Подготовительный этап
Игра со строительным материалом — один из первых видов творчества, который осваивают дети в раннем возрасте. Краски, карандаши крайне редко попадают им в руки. С рисованием малыш знакомится чаще всего в возрасте 2 — 3 лет, если не ведется целенаправленное обучение. Первый конструктор, состоящий из больших пластмассовых геометрических фигур, он получает, когда начинает ползать (примерно в 6 —8 месяцев) и изучать пространство, его окружающее.
Это непродолжительный, но очень значимый период, поскольку здесь происходит активизация многих умений, необходимых ребенку в его дальнейшей творческой деятельности. Первый этап состоит из нескольких стадий.
Стадия манипулирования. Ребенок 5 — 8 месяцев начинает изучать предметы, которыми он может совершать какие-либо орудийные действия.
Первая реакция — взять предмет, удержать его в руке, засунуть в рот, постучать, кинуть и т.д. Для первичной игры-ознакомления подходит строительный набор крупных, объемных, легких геометрических фигур (кубы, цилиндры, конусы, шары, кирпичики, призмы, пирамиды) и архитектурных форм (арочные блоки, купола).
На этой стадии ни геометрические фигуры, ни архитектурные формы не интересуют малыша в качестве строительного материала, он изучает свойства каждого предмета.
В процессе игры важно давать развернутую характеристику фигурам и формам, которые находятся в руках ребенка: «Какой большой, красный кубик... Какие у него уголочки, они ему мешают катиться... Как крепко и надежно он стоит на полу... На него можно ставить другие фигуры» и т.д. Постепенно ребенок может и сам выявить свойства объемных фигур, но на это потребуется гораздо больше времени, и не все свойства в раннем возрасте он сможет самостоятельно вычленить, поэтому многие психические процессы не будут активизированы.
|
Дошкольника нужно заинтересовать строительным набором и как предметом конструктивной игры. Малыш берет в руки, к примеру, куб, начинает им манипулировать, бросать в сторону. Взрослые возвращают ребенку деталь конструктора с целью привлечения к ней его внимания. Ситуация повторяется до тех пор, пока у малыша не пропадает интерес к такому занятию. Ребенку важен не предмет, который ему предложили обследовать, а сам процесс игры «Бросай — подавай». Такая позиция характерна для раннего возраста, однако следует создавать условия, при которых первоначальный интерес стимулирует активность дошкольника.
Стадия идентификации. Дети учатся выделять, классифицировать геометрические фигуры и архитектурные формы по отдельным признакам. Большое заблуждение — считать, что с такими фигурами, как конус, пирамида, призма, нужно знакомить в старшем дошкольном возрасте, а не в раннем. Дети в раннем возрасте, играя с простым конструктором, способны не только оперировать разными фигурами, но и различать их, если к игре ребенка подключается взрослый, который поясняет характеристики фигур, показывает действия с ними.
Важно выделять формы в предметах, которые окружают малыша: «Посмотри, какое интересное яблоко, оно круглое, как шарик, а эта вазочка очень похожа на конус, только перевернутый».
Обращая внимание ребенка на форму окружающих предметов, мы учим его сравнению, обследованию, выделению характерных признаков.
|
Настя (9 мес.) рассматривает объемные фигуры из конструктора «Теремок». Ей предложено выделить цилиндр из пяти других фигур. Девочка безошибочно показывает нужную фигуру, а потом и другие.
Многие вещи малыш усваивает, играя, не прилагая больших усилий. Чем раньше у ребенка появляется конструктивный опыт, тем эффективнее он использует его в самостоятельном творчестве. У педагога появляется возможность углубить в старшем дошкольном возрасте содержательную сторону конструирования, не тратя времени на изучение геометрических фигур и форм, детям хорошо знакомых.
Конструктивный опыт ребенка состоит из двух блоков: базового (знания и умения которого необходимы в различных видах деятельности детей) и специального (раскрывает темы, значимые только для отдельных областей, и тесно связан с базовым блоком).
Раздел, касающийся геометрических фигур и форм, является базовым. Ознакомление с выразительными средствами конструирования относится к специальному блоку.
Стадия конструктивного экспериментирования. Играя с набором конструктора, дошкольник изучает свойства отдельных деталей, начиная овладевать элементарными способами конструирования.
Стадии идентификации и экспериментирования могут проходить параллельно: ребенок, играя и исследуя фигуры, одновременно пытается их соединить, совершить элементарные действия с ними (поставить друг на друга, расположить рядом друг с другом, проверить их
прочность). Но бывает и последовательное их проявление: в экспериментальную деятельность дошкольник включается, когда он научился различать детали конструктора и познакомился с основными признаками геометрических фигур, входящих в состав конструктора. Во время экспериментов формируются пространственные отношения, дети знакомятся с трехмерными конструкциями.
Конструктивное экспериментирование, хотя и является самостоятельной деятельностью ребенка, требует от взрослого внимания и участия. Так, значимыми для активизации творческого потенциала малыша могут быть игры-упражнения, цель которых состоит в изучении различных способов соединения деталей конструктора. Дети учатся ставить элементы друг на друга; придвигать их друг к другу; расставлять в определенном ритме, используя горизонтальное и вертикальное положение; ставить в виде балки, соединяющей две детали; склеивать двусторонним скотчем или пластилином.