывают положительные эмоциональные переживания и формируют нравственную культуру личности;

· методы контроля (беседы и психологические опросы). Данные методы позволяют своевременно выявлять и предупреждать возникшие проблемы в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением.

Применение данных методов должно быть обусловлено учётом индивидуальных особенностей личности и выбором определённых педагогических ситуаций. Ведущими формами процесса социализации обучающихся с девиантным поведением являются:

· проведение классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на формирование ключевых компетенций личности, то есть компетенций в сфере быта, культурно-досуговой, познавательной и гражданско-общественной деятельности;

· организация круглых столов, семинаров, конференций и тренингов с привлечением работников здравоохранения, физической культуры и спорта, успешных людей, передовиков производства с целью самоопределения и всестороннего развития личности;

· организация экскурсий, туристических походов, которые направлены на приобретение новых знаний, умений и навыков.

Именно разноплановое использование данных форм воздействия создаст благоприятные педагогические условия для процесса социализации обучающихся с девиантным поведением.

Основными средствами создания педагогических условий, способствующими социализации учащихся с девиантным поведением, являются:

· окружающие продукты материальной культуры;

· язык и речь ближайшего окружения детей и подростов;

· элементы духовной культуры (произведения искусства и литературы, обычаи, песни);

· различные виды отношений в главных отраслях жизнедеятельности;

· методы поощрения.

С помощью данных средств социализации девиантное поведение нормализуется в соответствии с ценностями и нормами общества.

В результате комплексного применения данных форм, методов и средств процесс социализации учащихся с девиантным поведением будет проходить в три этапа:

· на первом этапе происходит ознакомление с новыми требованиями, предъявляемыми к личности;

· на втором этапе происходит приобщение к окружающему социуму и включение в разнообразные виды деятельности и общения;

· на третьем этапе происходит самоопределение и самореализация личности.

Сам процесс социализации должен строиться на основе учебной деятельности, системы взаимоотношений (педагог – ребёнок – родитель) и психологической помощи. Еще одним важным педагогическим условием является то, что процесс социализации должен быть основан на следующих факторах:

· доверительные отношения;

· позитивный настрой;

· индивидуальный подход;

· системность воздействия;

· убеждение;

· поощрение.

Именно данные слагаемые будут способствовать результативности процесса социализации. А для того чтобы процесс социализации осуществлялся органично, педагогу необходимо руководствоваться следующими принципами:

· принцип поддержки (обучающийся должен видеть в педагоге не угнетателя, а доброжелателя);

· принцип стимулирования (педагог должен постоянно находить новые формы и методы работы, с целью поддержания вовлеченности обучающихся в процесс социализации);

· принцип умеренной требовательности (позволяется всё, не противоречащее законам, учебному укладу, не наносящее вред здоровью и не понижающее самооценку других обучающихся).

Данные формы, методы, средства, условия и принципы работы позволят обучающимся с девиантным поведением найти своё место в жизни, почувствовать себя нужным, быть инициатором и просто ответственным исполнителем.

Доктор педагогических наук А.Д. Гонеев, автор учебника по основам коррекционной педагогики, выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

1. Метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера.

2. Метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:

· объективное переосмысление своих достоинств и недостатков;

· переориентировка самосознания;

· переубеждение;

· прогнозирование отрицательного поведения.

3. Метод перестройки жизненного опыта:

· предписание;

· ограничение;

· переучивание;

· переключение;

· регламентация образа жизни.

4. Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

· поощрение и наказание;

· соревнование;

· положительная перспектива.

А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми.

Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях, где воспитываются подростки с девиантным поведением, зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное, организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания, воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны. В воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. Характер детей - в руках взрослых. Пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

Список источников:

1. Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.17-28

2. Белкин А.С. Внимание - ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников; Свердловск: Средн. - Урал.кн. из-во, 1981.

3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.,1999.

4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.,2003.

5. Киреев В.Как уберечь ребенка от наркомании?//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.73-104

6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.

7. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография Ярославль Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского 2002.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.,2001.

9. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев: 1999.

10. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М., 2004.

11. Экман П. Почему дети лгут? / Пер. с английского, - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: