1. Какие чувства у вас вызывает это (здание) архитектурное сооружение?
2. Как вы думаете, а какой характер у самой архитектуры?
3. С помощью чего архитектор передал его?
4. Есть ли у вас ощущение полета, когда вы смотрите на это здание или нет?
5. Для чего создано это сооружение? Почему вы так решили?
6. К какому виду архитектуры можно отнести это сооружение?
7. Прочно ли это сооружение или нет? Почему вы так решили?
8. Какие материалы использованы для создания этого сооружения?
9. Какие выразительные средства использованы архитектором для создания архитектурного образа? Какое влияние они оказывают на всю архитектуру?
10. В какую геометрическую форму можно заключить это архитектурное сооружение?
11. Какие геометрические формы можно увидеть в этом сооружении?
12. Какие архитектурные формы использованы? Как они сочетаются друг с другом? Какое они имеют значение для всей архитектуры?
13. Если добавить (убрать) какой-либо элемент в здании, что это изменит?
14. Можно ли разделить сооружение пополам? Одинаковы ли будут при этом его части?
15. Повторяются ли какие-либо элементы в архитектуре?
16. Использован ли в архитектуре декоративный элемент? Какой? Где?
17. Какие другие виды изобразительного искусства используются в архитектуре? Для чего их использовал архитектор?
18. Сочетается ли архитектурное сооружение с окружающей природой, другими зданиями?
19. Как вы думаете, как можно назвать это сооружение?
20. Понравилось ли вам архитектурное сооружение? Чем?
21. Хотели бы вы сами построить такое сооружение?
Начинать изучение любого архитектурного сооружения целесообразно с активизации интереса дошкольников, через переключение их внимания на собственные эмоциональные ощущения. Когда дети дали характеристику своего состояния, необходимо определить настроение обследуемого объекта. Такой переход приучает детей замечать не только свое состояние, но и самочувствие других. И начинать это нужно именно с младшего возраста, когда дети более отзывчивы и открыты всему, что их окружает.
|
После общей характеристики настроения важно вводить более детальный анализ индивидуальных черт объекта, через сравнение их с качествами, присущими людям. Для того чтобы дети впоследствии умели создавать выразительный образ, им необходим определенный опыт его формирования, а это возможно только при условии распредмечивания изображаемого объекта.
Определив характер, состояние объекта, можно перейти непосредственно к изучению его функционального назначения. Практическая сторона архитектурного сооружения обусловливает выбор материалов, конструктивных элементов, составляющих архитектурный объект. Поэтому, объяснив, для чего построено сооружение и для кого, необходимо обратить внимание детей на взаимодействие таких правил в архитектуре, как прочность, польза, красота.
В этом сотрудничестве различных сторон архитектуры важно уделить внимание и отдельным вопросам, благодаря которым можно говорить о целостности архитектурного сооружения. К одному из таких вопросов относится правило членения сложной формы архи тектуры на более простые, которое значимо не только при анализе архитектурного сооружения, но в собственном творчестве детей при создании конструктивного образа.
|
Важно, чтобы дети научились выделять простые, знакомые формы в целостной конструкции, чтобы потом иметь возможность самим пользоваться этим приемом в процессе конструирования, лепки, рисования и аппликации. Данное умение формируется в процессе визуального анализа архитектуры на предмет наличия скрытых геометрических форм и в ходе поисков возможных вариантов путем мысленного добавления или убирания каких-либо конструктивных элементов.
Вычленяемые геометрические формы помогают более четко определить структуру архитектурных форм, из которых состоит сооружение. Дети младшего дошкольного возраста обращают внимание на основные, яркие, выделяющиеся архитектурные формы, те, которые в этом возрасте они способны воспринять и дать им элементарную характеристику.
В процессе ознакомления с архитектурным сооружением необходимо также уделить внимание его декоративной стороне: рассмотреть, проанализировать декоративные элементы и понять их назначение, выяснить, оказывают ли они воздействие на функциональную и конструктивную стороны архитектуры.
Этот вопрос следует разбирать с детьми старшего дошкольного возраста, так как младшие дошкольники в силу своих возрастных возможностей могут с ним не справиться. Для них очень сложно установление связей между декором и конструкцией. Однако малыши могут вычленять ритмический рисунок, поскольку очень чувствительны к ритму.
Это необходимо для того, чтобы у детей формировалось умение подчинять свой архитектурный образ определенным закономерностям, без которых невозможно его существование. В завершение анализа важно вернуться к эмоциональному аспекту ознакомления: выяснить, насколько увлекательным и познавательным было такое знакомство с архитектурой, понравилось ли им играть в экспертов, что нового они узнали для себя и готовы ли самостоятельно создавать постройки.
Контрольные вопросы
1. Какие формы ознакомления дошкольников с архитектурой вы бы выделили?
2. Каким образом следует вовлекать родителей в педагогический процесс, направленный на ознакомление дошкольников с произведениями архитектуры?
3. Какие сложности возникают у детей при изучении архитектурных сооружений в рамках экскурсий?
4. Каковы принципы отбора произведений архитектуры для ознакомления с ними детей дошкольного возраста?
5. Стоит ли знакомить дошкольников с архитектурными формами?