Образовательные задачи:
- закреплять умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками;
- учить получать различные оттенки в результате смешения цветов;
- знакомить с цветовым кругом, цветовыми гармониями;
- учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц;
- передавать с помощью цвета характер создаваемого образа, отражая свое отношение, эмоционально-эстетическое состояние;
- соподчинять различные выразительные средства для достижения целостности образа;
- продолжать учить приемам рисования;
- учить создавать (с помощью точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные);
- продолжать знакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр;
- учить элементарному рисованию с натуры;
- знакомить с различными видами росписей их мотивами и элементами;
- выполнять простые элементы декоративных росписей;
- составлять орнамент (геометрический, растительный) и выполнять простые узоры на разных формах;
- продолжать учить выделять в предметах сложной формы более простые;
- учить составлять элементарную сюжетную композицию.
Развивающие задачи:
- формировать умение пользоваться палитрой для получения оттенков;
- продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий;
- формировать чувство цвета, формы; композиционные умения;
- развивать наглядно-образное, наглядно-действенное мышление в процессе составления композиций;
|
- закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе;
- расширять словарь ребенка новыми специальными понятиями: «гармония», «цветовой круг», «колористическая гамма», «лессировка», «свет», «тень», «перспектива», «отражение»;
- развивать память, воображение.
Воспитательные задачи:
- стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании;
- воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов;
- продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;
- воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы;
- чувство взаимопомощи, умения радоваться своим успехам и успехам других;
- продолжать воспитывать умение выполнять определенные действия по словесной инструкции педагога.
Особенности обучения. Перед воспитателем средней группы стоит основная задача — научить детей изображать предмет, объекты и явления окружающей действительности, передавая его основные признаки, структуру и характер.
На основе элементарного опыта рисования у детей данной возрастной категории повышаются требования к его качественному уровню. Характер усложнений обусловлен формированием таких умений, как внимательность, способность длительно работать над образом, умение давать оценку своим работам, умение различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования. Поэтому в обучении детей 4 — 5 лет рисованию большее место начинают занимать натурные зарисовки. В качестве объектов натуры выступают хорошо знакомые предметы с четким силуэтом, в котором можно легко вычленить простые геометрические формы. Для того чтобы дети смогли правильно передать форму предметов, составляющих натурную постановку, необходимо совместно провести анализ всей композиции, ее колорита, составляющих компонентов, определить их месторасположение по отношению друг к другу.
|
Первый этап в изображении натюрморта — определение и проведение линии стола. Это очень важно, поскольку в дошкольном возрасте дети часто рисуют натюрморт либо просто на однотонном фоне, либо на полосе, расположенной внизу листа. И первый и второй варианты композиционно не верны, они не позволяют формировать перспективное построение. Поэтому дети изображают предметы по одной линии, используя фризовое построение и исключая элемент заслоняемости, позволяющий передать пространство натюрморта. Далее необходимо выполнить фон, при этом верхнюю часть покрывать либо диагональной, либо вертикальной заливкой, а сам стол — горизонтальной.
Характер заливки и мазков оказывает огромное влияние на особенности восприятия натюрморта. Необходимо учитывать это правило и располагать мазки по форме предметов, чтобы создать эффект объема, пусть даже пока на элементарном уровне. Общую компоновку натюрморта следует выполнять тонкой кисточкой по готовому фону, беря для этого краску на полтона темнее или светлее основного фона. Определение композиции всего натюрморта также немаловажно, поскольку дети, как правило, начинают рисовать отдельные предметы, не соотнося их с другими. В результате получается, что часть из них не умещается в рамки листа или пространство остается полупустым из-за мелкого размера изображенных предметов.
|
Выполнив общую компоновку, дети приступают к вычленению отдельных предметов в ней. Важно приучать их выделять предметы в соответствии с их расположением по отношению друг к другу. В первую очередь изображаются самые крупные предметы, затем более мелкие. Предметы, расположенные на переднем плане, следует выделить тоном (что ближе, то темнее, контрастнее, что дальше, то светлее), и если нужно, то перекрыть частично предметы, находящиеся на среднем плане или дальнем. Способность заслонять предметы один другим обусловливает формирование у детей умения строить многоплановые композиции при создании не только натюрморта, но и пейзажа, сюжетного рисунка.
В этом возрасте детям пока еще сложно передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натюрморт должен быть установлен так, чтобы они видели его с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если занятия проводятся с целой группой, то лучше организовать несколько постановок. Натюрморты могут отличаться друг от друга. Важно сохранить их общую направленность: количество предметов, их компоновку.
Характеризуя рисование детей средней группы по представлению, остановимся на следующих особенностях.
Дошкольники стремятся закреплять полученные знания или приобретенные умения в свободной деятельности. А именно рисунки, создаваемые на занятии, они повторяют самостоятельно. Они как бы тиражируют образы. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать разноуровневые и разнохарактерные эскизы, демонстрирующие разные варианты реализации одной и той же темы. И тогда у детей появляется возможность варьировать содержание и технику выполнения своих рисунков, которые обогащаются выразительными средствами благодаря их репродукциям. Педагоги совершают большую ошибку, когда, подбирая репродукции в качестве демонстрационного материала, руководствуются непонятными критериями отбора произведений, считая, что одни могут быть показаны только в средней группе, а другие — в старшей. Одно и то же произведение может использоваться в разных возрастных группах. Все зависит от задач, которые педагог решает на конкретном занятии. Например, почему не показать детям натюрморт «Букет цветов, бабочка и птица» Ф. П.Толстого в средней группе, если занятие посвящено выделению композиционного центра в натюрморте.
Боязнь взрослых, что дети не поймут, приводит к искусственному упрощению и схематизму, что крайне пагубно сказывается на творчестве детей.
Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на занятиях, где дается новый материал. И в этом случае нужно четко разграничивать, где идет развитие изобразительной деятельности, а где творчества. Занятиям, направленным на отработку отдельных приемов рисования, сложных по своему характеру, которые будут использоваться детьми на последующих занятиях, конечно, следует уделить максимум внимания, чтобы в ходе творческого задания ребенок не тратил много времени на выполнение нужных элементов для достижения выразительности образа.
Одна из частых тем в средней группе — изображение предметов, состоящих из округлых форм, например, снеговик, цыпленок и т.д. Изначально нужно отработать с детьми получение круглой формы, после чего можно рассмотреть разные комбинации кругов, которые каждый раз по-новому раскрывают образ (снеговика, цыпленка). Далее дети выбирают, но не самостоятельно не только ракурс изображения объекта, но и цветовую его характеристику. «Если цыпленок трусоват, то какой оттенок желтого будет присутствовать в его окраске?» «А если он задиристый и крикливый?» Таким образом, дети приучаются не просто копировать один и тот же рисунок, а отражать характер своего героя. Сделать его, может быть, похожим на себя или своих близких, знакомых. В этом случае происходит не только творческое, но и познавательно-эмоциональное развитие, когда ребенок учится анализировать различные состояния человека, проявления его характера и переносит их благодаря символическому значению цвета в создаваемый образ.
Еще одна особенность рисования детей данной возрастной группы. При выполнении рисунка они уделяют внимание только главным для себя деталям. Так, делая портрет мамы, ребенок может забыть про уши, если они ничем особенным не выделяются, но нарисует огромный рот (если она ярко красит губы или громко разговаривает). С одной стороны, такая особенность говорит о неустойчивости образа, его в определенной степени изобразительной избирательности. Но с другой — это показатель личного отношения на уровне символической детализации: мама очень часто кричит и громко разговаривает, значит, в понимании ребенка главным в образе становится рот, все остальные черты будут менее значимы. И соответственно часть из них останется не замеченной дошкольником.
В декоративном рисовании также происходят изменения. Дети в средней группе не только создают определенный узор или орнамент, но и изучают элементы и мотивы росписей. В этом возрасте они уже более детально изучают специфику создания декоративных образов, особенности использования стилизации в процессе рисования. Детей начинает привлекать декоративная композиция сама по себе, поскольку она не похожа на обычный реалистичный рисунок. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на лист бумаги. С целью обучения ритмичному построению узора целесообразно использовать следующее упражнение. Полотно обоев закрепляется на стене. Детей расставляют по всей длине полосы, у каждого из них кисть и баночка с краской негустой консистенции. По инструкциям педагога дети начинают постепенно совершать изобразительные движения, имеющие ритмичный характер «Ребята, поставили кисточки в верхней части листа, а теперь выполняем упражнения. Присели, кисточка движется вниз, поднимаемся, кисточка поднимается с нами как по горке, сели и кисточка скатилась с нами... и т.д.». Такие упражнения, во-первых, помогают детям почувствовать кинестетический характер ритма, во-вторых, способствуют формированию двигательной памяти, что обусловливает в последующем свободное использование умения выполнять ритмичный рисунок.,
Использованию художественного слова как методу обучения в средней группе отводится гораздо больше времени, чем на предыдущих этапах.
Художественный образ, выделенный в литературном произведении, можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в окружающей жизни. В этих случаях художественный образ должен воздействовать прежде всего на эмоциональную сферу детей и в то же время давать четкую характеристику, раскрывающую внешние черты предмета, его признаки, свойства.
Анализ детских работ следует проводить так же, как и в младшей группе, т. е. в процессе рисования и в конце его, делая общее заключение о характере создаваемых образов. Однако в средней группе должна даваться более детальная характеристика достижений и неудач, на которые нужно косвенно, тактично, но объективно указывать дошкольникам с целью исправления и предотвращения повторных ошибок.