Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются обычно еще и время его выполнения, например, измерение скорости чтения, устного счета и т.п.
Приведенная система показателей обученности школьников может быть непосредственно использована в работе преподавателя любого предмета. Следует отметить также, что с показателями обученности необходимо знакомить и школьников в доступной их пониманию форме.
Итак, оценка знаний составляет, по существу, процесс измерения уровня усвоения и является одной из фундаментальных и трудно решаемых проблем дидактики — проблемой педагогических измерений. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению (об этом было выше), а также вопроса о критериях, показателях, шкалах и единицах измерения и, наконец, вопроса об инструментах, приборах измерения. Все эти понятия пока что слабо разработаны в дидактике, особенно в отечественной, поскольку традиционно до начала XX века, и в большинстве стран до сих пор, оценка школьных достижений производилась и производится экспертом, то есть учителем. Каждый экзаменатор — учитель решает насколько уровень знаний ученика соответствует требованиям программы, пользуясь при этом критериями, хотя и рекомендованными методикой по предмету, но
сильно скорректированными субъективными представлениями
экзаменатора о нужном качестве знаний.
Основной недостаток экспертной оценки — субъективизм^
Исследования показывают большой разброс оценок, поставленных
разными учителями за один и тот же ответ. Таким образолй
экспертная оценка является не точной, грубой. Да и сама шкала
измерений, условночисловой бал — тоже дает очень общее
представление об уровне знаний. Бал — отметка несет в себе очень
мало сведений о качестве учебного процесса и не дает информации
также для его совершенствования. Тем не менее в силу удобства
пользования, дешевизны такая процедура оценки и выставления
отметки имеет повсеместное распространение.1
|
Однако в XX веке дидактика стремится четко управлять учебным процессом на всех его стадиях, от-разработки целей и содержания до проверки результатов. Поэтому в науке идет интенсивный поиск объективных методов контроля. Некоторые ученые считают, что "современная, научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики (К.Ингенкамп). Речь идет об объективном контроле, то есть таки методах проверки знаний и, шире, педагогической диагностики, когд учитель или исследователь пользуются средством, дающим точные и полные сведения об уровне знаний, качестве учебного процесс Таким средством наука считает дидактические тесты охарактеризованные выше. Уточним, что в дидактике известны д типа тестов по тому, что они измеряют: тесты достижений измеряющие уровень знаний, и личностные тесты, которы обнаруживают социально-психологические качества личности. П существу, это психологические тесты, адаптированные к нужда дидактики. Тесты достижений, как было сказано выше, имеют т преимущество перед экспертной оценкой, что они объективны. Н точность и объективность оценки зависит от качества теста, частности, от того, какие критерии положены в его основание, каки выделены показатели для обнаружения и оценки знаний и каков система оценок.
|
Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяю ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания. Так Ш.Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихс и предложил методические рекомендации по словесно. характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти о цифровой, символьной системы. В Германии был эксперимент п введению диагностических листов, в которых давались словесные и
цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые "профили". Они составляют тест и результаты, сведенные в таблицу — матрицу. При этом описание результатов обучения рассчитаны не только на специалистов, но и на понимание родителей и учеников. В Германии имеется также попытка применять для характеристики школьных успехов табель-сообщение, в котором выделены следующие параметры: -поведение учащегося по отношению к учителю, одноклассникам; -поведение ученика во время работы; — особые интересы, способности, навыки; — уровень успеваемости и действительные возможности ученика в разных предметах. По замыслу ученых, табель-сообщение ориентирован на выявление возможностей ученика и поощрение его и родителей к дальнейшим шагам. Не трудно видеть здесь аналогию с подходом Ш. Амонашвили.
|
Отечественный ученый В.П.Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по 12-бальной системе отметок.
Как видно, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом сложностей, в том числе организационных и психологических. Дело в том, что учителями неохотно принимаются нововведения контроля результатов обучения, так как от них требуются усилия понять новые системы и потратить время на их освоение и применение
Неуспеваемость учащихся
В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной,
социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные чаете бросают школу, пополняют группы риска.
Исследования установили три группы причин школьных неудач
1. Социально-экономические — материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное — недостатки семейной жизни.
2. Причины биопсихического характера — это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что зддатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцами примерно одинаковые возможности развития, которые зависят от социальной, семейной среды и от воспитания.
3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя — решающий фактор развития школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям — психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении — грубый брак в работе учителя.
Исследования показали более конкретные причины неудач в учебе:
- жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;
- единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении:
- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
- пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.
Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.
Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства:
1. Педагогическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.Бабанским для этого была предложена концепция оптиматизации учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
-дагогическая диагностика — систематический контроль и результатов обучения, своевременное выявление пробелов, имеются беседы учителя с учениками, родителями, за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике *жя. проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен ческий консилиум-совет учителей по анализу и решению ческих проблем отстающих учеников.
едагогическая терапия — меры по устранению отставаний в В отечественной школе — это дополнительные занятия. На
- - группы выравнивания. Преимущество последних в том, что: в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с: м групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут ильные учителя, посещения занятий обязательно.
питательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны * всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками г за вестись индивидуальная планируемая воспитательная которая включает и работу с семьей школьника.