- экспертиза продуктов речевой деятельности обучающихся:
а) вторичных (интерпретативных) текстов, б) текстов в художественном стиле (например, описания пейзажа, интерьера, портрета).
- результаты предметных олимпиад, участия в различных предметных конкурсах.
Формой оценивания результатов являются
- письменные ответы на вопросы, требующие применения учащимися знаний основных черт литературных направлений и осознание «привязанности» текста к эпохе (например, определить принадлежность произведения к литературному направлению и аргументировать свой ответ),
- сочинения в жанре дневника (странички из дневника) или письма автору/одному из героев, включающее размышление о наиболее понравившемся/не понравившемся/ запомнившемся направлении в литературе, жанре или отдельном произведении, но в контексте того или иного литературного направления,
- небольшие тексты в художественном стиле (описание портрета, пейзажа, интерьера),
- комплексный анализ художественного текста,
- творческие задания.
Примерные контрольные работы:
Контрольные работы, проверяющие знание учащимися основных черт литературных направлений и осознание «привязанности» текста к эпохе.
Письменная работа (1 час)– развернутый ответ на вопрос.
Могло ли произведение (предлагается небольшое произведение для анализа)…быть написано в 178… году?
Что следовало бы изменить в произведении (предлагается небольшое произведение), если бы оно писалось в …период/год?
Переписать финал произведения (предлагается небольшое произведение) так, если бы оно было написано в ….период/год?
2. Контрольные работы, демонстрирующие личностное (заинтересованное, «участное») отношение учащихся к литературе ( 1час)
|
Сочинение в жанре дневника (страничка из дневника) или письма автору/одному из героев, включающее размышление о наиболее понравившемся/не понравившемся/ запомнившемся направлении в литературе, жанре или отдельном произведении, но в контексте того или иного литературного направления.
3. Контрольные работы, демонстрирующие наличие аналитико-интерпретационных навыков у школьников ( 1 час)комплексный анализ художественного текста или аспектный анализ (анализ с точки зрения принадлежности литературному направлению, особенностей композиции, анализ хронотопа, портрета, авторской позиции и др.)
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Образовательные технологии.
В процессе обучения используются
- формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная;
- технология проблемно-диалогическая, исследовательская
- технология творческих мастерских.
Литература
8.2.1. Основная литература
Для учителя
1. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие/ В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова. Е.А. Яблоков, А.м. Антипова; под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Дрофа, 2006. (Элективные курсы)
Для учащихся
2. Художественные тексты (Б. Пастернак. Лирика; А. Фет. Лирика; О. Мандельштам. Лирика; А.С. Пушкин. Лирика. Прозаические произведения Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина)
8.2.2. Дополнительная литература
Для учителя
1. Беляева Н.В. Олимпиады по литературе. Искусство побеждать.- М.: Вербум-М, 2006.
|
2. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 2001.
3. Сахаров В. Русский романтизм XIX века: Пособие для студентов-филологов и учителей литературы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.
4. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе на сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Для учащихся
1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. М.: Аст – Астрель, 2001.
2. Зинсер У. Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов. М.: Альпина паблишер, 2013.
3. Шаповал С. Центон, или Одно ваше из двух чужих// Русский язык и литература для школьников. – 2003. - № 4. - С. 40-43.
4. Шаповал С. Анализ текста: ориентация на получателя речи// Русский язык и литература для школьников.- 2004.- № 3. - С. 7-14.
Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
1. Аудитория
2. Компьютер, проектор.
Приложение
Перечни
Класс | Историко- и теоретико-литературные термины | Жанры и роды | Лит. направления | Исторические факты, даты, имена | Другие виды искусства |
8- 9 | Миф Фольклор Литература Образ Образ повествователя Автор Герой Романтическое двоемирие Антитеза Эпитет метафора Сравнение Метонимия Олицетворение Сюжет Композиция Портрет Пейзаж Интерьер Речевая характеристика Интертекст Цитата Реминисценция | Лирика Эпос драма Лироэпическое произведение Ода Басня Элегия Баллада Поэма Рассказ Повесть Комедия Сказка Авторская сказка | Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Постмодернизм | Эпоха Просвещения 1789 – Великая французская революция, Наполеон, Екатерина II | Портреты Екатерины II |