Педагог – это лицо, которое осуществляет практическую работу по воспитанию и образованию людей.
Профессия педагога, как и любая другая, основывается, прежде всего, на должностных функциях и обязанностях, которые регулируются определенными нормативно-правовыми актами и федеральными законами. В данной главе мы рассмотрим Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также ознакомимся с выдержками из настоящего Федерального закона, которые касаются, непосредственно педагогических работников.
Предметом регулирования Федерального закона являются общественные отношения, которые возникают в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. Также настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В главе 5 настоящего Федерального закона достаточно подробно описана деятельность педагогического работника в учреждении. Например, согласно статье 46 право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, которые имеют среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. В статье 47 указаны права и свободы педагогических работников. Рассмотрим некоторые из академических и трудовых прав и свобод:
|
1) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
2) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
3) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
4) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
5) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
6) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
7) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
8) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
9) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда [1; 63 стр.].
|
Кроме того, педагогические работники имеют определенные обязанности и несут за них ответственность. Согласно статье 48 педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
|
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка [1; 66 стр.].
Также, в данной статье говорится о том, что педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.
Таким образом, мы видим, что деятельность педагогического работника в любом учреждении имеет широкий круг трудовых прав, свобод, функций, а также обязанностей, за которые он несет определенную ответственность.