Характеристика осязания детей дошкольного возраста
С нарушением зрения
№ | Критерий | Уровень | Показатели уровня | Балл по каждому показателю | Всего по критерию | Комментарии |
1. | Изучение предмета при помощи осязания (Способ осязания) | Высокий | · узнает все предметы, называет их правильно при обследовании предметов одной или двумя руками, · узнает все предметы, называет их правильно при обследовании ладонью, · узнает все предметы, называет их правильно при обследовании пальцами · выполняет заданные тифлопедагогом действия («Возьми игрушку»; «Нажми на кнопку средним, указательным, большим пальцем, мизинцем» | |||
Средний | · узнает все предметы при обследовании одной или двумя руками, допускает ошибки в их назывании, · узнает все предметы ладонью, допускает ошибки в их назывании, · узнает все предметы изучая пальцами, допускает ошибки в их назывании · После показа тифлопедагогом: — выполняет заданные тифлопедагогом действия («Возьми игрушку», «Нажми на кнопку указательным, большим пальцем, мизинцем» | |||||
Низкий | · не узнает предметы при обследовании одной или двумя руками, не называет их; · не узнает предметы при обследовании ладонью, не называет их; · не узнает предметы пальцами, не называет их · выполняет действия: «Нажми на кнопку указательным, большим пальцем, мизинцем»: совместно с тифлопедагогом | |||||
2. | Культура осязания | Высокий | - активность - планомерность | |||
Средний | - недостаточная активность рук - не планомерное обследование | |||||
Низкий | - пассивность - хаотичность восприятия | |||||
3. | Узнавание различных поверхностей и материалов: дерево, ткань, бумага, металл, стекло, пластмасса. | Высокий | Узнает поверхности различного характерного качеества, называет их | 100% | ||
Средний | Узнает различные поверхности или допускает ошибки, не знает название поверхностей | 80% | ||||
Низкий | Не узнает предметы, не знает названия поверхностей | 20% | ||||
4. | Узнавание и различение с помощью осязания различных геометрических форм | Высокий |
| |||
Средний |
| |||||
Низкий |
|
Таблица 2
Задачи и содержание работы по развитию осязания и мелкой моторики рук детей с нарушениями зрения
Что? (что развиваем на занятиях по осязанию и мелкой моторике – знания, умения, навыки) | Зачем? (значение формируемых знаний, умений и навыков в жизненной компетентности ребенка) | Почему? (какие вторичные дефекты компенсируют, формируемые навыки осязания и мелкой моторики рук) |
- движения пальцев и кистей рук - умения захватывать предметы - знания о функциях и назначении рук и пальцев - обследовать предметы - умения различать с помощью осязания форму, величину, фактуру - распознавать фактуру, форму, величину предметов - сравнивать предметы на основе осязания - дифференцировать предметы по величине, форме фактуре, др. признакам - соотносить признаки предмета с сенсорными эталонами - распознавать на основе осязания материал из которого сделан предмет - выделять осязательные признаки предметов и их свойства и функциональные назначения - читать рельефные изображения - определять пространственное расположение предметов и их частей - узнавать предметы и его части на основе осязания - ориентироваться на плоскости на основе осязания | -Формировать способы активного осязания (для передвижения, ощупывая руками стены, шкафы, кровати); -умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, материалу (бумага, ткань) · Формировать представления о предметах, наполняющих знакомое пространство. · Учить ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия · Формирование способов самообслуживания | -Компенсация сложностей в пространственной ориентации -Компенсация недоразвития речи -Компенсация особенностей восприятия -Компенсация трудностей в самообслуживании -Компенсация трудностей бытовой и предметной ориентировки |
Наименование разделов и тем
- Конструирование (Конструирование орнаментов в круге из листьев; Конструирование из пластмассового конструктора «Домик»);
- Занятия аппликационной лепкой (Сказочная птица; Рыбки в аквариуме);
- Занятия с использованием мозаики (Игра «Трудные виражи»; Аппликация из крупы «Цветы»; Мозаика из бумаги «Цветы колокольчика»; Мозаика из бумаги «Аленький цветочек»; «Царевна-лебедь»).
- Занятия лепкой (На дне морском; Грибы; Дом Маши и Медведя);
- Работа с бумагой (Дед Мороз; Маски; Вертушка; Снеговик; Фигурки животных из яичной скорлупы и бумаги);
- Работа с фольгой (Игры на выделение сенсорных эталонов формы; Формовка зверей из фольги)
- Занятия с нитям (Вязание морских узлов. Вязание игрушек. Макраме)
- Работа с палочками (Конструирование из палочек Кюизенера);
- Работа с книгой (Знакомство с содержанием);
- Разработка тонкой координации движений для плоского письма (Сортировка мелких предметов по величине и материалу; Раскрашивание контурных рисунков);
- Обучение элементам рисования (Травка);
Чтение рельефных рисунков (Тактильные книги, игры на осязательную ориентировку).