Зачем и как развивать навыки рефлексии у детей?




Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями. У него нет возможности обучаться без навыка самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.

Рефлексия — это «взгляд внутрь себя», внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.

 
 

начинать развивать навыки рефлексии как можно раньше.
У детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и

 

Благодаря этому дети учатся:

· осмысливать получаемые результаты;

· ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;

· находить мотивацию для самостоятельной работы;

· направлять внимание не только на процесс деятельности, но на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;

· навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке.

 
 

 

 

Физическая Сенсорная Интеллектуальная Духовная
помогает человеку дает возможность помогает контролировать связана с осознанием
анализировать свои отслеживать свое учебную деятельность, без смысла жизни, личностным
физические самочувствие, нее невозможно ростом или внутренними
возможности (успел-не эмоциональное качественно усвоить кризисами (изменения к
успел, смог-не смог) состояние (комфорт- материал (понял-не понял, лучшему-изменения к
  дискомфорт). легко далось-возникли худшему, полезность-

    трудности). бесполезность для мира).

 
 

 

· Ребенок должен говорить то, что думает, при этом не испытывая никакого дискомфорта.

· Ребенок излагает свои мысли добровольно, в этот момент родителям запрещено его оценивать.

· Весь процесс рефлексии выстраивается в игровой форме.

·

 
 

Ребенку важно понимать, что он всегда может получить поддержку родителей.

 

Навыки, необходимые для формирования рефлексивной деятельности, формируются путем постановки правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности или игры, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.

Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы, например, можно задать такие вопросы о деятельности в садике или школе:

· Что происходило во время занятия?

· Что именно делал ты?

· Что при этом ты испытывал, чувствовал?

· Что понравилось, не понравилось?

· Через какие трудности тебе пришлось пройти?

· Что нового ты для себя узнал?

Отличным способом оценки эмоционального фона является определение ребенком своего настроения по цвету (характеристики цветов разработаны М. Люшером):

· Оранжевый - радость, восторг

· Красный - нервозность, возбуждение, агрессия

· Синий - грусть, усталость

· Зеленый - энергичность

· Насыщенный зеленый - беззащитность

· Желтый - спокойствие

· Фиолетовый - беспокойство, тревожность

· Серый - замкнутость, расстроенность

· Черный - уныние, отрицание


· Коричневый - беспокойство, неуверенность

 

Существуют также игровые методики оценки настроения и состояния. Например, игра «Моя погода» - родитель спрашивает: «На что похоже сейчас твое настроение?». Ребенок должен выбрать картинку, соответствующую его настроению:

· солнышко - прекрасное настроение;

· солнышко за тучкой - хорошее настроение;

· тучка - плохое настроение;

· дождливая тучка - грустное, печальное настроение;

· грозовая тучка - злое, ужасное настроение.

После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.

Таким образом, рефлексия у ребенка - удивительное и многогранное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется, обучается видеть себя изнутри и со стороны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: