Основные направления совершенствования механизма исчисления налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.




Сегодня налог на доходы физически лиц регламентируется 23 главой Налогового кодекса Российской Федерации. Его единая ставка установлена в размере 13% от доходов граждан.

Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов российского бюджета может быть значимее, если устранить помехи, предоставляющие возможность налогоплательщикам уклоняться от уплаты налога и тормозящие эффективное осуществление администрирования налога на доходы физических лиц налоговыми органами.

Можно обозначить основные направления совершенствования механизма исчисления НДФЛ в Российской Федерации:

— изменение составляющих необлагаемых доходов;

— дополнительное увеличение размеров налоговых вычетов;

— определение возможностей для применения прогрессивной шкалы налогообложения;

— разделение таких понятий как «дивиденды» и «оплата труда»;

— разработка методов выявления «обезличенных» доходов, которые получены в натуральной форме;

— повышение инновационной активности физических лиц;

— переход к уплате налога на доходы физических лиц по месту жительства.

Рассмотрим каждый пункт более детально.

Изменение составляющих необлагаемых доходов. Большое количество арбитражных споров между налоговыми агентами, работодателями и налоговыми структурами возникают из-за отсутствия строгого определения понятия «все виды… компенсационных выплат», указанных в подп. 3 п. 1 ст. 217 Налогового Кодекса Российской Федерации. Намного лучше было бы использовать для определения понятия необлагаемых доходов формулировку «компенсации», установленную ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации. Она звучит следующим образом: компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Следующее направление это дополнительное увеличение размера налоговых вычетов. Налоговые вычеты не справляются со стимулирующей функцией, по причине того,что абсолютная величина, к примеру, стандартных вычетов значительно ниже установленного прожиточного минимума. Также в налоговых вычетах не принимаются во внимание региональные особенности ценообразования.

В то же время динамика соотношения минимального стандартного вычета и величины прожиточного минимума характеризуется меньшим падением.

Далее рассматривается направление разделения таких понятий как «дивиденды» и «оплата труда». Иногда на предприятиях возникают проблемы, если они заменяют часть заработной платы дивидендами для своих работников, являющихся акционерами. В таких случаях выделяются признаки так называемой «переквалификации» оплаты труда в дивиденды. Когда выплата дивидендов осуществляется ежемесячно или еще чаще при отсутствии чистой прибыли, а не по итогам года или по итогам квартала. Выплата дивидендов не производится, если законодательство это не разрешает, например, в случае если стоимость чистых активов меньше размера уставного капитала. Также распределение прибыли зависит от должностных окладов работников; а не пропорционально долям участников, а величина дивидендов значительно превышает величину оплаты труда.

Последующее вытекающее направление — это разработка методов выявления «обезличенных» доходов, которые получены в натуральной форме. Эту особенность можно увидеть на таком примере: довольно проблематично определить, какая конкретно сумма дохода получена каждым сотрудником во время проведении корпоративных мероприятий. Рекомендуется персонифицировать выгоду, которая была получена в натуральной форме каждым физическим лицом.

Среди направлений налогового стимулирования инновационной активности физических лиц следует выделить:

1. Расширение перечня доходов, не облагаемых налогом на доходы физических лиц ст. 217 Налогового Кодекса Российской Федерации, в части освобождения от подоходного налога доходов физических лиц — авторов изобретения, полезной модели или промышленного образца.

2. Изменение величины социальных налоговых вычетов на обучение в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, которые активно участвующих в формировании инновационной среды. Предлагается не устанавливать ограничение для максимального размера величины социального налогового вычета.

3. Установление необлагаемой базы откроет новые возможности- это может помочь отменить некоторые виды льгот.

Понятно,что реализация в жизнь предлагаемых выше направлений приведет к некоторым потерям налоговых поступлений в бюджет. Для того чтобы компенсировать уменьшение доходов бюджета, необходимо будет прибегнуть к прогрессивному налогообложению налога на доходы физических лиц. Потому что такая мера будет способствовать перераспределению налогового бремени на более состоятельные слои населения и приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

Среди подходов, определяющих приоритетное направление совершенствования механизма налогообложения налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, предлагается:

— повысить прогрессивность налога на доходы физических лиц при действующих фиксированных пропорциональных ставках путем увеличения вычетов в виде необлагаемого минимума. Данная мера требует дальнейшего анализа и изучения бюджетных потерь и должна носить поэтапный характер;

— упростить процедуру получения социальных вычетов на обучение и лечение, установив порядок их получения без документального подтверждения расходов в виде фиксированных вычетов налоговыми агентами по заявлению налогоплательщика и подтверждения факта обучения или лечения;

— совершенствовать порядок предоставления имущественных вычетов в виде инвестиционных в момент получения денежных средств у источника дохода на приобретение жилья или получение кредита, а также используя инвестиционные счета, куда доходы частных лиц поступают без вычета налогов.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что система налогообложения налога на доходы физических лиц не совершенна. В качественном преобразовании от неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию механизмов исчисления налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

 

 


Заключение

 

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным прямым налогом и представляет собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

Налоговая база по НДФЛ включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода (календарного года). При расчете налоговой базы в соответствии с Налоговым кодексом РФ учитываются следующие три вида доходов: в денежной форме; в натуральной форме; в виде материальной выгоды.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, налоговое законодательство относит оплату как полностью, так и частично организациями или индивидуальными предпринимателями товаров, работ, услуг или другого имущества, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. К этой форме доходов относятся полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе, а также оплата труда в натуральной форме.

Для включения в доход налогоплательщика эти товары, работы или услуги должны быть оценены в стоимостном выражении. Стоимость этих товаров, работ и услуг исчисляется исходя из рыночных цен или тарифов, действовавших на день получения такого дохода, а при государственном регулировании цен или тарифов - исходя из этих государственных регулируемых розничных цен или тарифов.

Доходы налогоплательщика, полученные в виде материальной выгоды, российское налоговое законодательство определяет в форме финансовых ресурсов, полученных от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, от приобретения товаров, работ или услуг в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, и, кроме того, от приобретения ценных бумаг. В случае получения налогоплательщиком материальной выгоды от экономии на процентах налоговая база определяется в зависимости от того, в какой валюте им был получен кредит или ссуда и на каких условиях.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: