II.Основная (рабочая) часть




Лабораторную работу следует выполнять в представленном документе

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6 (4 часа). ТЕМА Программа и структура группового психологического тренининга.

Цель занятия: Анализ и составление сценария тренинга по актуальным темам социальной психологии.

Задание №1. Изучите следующие вопросы по теме занятия:

1. Работа над программой (сценарием) тренинга.

2. Оформление программы психологического тренинга.

3. Структура тренингового занятия (схема дана ниже).

Литература: Пахальян. В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.– стр. 57-74.

Оформите конспект занятия с учетом требований:

1. Первый (титульный) лист. Наименование вуза и факультета, тема тренинга, автор – составитель (группа авторов-составителей), преподаватель практикума (рецензент) (оформляется как контрольная работа)

2. Второй лист - (пояснительная записка). Обозначаются и раскрываются актуальность, цели и задачи тренинга работы, кратко обосновывается содержание программы и используемые методы, после данного обоснования

дается следующая формулировка:

В результате участия в тренинге участники должны:

Знать:…………….

Уметь:…………………

Владеть………………………….

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:………….

Временной ресурс: программа рассчитана 1 час 10 минут

3 лист: содержание программы, выполняется по предложенной схеме:

Сначала записывается схема занятия

ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЯ

  Содержание упражнений     кол-во минут дидактический материал
I. Вводная часть    
1. Приветствие – ритуал.    
2. Опрос самочувствия (участники погружаются в атмосферу «здесь и сейчас», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях)    
3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формироваться в результате запросов, высказанных участниками группы). Теоретический «кусок». 5-7  
4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников) (при необходимости)    
5. Разминочные упражнения    
II Основная (рабочая) часть    
6. Упражнения на раскрытые темы и решение конкретных задач. Упражнения пассивного характера чередоваться с подвижными – и те и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией 30-40  
III Заключительная часть    
7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы). Можно спланировать заключительное упражнение, логично подытоживающие тему.  
8. Резюмирование ведущего (по необходимости) 3-5
9. Прощание-ритуал  

 

Затем, занятие и все формы работы полностью расписывается

Упражнения и психотехники записываются в соответствии требованиями:

1. Название упражнения.

2. Цель:……………………………..

2. Инструкция ведущего к выполнению упражнения.

3. Вопросы к рефлексии.

4. Резюмирование ведущим общей работы на тренинге (при необходимости).

 

 

Проанализируйте сценарий тренинга по вопросам, указанным в конце сценария

 

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Психология»

 

 

ТРЕНИНГ

по дисциплине «Тренинговые технологии в работе психолога»

 

на тему:

«Развитие визуального и наглядно-образного мышления»

 

Авторы: студенты П/б-17-1о

Фисенко А.С., Чигридова Е.С.

Рецензент: доцент,

кафедры «Психология»,

Кажарская О.Н.

 

 

г. Севастополь, 2020 год

Пояснительная записка

 

Актуальность проблемы визуального и наглядно-образного мышления как необходимого условия понимания многообразных способов визуального общения достаточно велика, потому что последнее время невероятно расширился информационный мир, окружающий человека и стало необходимо находить новые способы решения задач, интерпретации анализа информации.

В «Большом психологическом словаре» Зинченко [3]представлено определение - «мышление»: это «психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека».

Проблемой мышления занимались многие выдающиеся психологи, которые разработали свои концепции мышления человека: Р.Арнхейм, Л.С. Выготский, Р. Грегори, А.Р.Лурия, С.Л. Рубинштейн и другие.

Визуальное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно–действенное и наглядно–образное мышление, где при уподоблении предметно–практических и чувственно–практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий.

Наглядно-образное мышление - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов.

Наглядно-образное мышление обладает следующими характеристиками:

· помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;

· воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;

· практически неотделимо от воображения.

Н.М. Вострикова считает, что наглядно-образное мышление, это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с помощью которого наиболее полно воссоздается всё многообразие разных фактических характеристик предмета – в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения [2].

Визуальное и наглядно-образное мышление представляет собой совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами предметов, без выполнения реальных практических действий.

Цель - развитие визуального и наглядно-образного мышления посредством проведения тренинга.

Задачи:

· формирование навыков и умений визуализации мышления;

· развитие наглядно-образного мышления;

· научить использовать полученные знания для развития собственного потенциала.

В результате участия в тренинге участники должны:

Знать: что такое визуальное и наглядно-образное мышление, каковы их проявления и особенности, авторов, которые изучали данную проблему.

Уметь: проявлять гибкость мышления, принимать нестандартные решения, включать визуальное мышление, оперировать образами, работать в группах.

Владеть: навыками визуального и наглядно-образного мышления.

Демонстрационный и раздаточный материал: Листы А4, ручки, карандаши, картинки, подборка деталей и репродукций полотен живописи, карточки с ролями.

Время проведения тренинга: 1 час 10 минут

Правила работы в группе:

· Уметь слышать и слушать

· Не перебивать говорящего

· Правило «Здесь и сейчас»

· Правило демократии

· Говорить только за себя

· Уважать каждого участника тренинга

 

 

Перспективный план занятия

  Содержание упражнений     Кол-во минут Дидактический материал
I. Вводная часть    
1. Приветствие – ритуал «Кто есть кто?»   Заготовки для бейджиков, ручки.
2. Опрос самочувствия, Упражнение «Мозговой штурм»   Листы А4 с изображение головы человека, ручки.
3. Тема занятия «Развитие визуального и наглядно-образного мышления». Теоретический аспект - участники рисуют по теории ментальные карты   Листы А4,ручки, карандаши
II Основная (рабочая) часть    
4. Упражнения: «Археологи», «Рисунок на спине», «Интерпретация», «Робинзон Крузо», «Театр теней» 40-45 Листы А4, ручки, картинки, подборка деталей и репродукций полотен живописи, карточки с ролями
III Заключительная часть    
5. Подведение итогов тренинга    
6. Прощание-ритуал: «Послание в будущее»   Листы бумаги А4, ручки
7. Резюмирование ведущим итогов тренинга    

 

I.Вводная часть

1. Приветствие-ритуал: «Кто есть кто?»

Цель: создать положительный настрой и наладить контакт в тренинговой группе

Инструкция к выполнению:

«Сейчас я вам раздам заготовки для ваших бейджиков. Но ваша задача заключается в том, чтобы создать бейджик для ваших соседей справа. Вам необходимо изобразить вашего соседа в виде животного, символа, знака, смайла и т.д. Затем передайте этот бейджик вашему соседу».

Время: 5 мин.

Раздаточный материал: заготовки для бейджиков, ручки.

Рефлексия:

1. Чем вы руководствовались при составлении визуальных образов?

2. Легко ли вам было изобразить образ человека справа?

3. Что вы чувствовали, когда ваш сосед слева вас изобразил с помощью образов?

Благодаря данному упражнению мы создали положительный настрой и наладили контакт в нашей тренинговой группе.

 

2.Опрос самочувствия - рефлексия эмоционального и физического состояния участников.

Упражнение: «Мозговой штурм»

Цель: выяснить ожидания участников группы от тренинга.

Инструкция к выполнению:

«На предложенных листах, изобразите ваши представления и ожидания от тренинга».

Время: 5 мин.

Раздаточный материал: листы А4 с изображение головы человека, ручки.

Рефлексия:

1. Что вы ожидаете от тренинга?

2. Действительно ли так важно визуальное и наглядно-образное мышление, как вы думаете?

Мы с вами выяснили ваши ожидания от тренинга, теперь перейдем к теме нашего занятия и раскроем понятие визуального и наглядно-образного мышления подробнее.

 

3. Тема занятия «Развитие визуального и наглядно-образного мышления». Теоретический аспект – участники рисуют по теории ментальные карты.

Время: 10 мин.

Рефлексия:

1. Какими приёмами вы пользовались для преобразования информации в графический материал?

2. Как вам проще запоминать материал в образах или в словесной форме?

3. Как вы считаете, как лучше преподносить материал для его лучшего закрепления?

Как оказалось, визуализировать текстовый материал очень непросто, надеюсь, наш сегодняшний тренинг будет эффективным для развития у вас визуального и наглядно-образного мышления.

 

II.Основная (рабочая) часть

4. Упражнение: «Археологи»

Цель: развитие воображения и визуального мышления.

Инструкция к выполнению:

«Пусть каждый из участников тренинга возьмет какой-нибудь случайный (не свой!) предмет, скажем, платок, ключ, кольцо и т.д. Представьте, что вы археолог и при раскопках нашли эту «старинную» вещь. Что она расскажет вам о своем хозяине, о тех бытовых, исторических реалиях, в которых он жил? Обращайте внимание на мельчайшие детали, подробности, обогатите ваши наблюдения вымыслом, воображением».

Время: 10 мин.

Рефлексия:

1. Легко ли вам было составлять рассказ?

2. Какие трудности возникли при рассказе?

3. Что вы чувствовали в ходе упражнения?

С помощью данного упражнения мы с вами тренировали наше воображение и развивали визуальное мышление.

 

Упражнение: «Рисунок на спине»

Цель: развить навыки визуализации.

Инструкция к выполнению:

«Вам необходимо разбиться на несколько групп и выстроиться в цепочки друг за другом. Последнему в цепочке я покажу картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Тому, кто стоит впереди в это время нужно понять, что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания мы сверим первый и последний рисунок».

Время: 15 мин.

Раздаточный материал: картинки (по количеству команд), ручка, листочек.

Рефлексия:

1. Трудно ли было понять, что же рисовать?

2. Как вы пытались «считать» рисунок на вашей спине?

3. Как вы справлялись в ходе упражнения?

4. Изменилось ли ваше настроение после проведения упражнения?

5. Как вы считаете, что помогает развить данное упражнение?

Мы научились визуализировать информацию и развили навыки визуализации с помощью этого интересного упражнения.

 

Упражнение: «Интерпретация»

Цель: развитие визуального мышления и воображения.

Инструкция к выполнению:

«Вам необходимо разделится на две команды. Внимательно рассмотрите деталь картины. Теперь мысленно, с помощью воображения, попробуйте «дорисовать» картину, восстановить ее сюжет, смысл, колорит, композицию, характеры героев и т.д. Затем, сравните ваши предположения с первоисточником».

Время: 10 мин.

Раздаточный материал: подборка деталей и репродукций полотен живописи.

Рефлексия:

1. Тяжело ли было дополнять?

2. Проще ли было от того, что вы работаете в командах?

3. На что вы опирались при описании картины?

4. Что было трудно, а что легко описывать?

5. Как вы себя чувствуете?

С помощью упражнения «Интерпретация» мы продолжили развивать навыки визуального мышления и потренировали наше воображение.

 

Упражнение: «Робинзон Крузо»

Цель: развить наглядно-образное и креативное мышление.

Инструкция к выполнению: «На площадке лежат несколько случайно взятых предметов. Представьте, что вы – Робинзоны Крузо, которые собрали после кораблекрушения эти вещи. Ваша задача – придумать, как их можно использовать втечение трудных долгих лет на необитаемом острове. Кто придумает больше вариантов, тот и победил, т.е. «выжил» на острове».

Время: 10 мин.

Раздаточный материал: крем для рук, лак для ногтей, клей-карандаш, книга по психологии стресса, 1 спичка.

Рефлексия:

1. Трудно ли было придумать варианты?

2. Какой предмет было легче описывать, какой сложнее?

3. Как ваше настроение?

Благодаря этому упражнению мы с вами смогли проверяли и развивали свои навыки наглядно-образного и креативного мышления.

 

 

Упражнение: «Театр теней» (дополнительное)

Цель: развитие умения считывать невербальные и вербальные сигналы.

Инструкция к выполнению:

«Сейчас я вам раздам карточки с ролями. Ваши соседи не должны видеть и знать какую роль вы получили. Затем вы можете начать играть вашу роль и общаться с другими участниками. В процессе общения каждый играет доставшуюся ему роль и одновременно пытается узнать, кого же играют другие. Ваша задача – угадать как можно больше ролей и не быть самому раскрытым. Тот, кого раскрыли – выбывает из игры, если вы ошиблись с ролью другого человека – выбываете».

Время: 20 мин.

Раздаточный материал: карточки с ролями.

Рефлексия:

1. Легко ли вам было распознать, кто какую роль играет?

2. Какие техники вы использовали для того, чтобы распознать роли других участников?

3. На что вы обращали внимание, когда пытались угадать роль?

Мы научились считывать вербальные и невербальные сигналы с помощью данного упражнения, что очень помогает при развитии визуализации мышления.

 

III.Заключительная часть

5.Подведение итогов тренинга – высказывание участников по кругу о своем актуальном состоянии и впечатлениях от тренинга, чему новому научились, что понравилось.

6.Прощание-ритуал: «Послание в будущее»

Цель: обобщить полученный опыт в процессе взаимодействия в тренинге.

Инструкция к выполнению: «На листах, на которых вы отобразили свои ожидания и представления о тренинге, представьте в любой форме (в виде рисунка, словесно, в виде символов) свои впечатления о тренинге».

Время: 5мин.

Раздаточный материал: листы бумаги А4, ручки.

Рефлексия:

1. Как ваши ощущения после этого упражнения?

2. Кто-то хочет поделиться тем, что он изобразил или написал?

Мы с вами хорошо потрудились и обобщили полученный опыт в процессе взаимодействия в нашем тренинге. Спасибо за участие!

 

Список использованной литературы

 

1. Арнхейм, Р. Визуальное мышление - «Зрительные образы: феноменология и эксперимент», вып. 1, 3. Пер. с англ.- М., 2010.

2. Вострикова, Н.М. Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление- № 7 (73). - С. 3-15.

3. Зинченко, В. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - м.: аст, 2009. - 816 c.

4. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2013. - 720 с.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. В 3 кн. – 4-е издание. – М.: Гуманитарный озд. центр Владос, 2012. – Кн.1: Общие основы психологии.

 

Проанализируйте с точки зрения методического обеспечения программу тренинга по следующим вопросам:

1. Грамотность определения цели и задач группового тренинга в соответствии с темой.

2. Целесообразность спланированных методов тренинговой работы.

3. Соответствие подбора психотехник и упражнений к теме тренинга и спланированных целей и задач.

4. Временное обеспечение в соответствии с содержанием программы.

5. Структурная выдержанность программы согласно существующим требованиям.

6. Дидактическое оснащение тренинга.

 

Свои суждения запишите в соответствии с вопросами. Оцените программу по 10 бальной системе. При необходимости дайте (запишите) рекомендации автору (ам) программы.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: