Методические рекомендации




Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны восприни­мать некоторые архитектурные формы, тем более что со многими они постоянно сталкиваются. Поэтому позиция, что в силу своего возраста они их не усвоят, не поймут, ошибочна. Стараясь оградить детей от якобы сложной и ненужной информации, мы тем самым обедняем их конструктивные образы. Без посторонней помощи ре­бенку сложно разобраться в мире, который его окружает, ему необ­ходимы пояснения, поддержка взрослого. Трудно себе представить, что без взрослого ребенок сможет понять, что существуют четыре времени года, что год состоит из 12 месяцев, а месяц — из нескольких недель, что каждая неделя включает 7 дней и т. д. И хотя эти явления малыш наблюдает, обобщить самостоятельно ему сложно. Родители и педагоги считают своим долгом объяснить ребенку, научить его ориентироваться в явлениях природы и социума. Но возникает во­прос: почему же архитектура, одна из составляющих окружающего мира, исключается из поля деятельности дошкольника? Игнорируя данную проблему, получаем в итоге иную: в изображениях каких- либо архитектурных сооружений дети, не знакомые с данным видом искусства, рисуют примитивный, упрощенный во всех отношениях домик непонятного вида и стиля. Дети, не знающие, что материалы, из которых можно построить дом, могут быть различными, а окош­ки не только прямоугольные и квадратные и что двери, лестницы, крыши имеют множество конфигураций, создают стереотипные ар­хитектурные конструкции. Для того чтобы расширить художественно- конструктивный и изобразительный опыт детей, необходимо создать условия для ознакомления дошкольников с архитектурой как видом искусства.

Организация экскурсий к памятникам архитектуры или к архитектурным объектам, интересным для ознакомления до­школьников. Предполагаются не только специально организованные поездки далеко за пределы района, в котором располагается дошколь­ное учреждение, но и совместные прогулки по улицам своего района, города, в ходе которых дети могут узнать что-то новое об архитекту­ре. Любой дом, мост, фонтан может стать объектом изучения, рас­крывающим знания о свойствах мира архитектуры, которыми впо­следствии могут воспользоваться дети в процессе создания своих конструктивных образов.

Консультирование родителей с целью обеспечения закрепления изученного материала. Консультирование в своей традиционной фор­ме беседы, имеющей характер наставления и рекомендаций, для со­временных родителей — малоэффективное средство взаимодействия. Поэтому ему необходимо придать форму не назидания, а разнопла­нового и разноуровневого сотрудничества. Поскольку все родители разные, условно среди них можно выделить несколько групп

Первая группа — родители, которые не стремятся обременять себя вопросами воспитания и образования своих детей, переклады­вая все на плечи образовательного учреждения. Такие родители стре­мятся к материальному достатку, желая быть значимой фигурой в обществе, поэтому в ходе их консультирования основное внимание следует уделять мотивам, показывающим перспективы дальнейшего развития способностей ребенка в этой области, что скажется на его социальном статусе. Здесь важны два момента: что сказать и как сказать. Если педагог не заинтересован и не чувствует уверенности в своих словах, то ни один родитель не станет сотрудничать с ним. Нельзя извиняющимся тоном разговаривать с родителями, тогда они теряют уважение к педагогу, и дальнейшее взаимодействие становит­ся неэффективным и формальным.

Вторая группа — активные родители, и потому сотрудниче­ство с ними не имеет особых сложностей. Они всегда легко откли­каются на просьбы педагогов, принимают во внимание все рекомен­дации. Но здесь существует другая опасность: перерастание офи­циально-делового общения в панибратские отношения. Во всем нужна мера, нельзя, чтобы родители в присутствии или в отсутствие детей вели себя с воспитателем как с «подружкой». В этом случае очень сложно проявлять жесткость педагогических требований.

Третья группа — родители, придерживающиеся своих соб­ственных взглядов на проблему воспитания и образования детей. И очень часто эти взгляды не соответствуют направлениям педагоги­ческой работы дошкольного учреждения. Дети оказываются в сложной ситуации, на них оказывается разнонаправленное педагогическое воздействие, негативно влияющее на их психологическое состояние. Проводя консультирование с такими родителями, важно уметь ис­пользовать их информацию и опыт во благо ребенку. То есть посте­пенно, порционно вводить новую для них информацию, поскольку все новое может восприниматься ими негативно, так как, по их мне­нию, они все уже знают о своих детях и перспективах их развития.

Разработка пособий и игр, необходимых для ознакомления до­школьников с архитектурой. При всем изобилии различных дидак­тических игр и пособий вопрос приобщения дошкольников к архи­тектуре остается недостаточно разработанным.

Сегодня огромное множество пособий можно изготовить, лишь взяв из почтового ящика бесплатные журналы и проспекты, в кото­рых имеются фотографии различных по форме и конструкции домов, дверей, окон, лестниц, арок, крыш, фонтанов, мостов и т.д. Вырезав эти фотографии, наклеив на картон, заламинировав или покрыв термоклеевой пленкой, можно получить отличную дидактическую игру, направленную на решение не одной задачи.

 

Разложив перед ребенком карточки с изображением крыш, мы обраща­емся к нему: «Покажи, пожалуйста, крыши односкатные». Тем самым ставим задачу на выделение одного признака из множества других. Или давая за­дание разложить по коробочкам окошки арочные, стрельчатые и прямо­угольные, мы формируем умение классифицировать объекты.

 

В качестве демонстрационного материала можно использовать перекидной настенный календарь с фотографиями различных па­мятников архитектуры. От педагога требуется совсем немного уси­лий, чтобы заинтересовать детей. Даже в младшем дошкольном возрасте можно знакомить с визуальными знаками, обозначающи­ми элементы архитектуры, включая их в повседневную деятельность. Например, развесить карточки с изображением нескольких крыш, различных по форме, так, чтобы они располагались в разных игро­вых зонах. При направлении детей в эти зоны ориентировать их на эти знаки: «Маша, положи, пожалуйста, кубик в коробку, где у нас нарисована треугольная (двускатная) крыша». Чем чаще мы будем называть детям точные понятия, тем быстрее они начнут ими поль­зоваться.

Очень часто в качестве стимулов детям дают наклейки, и не всегда эти наклейки отвечают эстетическим и развивающим задачам. Среди них можно встретить и личико куклы Барби, и черепашек Ниндзя, и Шрека, и прочих героев мультипликации. С целью дополнительной мотивации к выполнению каких-либо действий можно использовать карточки с архитектурными формами, изготовленными из проспектов. При этом сделать оговорку, что карточки нужны не только для того, чтобы каждый ребенок мог похвастаться их количеством, а для того, чтобы построить город для сказочных жителей или город будущего. Вариантов коллективного участия может быть много.

Важно только понимать, что решение проблемы ознакомления с архитектурой посредством игр зависит от отношения к этому про­цессу самого педагога. Без личной заинтересованности невозможно вызвать интерес у детей и активизировать их творчество.

Совместное с детьми и родителями изготовление макетов различных архитектурных сооружений предполагает в большей сте­пени практическую деятельность, чем теоретическую.

В ходе выполнения макетов или их составляющих дети также знакомятся, но уже детально, со многими архитектурными элемен­тами. Благодаря практическим совместным действиям дети получа­ют возможность глубже понять отдельные правила, техники архи­тектуры, законы взаимодействия конструктивных форм. Макетирова­ние не только способствует формированию конструктивных умений, но и развивает внимательность при выполнении детали, логическое мышление, воспитывает аккуратность, раскрывает образность в ар­хитектуре.

Выделенные направления работы не являются единственными, в содержательном и методическом плане их можно дальше расширять, придумывая другие формы, в зависимости от специфики дошкольного учреждения, от возраста детей, педагогических и материальных условий.

 

Вопросы, задаваемые детям младшего возраста, должны быть просты по словесной конструкции, лаконичны по форме и доступны по содержанию. Здесь важен эмоциональный компонент, т. е. вопро­сы должны строиться таким образом, чтобы они затрагивали эмоционально-познавательный опыт детей.

Для старших дошкольников конструкция вопроса может быть уже более сложной, содержать понятия, относящиеся к предмету изуче­ния. Вопросы также должны быть ориентированы на личностный опыт детей и стимулировать их активность в формулировании своей точки зрения по рассматриваемому вопросу. Схема анализа архитек­турного сооружения такова:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: