Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями. У него нет возможности обучаться без навыка самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.
Рефлексия — это «взгляд внутрь себя», внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.
|
Благодаря этому дети учатся:
· осмысливать получаемые результаты;
· ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;
· находить мотивацию для самостоятельной работы;
· направлять внимание не только на процесс деятельности, но на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;
· навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке.
Физическая | Сенсорная | Интеллектуальная | Духовная |
помогает человеку | дает возможность | помогает контролировать | связана с осознанием |
анализировать свои | отслеживать свое | учебную деятельность, без | смысла жизни, личностным |
физические | самочувствие, | нее невозможно | ростом или внутренними |
возможности (успел-не | эмоциональное | качественно усвоить | кризисами (изменения к |
успел, смог-не смог) | состояние (комфорт- | материал (понял-не понял, | лучшему-изменения к |
дискомфорт). | легко далось-возникли | худшему, полезность- |
трудности). | бесполезность для мира). |
|
· Ребенок должен говорить то, что думает, при этом не испытывая никакого дискомфорта.
· Ребенок излагает свои мысли добровольно, в этот момент родителям запрещено его оценивать.
· Весь процесс рефлексии выстраивается в игровой форме.
·
Ребенку важно понимать, что он всегда может получить поддержку родителей.
Навыки, необходимые для формирования рефлексивной деятельности, формируются путем постановки правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности или игры, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.
Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы, например, можно задать такие вопросы о деятельности в садике или школе:
· Что происходило во время занятия?
· Что именно делал ты?
· Что при этом ты испытывал, чувствовал?
· Что понравилось, не понравилось?
· Через какие трудности тебе пришлось пройти?
· Что нового ты для себя узнал?
Отличным способом оценки эмоционального фона является определение ребенком своего настроения по цвету (характеристики цветов разработаны М. Люшером):
· Оранжевый - радость, восторг
· Красный - нервозность, возбуждение, агрессия
· Синий - грусть, усталость
· Зеленый - энергичность
· Насыщенный зеленый - беззащитность
· Желтый - спокойствие
|
· Фиолетовый - беспокойство, тревожность
· Серый - замкнутость, расстроенность
· Черный - уныние, отрицание
· Коричневый - беспокойство, неуверенность
Существуют также игровые методики оценки настроения и состояния. Например, игра «Моя погода» - родитель спрашивает: «На что похоже сейчас твое настроение?». Ребенок должен выбрать картинку, соответствующую его настроению:
· солнышко - прекрасное настроение;
· солнышко за тучкой - хорошее настроение;
· тучка - плохое настроение;
· дождливая тучка - грустное, печальное настроение;
· грозовая тучка - злое, ужасное настроение.
После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.
Таким образом, рефлексия у ребенка - удивительное и многогранное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется, обучается видеть себя изнутри и со стороны.