Наименование разделов и тем




Характеристика осязания детей дошкольного возраста

С нарушением зрения

 

Критерий Уровень Показатели уровня Балл по каждому показателю Всего по критерию Комментарии
1. Изучение предмета при помощи осязания (Способ осязания) Высокий · узнает все предметы, называет их правильно при обследовании предметов одной или двумя руками, · узнает все предметы, называет их правильно при обследовании ладонью, · узнает все предметы, называет их правильно при обследовании пальцами · выполняет заданные тифлопедагогом действия («Возьми игрушку»; «Нажми на кнопку средним, указательным, большим пальцем, мизинцем»          
Средний · узнает все предметы при обследовании одной или двумя руками, допускает ошибки в их назывании, · узнает все предметы ладонью, допускает ошибки в их назывании, · узнает все предметы изучая пальцами, допускает ошибки в их назывании · После показа тифлопедагогом: — выполняет заданные тифлопедагогом действия («Возьми игрушку», «Нажми на кнопку указательным, большим пальцем, мизинцем»          
Низкий · не узнает предметы при обследовании одной или двумя руками, не называет их; · не узнает предметы при обследовании ладонью, не называет их; · не узнает предметы пальцами, не называет их · выполняет действия: «Нажми на кнопку указательным, большим пальцем, мизинцем»: совместно с тифлопедагогом        
2. Культура осязания Высокий - активность - планомерность      
Средний - недостаточная активность рук - не планомерное обследование      
Низкий - пассивность - хаотичность восприятия      
3. Узнавание различных поверхностей и материалов: дерево, ткань, бумага, металл, стекло, пластмасса. Высокий Узнает поверхности различного характерного качеества, называет их   100%  
Средний Узнает различные поверхности или допускает ошибки, не знает название поверхностей   80%  
Низкий Не узнает предметы, не знает названия поверхностей   20%  
4. Узнавание и различение с помощью осязания различных геометрических форм Высокий
  • узнает пространственное расположение деталей предмета
  • ориентируется на микроплоскости: «Найди на столе предмет, который я назову»: «Расположи геометрические фигуры (геометрические тела), как я скажу»; «Расскажи, как расположены предметы »
  • выбор разных (одинаковых) геометрических фигур (тел) из 4-5;
  • группировать – выбор осуществляется из группы, представленной тремя разновидностями геометрических фигур из 5-6
  • может найти лишнюю по форме геометрическую фигуру в классификационном ряду (объекты круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной формы)
           
Средний
  • узнает геометрические фигуры и геометрические тела, не знает названия геометрических фигур или допускает ошибки
  • частично ориентируется на микроплоскости: «Найди на столе предмет, который я назову»: «Расположи геометрические фигуры (геометрические тела), как я скажу»; «Расскажи, как расположены предметы »
  • выбор разных (одинаковых) геометрических фигур (тел) из 4-5 допускает ошибки, выделяет 2-3 предмета;
  • группировать – выбор осуществляется из группы, представленной тремя разновидностями геометрических фигур из 5-6, допуская ошибки
  • может найти лишнюю по форме геометрическую фигуру в классификационном ряду (объекты круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной формы), допускает одну - две ошибку
             
Низкий
  • не узнает геометрические фигуры и геометрические тела, не знает названия геометрических фигур
  • не ориентируется на микроплоскости
  • не совершает выбор разных (одинаковых) геометрических фигур (тел) из 4-5;
  • не группирует – не осуществляется выбор из группы, представленной тремя разновидностями геометрических фигур из 5-6
  • не может найти лишнюю по форме геометрическую фигуру в классификационном ряду (объекты круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной формы)
             

 

Таблица 2

Задачи и содержание работы по развитию осязания и мелкой моторики рук детей с нарушениями зрения

Что? (что развиваем на занятиях по осязанию и мелкой моторике – знания, умения, навыки) Зачем? (значение формируемых знаний, умений и навыков в жизненной компетентности ребенка) Почему? (какие вторичные дефекты компенсируют, формируемые навыки осязания и мелкой моторики рук)
- движения пальцев и кистей рук - умения захватывать предметы - знания о функциях и назначении рук и пальцев - обследовать предметы - умения различать с помощью осязания форму, величину, фактуру - распознавать фактуру, форму, величину предметов - сравнивать предметы на основе осязания - дифференцировать предметы по величине, форме фактуре, др. признакам - соотносить признаки предмета с сенсорными эталонами - распознавать на основе осязания материал из которого сделан предмет - выделять осязательные признаки предметов и их свойства и функциональные назначения - читать рельефные изображения - определять пространственное расположение предметов и их частей - узнавать предметы и его части на основе осязания - ориентироваться на плоскости на основе осязания   -Формировать способы активного осязания (для передвижения, ощупывая руками стены, шкафы, кровати); -умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, материалу (бумага, ткань) · Формировать представления о предметах, наполняющих знакомое пространство. · Учить ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия · Формирование способов самообслуживания   -Компенсация сложностей в пространственной ориентации   -Компенсация недоразвития речи   -Компенсация особенностей восприятия   -Компенсация трудностей в самообслуживании   -Компенсация трудностей бытовой и предметной ориентировки

 

Наименование разделов и тем

  1. Конструирование (Конструирование орнаментов в круге из листьев; Конструирование из пластмассового конструктора «Домик»);
  2. Занятия аппликационной лепкой (Сказочная птица; Рыбки в аквариуме);
  3. Занятия с использованием мозаики (Игра «Трудные виражи»; Аппликация из крупы «Цветы»; Мозаика из бумаги «Цветы колокольчика»; Мозаика из бумаги «Аленький цветочек»; «Царевна-лебедь»).
  4. Занятия лепкой (На дне морском; Грибы; Дом Маши и Медведя);
  5. Работа с бумагой (Дед Мороз; Маски; Вертушка; Снеговик; Фигурки животных из яичной скорлупы и бумаги);
  6. Работа с фольгой (Игры на выделение сенсорных эталонов формы; Формовка зверей из фольги)
  7. Занятия с нитям (Вязание морских узлов. Вязание игрушек. Макраме)
  8. Работа с палочками (Конструирование из палочек Кюизенера);
  9. Работа с книгой (Знакомство с содержанием);
  10. Разработка тонкой координации движений для плоского письма (Сортировка мелких предметов по величине и материалу; Раскрашивание контурных рисунков);
  11. Обучение элементам рисования (Травка);

Чтение рельефных рисунков (Тактильные книги, игры на осязательную ориентировку).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: