Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ (ремонтно-строительных) работ в зимнее время (графы 4, 5, 8) определяются от стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8 или от стоимости ремонтно-строительных работ по итогу глав 1-6 согласно Сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-08-02-2001) и Сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001).
Затраты на содержание действующих постоянных автомобильных дорог и восстановления их после окончания строительства (графы 4, 8) определяются локальным сметным расчетом на основе ПОС в соответствии с проектными объемами работ по расценкам Сборника №27 «Автомобильные дороги». На итоговую стоимость начисляются накладные расходы и сметная прибыль.
Затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций или компенсация расходов по организации специальных маршрутов городского транспорта определяется на основе ПОС с учетом обосновывающих данных транспортных предприятий. Перевозка рабочих и служащих к месту работы и обратно допускается в случае, когда их место жительства (пункта сбора) находится на расстоянии более 3 км от места работы, а коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить перевозку, и не представляется возможным организовать в установленном порядке для работников строительно-монтажных организаций специальные маршруты городского пассажирского транспорта, что должно быть подтверждено органами местного самоуправления.
4. Затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом (за исключением вахтовой надбавки к тарифной ставке, учитываемой в локальных сметах), определяются расчетами на основе ПОС. Организация работ вахтовым методом на внебюджетных стройках допускается по согласованию заказчика и подрядчика, а на стройках федерального бюджета России и на стройках, финансируемых из регионального бюджета, – в порядке, установленном органами регионального управления. При этом организация работ на стройках вахтовым методом, как правило, осуществляется в случаях, когда на поездку от места нахождения организации до места работы и обратно работникам требуется ежедневно затрачивать более трех часов. Эти затраты определяются сметным расчетом для конкретной стройки и утверждаются в составе проектно-сметной документации. В состав затрат включается:
|
содержание вахтового поселка;
содержание гостиниц в аэропортах;
содержание диспетчерских служб по авиаперевозке;
аренда каналов связи;
компенсация в связи с работой сверхнормативной продолжительности.
К затратам, связанным с производством работ вахтовым методом, не относятся:
- стоимость комплектов сборно-разборных и контейнерных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений для вахтового поселка;
- стоимость сборки и разборки инвентарных зданий и сооружений, устройства оснований и фундаментов под них, вводов инженерных сетей, благоустройства, учитываемые в главе 8 сводного сметного расчета;
- затраты, связанные с применением вахтового метода при организации работ, т.к. средства на командирование работников для выполнения строительно-монтажных работ, включающие расходы по переезду к месту работы и обратно, учитываются в сводном сметном расчете отдельно;
|
- вахтовая надбавка к заработной плате.
5. Затраты, связанные с использованием военно-строительных частей, студенческих отрядов и других контингентов (организованный набор рабочих), определяются расчетами на основе ПОС. К ним относятся:
затраты по содержанию военно-строительных частей, а также групп (отделов), создаваемых для улучшения руководства этими частями;
затраты на передислокацию (перебазирование) военно-строительных частей;
затраты на доплату за воинские звания и т.д.;
затраты, связанные с размещением личного состава студенческих строительных отрядов (при необходимости сюда входят затраты по созданию временных городков для проживания студенческих строительных отрядов и других временных зданий и сооружений и т.д.).
6. Затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ, определяются расчетами на основании ПОС и Постановления Правительства РФ от 02.10.02 №729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
7. Затраты, связанные с перебазированием строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую, определяются расчетами на основании ПОС. В случаях, когда это вызвано необходимостью, затраты на перебазирование определяются сметным расчетом, составленным подрядчиком и согласованным с заказчиком по внебюджетным стройкам.
|
8. Затраты, связанные с премированием за ввод в действие построенных объектов определяются расчетами по итогам граф 4 и 5 согласно Письму Минтруда СССР и Госстроя СССР от 10 октября 1991 г. №1336-ВК/1-Д (в % к 1991 г.) постановление Госкомтруда СССР и Президиум ВЦСПС от 09.02.1987 г. (к 1994 г.)
Размеры средств на премирование за ввод в действие в срок объектов в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ.
9.Средства на покрытия затрат строительных организаций по платежам (страховым взносом) на добровольное страхование, в том числе строительных рисков.
Определяются расчетом, согласно статей 255, 263 Налогового кодекса РФ, но не более 3% от итогов глав 1-8 сводного сметного расчета, (графы 7 и 8). Оплата затрат строительных организаций по страховым взносам производится на основании договоров на добровольное страхование и фактическим расходам на эти цели.
10. Средства на организацию и проведение подрядных торгов (тендеров) (графы 7 и 8) определяются на основании расчетов по видам затрат в соответствии с письмом Минстроя России от 19.02.96 №ВБ-29/12-61.
11. Затраты на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (борьба с радиоактивностью, малярией, энцефалитным клещом силикозом, гнусом и др.) (графы 7 и 8). Определяются на основании ПОС.
12.Затраты по содержанию горноспасательной службы. Принимаются на основе нормативов, утвержденных в установленном порядке (графы 7 и 8).
13. Затраты на проведение пусконаладочных работ (графы 7 и 8).
Расходы по пусконаладочным работам «вхолостую» учитываются как расходы катитального характера (статья 257 Налогового кодекса Российской Федерации). Эти расходы включаются в главу 9 «Прочие работы и затраты» (графы 7 и 8) сводного сметного расчета стоимости строительства.
Пусконаладочные работы «под нагрузкой» учитываются как расходы некапитального характера и финансируются за счет основной деятельности эксплуатирующей организации (подпункт 34, пункт 1, статья 264 Налогового кодекса Российской Федерации).
В сметных нормах учтены затраты труда, связанные с выполнением полного комплекса пусконаладочных работ, установленного соответствующими нормативными и техническими документами.
Сметная стоимость пусконаладочных работ и других затрат по вводу в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений определяется в текущем уровне цен. Порядок применения государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001), методы определения их стоимости, состав сметной документации приведен в Указаниях по применению государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (МДС 81-27.2001).
Определение размера средств на содержание службы заказчика-застройщика (дирекции строящегося редприятия) и технический надзор
Нормативы численности и затраты на содержание аппарата заказчика-застройщика при строительстве объектов за счет средств федерального бюджета определяются в зависимости от объема капитальных вложений на календарный год в ценах 2001 г. и территориального размещения объектов строительства.
Определение средств на подготовку эксплуатационных кадров
В главу 11 «Подготовка эксплуатационных кадров» включаются (в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплутационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчетами.
Определение средств на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
В главу 12 «проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включаются (в графы 7 и 8) средства:
- на выполнение проектно-изыскательских работ (услуг) – раздельно на проектные и изыскательские;
- проведение авторского надзора проектных организаций за строительством;
- проведение экспертизы предпроектной и проектной документации;
- разработка тендерной документации;
- испытание свай, проводимое подрядной строительно-монтажной организацией, по техническому заданию заказчика строительства.
Стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяется на основе сборников и справочников базовых цен с использованием индексов изменения стоимости, устанавливаемых Госстроем России.
Средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством определяются расчетом в текущем уровне цен. Необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком.
Стоимость экспертизы предпроектной и проектной документации определяется в соответствии с «Порядком определения стоимости работ по проведению экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации», утвержденным постановлением Госстроя России от 18.08.97 г. №18-44.
Средства, связанные с испытанием свай, проводимым подрядной строительно-монтажной организацией по техническому заданию заказчика строительства (приобретение свай, их транспортировка и погружение в основание, устройство приспособлений для нагрузки, испытание свай в грунте динамической и статической нагрузками, осуществление технического руководства и наблюдения в период испытаний, обработка данных испытаний и другие связанные с этим затраты в текущем уровне цен), определяются сметным расчетом на основании проектных данных и сборников на строительные конструкции и работы с начислением накладных расходов и сметной прибыли. Эти средства включаются в графы 4 и 8 сводного сметного расчета на строительство.
Средства, связанные с разработкой и экспертизой тендерной документации, определяются расчетом по согласованию с заказчиком.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.
Резерв определяется по итогам глав 1-12 в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% для объектов производственного назначения.
По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по огласованию с соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти в области строительства.
5. Методы определения сметной стоимости строительства
Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очереди) рекомендуется составлять следующую документацию:
- в составе проекта:
· сводка затрат (при необходимости);
· сводный сметный расчет стоимости строительства;
· объектные и локальные сметные расчеты;
· сметные расчеты на отдельные виды затрат;
- в составе рабочей документации (РД) – объектные и локальные сметы.
Стоимость работ в локальных сметах (расчетах) в составе сметной документации может приводиться в двух уровнях цен:
· в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 г.;
· в текущем (прогнозном) уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения сметной стоимости:
- базисно-индексный;
- ресурсный;
- ресурсно-индексный;
- на основе укрупненных сметных нормативов в том числе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.
При наличии территориальных сметных нормативов (ТЕР-2001), утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке, составление сметной документации целесообразно выполнять базисно-индексным методом с применением индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен.
При определении стоимости строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, пересчет стоимости строительства в текущий (прогнозный) уровень цен осуществляется в соответствии с индексами, ежеквартально предоставляемыми Министерством регионального развития Российской Федерации в целом по строительно-монтажным работам и по статьям затрат в разрезе субъектов Российской Федерации.
Для пересчета стоимости строительно-монтажных работ, осуществляемых за счет средств регионального (территориального) бюджета, используются индексы, утвержденные (согласованные) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Наряду с базисно-индексным методом текущая стоимость строительства может быть определена ресурсным методом на основе сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН) в соответствии с действующими указаниями по разработке сметной документации ресурсным методом. Этот метод наиболее эффективен с точки зрения точности счета. В то же время необходимо соизмерять значительную его трудоемкость с конечными качественными показателями. Требуется одномоментная оперативная фиксация цен непосредственно перед началом выполнения строительно-монтажных работ. Во многих случаях процесс растягивается, цены быстро «устаревают» и необходима их корректировка с учетом сложившегося уровня инфляции. Такая корректировка обычно производится в рамках ресурсно-индексного метода.
При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. В качестве исходных данных для последующего определения прямых затрат в локальной ресурсной смете выделяются следующие группы ресурсов:
- трудовые ресурсы – данные о трудоемкости работ (чел.-ч) рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;
- наименование строительных машин с указанием времени их использования в маш.-ч;
- материальные ресурсы, учтенные в сборниках ГЭСН, в принятых единицах физических измерений;
- материальные ресурсы, принимаемые по проектным данным, в том числе по данным проекта производства работ(сверх учтенных в сборниках ГЭСН), в принятых единицах физических измерений.
Ресурсные показатели (затраты труда, потребность в строительных машинах, расход материалов, изделий и конструкций) заносятся в смету с указанием данных по расходу ресурсов на единицу измерения и по проекту разрабатываемого вида работ и затрат. Все показатели используются со всеми поправками (коэффициентами), приведенными в технических частях соответствующих сборников и общих положениях по их применению.
При формировании инвесторских смет, до введения в действия новой номенклатуры укрупненных показателей базисной стоимости строительства и сборников цен на оборудование, изделия и конструкции, а также оптовых цен типовых наборов инструмента, оборудования и инвентаря производственных объектов и зданий общественного и административного назначения, допускается использование укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС), а также соответствующих ценников сметно-нормативной базы 1984 г. (1991 г.) с приведением ее в текущий уровень цен методом индексации.
6. Порядок расчетов за выполненные работы
Определение стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство или капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений.
В ходе определения стоимости рекомендуется составлять:
при разработке предпроектной и проектно-сметной документации по заказу инвесторов – инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);
при подготовке заключаемого договора, в т. ч. при подрядных торгах на основании передаваемой инвестором тендерной документации, – расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.
Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных отношений, общей экономической ситуации, условий тендера.
Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика рекомендуется составлять в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документах инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации.
На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют договорные цены на строительную продукцию.
Свободная (договорная) цена на строительную продукцию (выполнение подрядных работ или оказание услуг) – это цена, устанавливаемая инвестором (заказчиком) и генподрядчиком (генподрядчиком и субподрядчиком) на равноправной основе при заключении договора подряда (контракта) на капитальное строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений (договора субподряда), в т.ч. по результатам проведения конкурсов (подрядных торгов). Эта цена формируется с учетом спроса и предложений на строительную продукцию, складывающихся условий на рынке труда, конъюнктуры стоимости материалов, применяемых машин и оборудования, а также обеспечения прибыли подрядной организации для расширенного воспроизводства.
Договорная цена на строительную продукцию включает:
- сметную стоимость строительно-монтажных работ;
- прочие затраты, относящиеся к деятельности подрядчика;
- стоимость других работ, принимаемых на себя подрядчиком согласно договору (проектные работы, приобретение оборудования и др.);
- часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных по договоренности между сторонами (при твердой договорной цене на строительную продукцию);
- другие затраты, связанные с формированием рыночных отношений и не учтенные государственными нормами и ценами, имеющими рекомендательный характер.
Договорные цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными), реальное применение которых возможно в условиях стабилизации рынка и инфляционных процессов.
Формирование договорных цен на строительную продукцию, как правило, реализуется на конкурсной основе через проведение подрядных торгов.
Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации», утвержденным Распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 г. №660-р/18-7, с последующими изменениями и дополнениями.
При проведении подрядных торгов договорная цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложений, представленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не проводятся, – на основании согласия ее между заказчиком и подрядчиком. Подрядные организации, на основании конкурсной документации, выполняют сметные расчеты предлагаемых к выполнению работ (услуг) с учетом собственных возможностей и сложившихся условий при определении сметной себестоимости выполнения работ собственными силами и привлечением субподрядных организаций.
На основании совместного решения оформляется протокол (ведомость) договорной цены на строительную продукцию, являющийся неотъемлемой частью договора подряда. Принятая заказчиком и подрядчиком договорная цена на строительную продукцию может быть пересмотрена по согласованию сторон. За итогом договорной цены на строительную продукцию показывают отдельной строкой НДС.
В процессе строительства объекта производятся расчеты заказчика с подрядчиком за выполненные работы, предусмотренные договором подряда (контрактомПроцедура взаиморасчетов заказчика с подрядчиком осуществляется в следующей последовательности:
- на основании определенной договором подряда (контрактом) договорной цены в текущих ценах на момент заключения контракта, открывается финансирование в соответствии со справкой об утверждении проектно-сметной документации;
- подрядчик представляет акты приемки выполненных работ;
- по мере поступления актов о стоимости выполненных работ, они накапливаются и суммируются. В случае, если стоимость работ в представленных актах и, следовательно, сумма выплат достигнет или превысит величину договорной цены, оставшиеся объемы работ пересчитываются в новых текущих ценах и на этот момент открывается финансирование на оставшуюся сумму.
7. Автоматизация выпуска смет
Необходимость автоматизации сметных расчетов
Прошло немногим более десяти лет с того времени, когда появились первые компьютеры на предприятиях. Их численность была невелика, ресурсы слабые. Почти не было персонала, умеющего работать на ПЭВМ. Недостаток ощущался в оснащении компьютеров программным обеспечением.
Сейчас картина совсем иная. Существует немного предприятий, имеющих только один компьютер. Зачастую парк ПЭВМ исчисляется десятками компьютеров, соединенных между собой в локальную или глобальную сеть, на которых работают и которые обслуживают квалифицированные специалисты. Рынок программного обеспечения представлен сотнями, если не тысячами различных программ и систем, предназначенных для автоматизации труда любого специалиста любой отрасли производства. Проблема состоит не в том, где купить программное обеспечение, а в том, что именно выбрать. Не является исключением строительная отрасль и, прежде всего, область ценообразования строительной продукции.
Стоимость строительства индивидуальна для каждого объекта. Даже при использовании типовых проектов сметная стоимость каждого из них рассчитывается отдельно. Это значительно усложняет работу специалистов, занятых выпуском сметной документации.
В связи с трудоемкостью и сложностью процесса формирования стоимости строительной продукции вопрос автоматизации сметных расчетов всегда стоял очень остро. Первая система сметных расчетов АВС–3ЕС для машин класса ЕС была создана еще в начале 80-х гг. XX в. группой разработчиков автоматизированных систем управления под руководством В.М. Шершнева.
В начале 90-х годов в производство вошли ПЭВМ. В это же время стали появляться первые программы сметных расчетов, предназначенные для использования на компьютерах, – АРС, Багира, БАРС, РИК. Позже этот список пополнился программами WinСмета, WinАверс, А0, Ресурсная смета, Гранд-Смета и т.д. В 1990 г. также вышла в свет первая версия популярной универсальной финансово-строительной системы «Смета Плюс», разработанной ООО «Центр строительных программ "Эрикос"», и на примере которой далее будут рассматриваться вопросы использования компьютерных программ в сметных расчетах.
8. Требования к современным программам сметных расчетов
Каждый покупатель имеет право на выбор того, что ему по душе. Но выбрать компьютерную программу «по душе» непросто, поскольку особенностью этого товара является то, что достоинства программного обеспечения, равно как и недостатки, сложно увидеть при первом знакомстве с ним. Необходимо какое-то время поработать в программе, прежде чем приспособишься к ней и оценишь ее качество.
На что следует обращать внимание при выборе компьютерной программы сметных расчетов.
Первое и главное требование к сметной программе, указанное в МДС 81.1.99, – она должна быть сертифицирована Госстроем РФ на соответствие нормативным документам. В настоящее время на рынке программного обеспечения представлено около 20 программ сметных расчетов, имеющих сертификат установленного образца.
Важной составляющей частью сметной программы является наличие базы сметных нормативов. При покупке программы следует обратить внимание на полноту нормативной базы, представленной в комплекте программы. Обязательно следует поинтересоваться, есть ли необходимые вам территориальные или ведомственные нормативы, входят они в стоимость базовой поставки программы или придется приобретать их за дополнительную оплату. При покупке новых нормативов (ГЭСН, ФЕР, ТЕР) в формате программы вы должны получить документы (сертификат, лицензионное соглашение), подтверждающие законность электронной копии нормативов и дающие право на льготное получение всех дополнений и изменений к ним, а также право на бесплатные консультации у разработчиков нормативов. Новые нормативы могут входить в комплект программы или поставляться на отдельном диске.
При расчете сметной стоимости строительства применяется множество различных коэффициентов и начислений, начиная от коэффициентов по техническим частям и заканчивая индексами пересчета в текущие цены.
Выбирая программу необходимо проверить ее на наличие всех коэффициентов, параметров и индексов, используемых в сметных расчетах.
Размещено на Allbest.ru