Место дисциплины в программе работы с одаренными детьми




Данная программа является частью (первым концентром) общей программы (состоящей из двух концентров общим объемом 96 часов), предназначенной для подготовки обучающихся 8-11 классов к участию в олимпиаде по литературе. Объем данного концентра -48 часов из расчета 32 часа в 8 классе и 16 часов (1 полугодие) – в 9 классе. Указанное количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, носит рекомендательный характер.

Курс, направленный на формирование у учащихся представлений о целостном литературном процессе, закономерностях развития литературы и развитие аналитико-интерпретативных способностей учащихся, их воссоздающего воображения и чувства слова, является центральным в системе работы с филологически одаренными детьми. Он призван создать теоретическую, понятийную и речевую базу для осознанного восприятия и анализа художественных произведений и создания интерпретативных текстов, способствовать формированию способности воспринимать литературные факты во взаимообусловленности с другими фактами, в том числе историческими, культурными, и, в конечном счете, – формированию целостной картины мира.

При этом данный курс на уровне содержания, методов и приемов работы ориентирован на рефлексию настроений, чувств и переживаний, вызванных художественными образами, созданными писателями, а также на рациональное постижение способов выражения мыслей и чувств достижения определенного эффекта путем использования соответствующих языковых и стилистических средств.

 

Ожидаемые результаты

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

1) иметь представления о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях;

2) основные сведения из истории литературы: периоды расцвета литературных направлений таких, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, их ведущих идеях и представления о человеке, а также о представителях, жанрах, выдающихся произведениях, художественных приемах;

3) понятие о литературных родах – эпосе, лирике, драме; особенностях лироэпических произведений;

4) понятие о композиции эпического сюжета и ее компонентах: экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке;

5) специфику художественных средств (эпитетов, сравнений, метафор и др.), их изобразительно-выразительные возможности и роль в создании образов, способы их создания; особенности использования художественных средств в зависимости от авторского замысла и пафоса произведения (трагического, сатирического, иронического, героического и др.);

6) особенности использования художественных средств в различных литературных направлениях (классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме);

7) особенности использования художественных средств при создании образа предмета, образа интерьера, образа пейзажа.

 

Уметь:

1) самостоятельно читать, воспринимать, анализировать, истолковывать художественные произведения небольшого объема, принадлежащие к таким литературным направлениям, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм с учётом их жанрово-родовой специфики, исторического, историко-культурного контекста и контекста творчества писателя;

2) сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время, выявлять общие темы, художественные приемы, а также видеть индивидуальные особенности трактовки темы и индивидуально-стилевые черты того или иного автора;

3) выявлять в художественных текстах систему образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

4) осмысленно использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;

5) осознавать художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

Владеть:

- начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера; основами филологического анализа художественного текста.

 

Быть способным:

- осуществлять познавательную рефлексию как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, к постановке новых познавательных задач и средств их достижения.

5.Тематический план

Таблица 1

№ п/п Тема занятия Количество часов
Аудиторная работа Самост. работа
  Художественный образ и образность, художественные средства создания образов.   4 -6
  Понятие о литературных направлениях. Художественные особенности произведений классицизма, сентиментализма и романтизма, реализма и постмодернизма.   4-6
  Практикум по креативному письму   4-6
  Контрольные работы    
  Итого    

 

6. Содержание дисциплины

Тема 1. Специфика литературы как искусства слова (15 часов)

Тема 1.1. (4 часа) Художественное изображение событий.

Ключевые понятия. Образ и образность. Особенности изображения событий в литературе. Человек, его отношения с другими и миром – центр литературы. Оценочность, субъективность, образность как свойства литературы. Система современных литературных родов как три способа изображения мира и человека. Специфика художественного изображения событий и человека в литературных родах: эпосе, лирике, драме.

1.1.1. Осмысление принципиальных различий исторического источника и художественного произведения на основе сопоставления (на выбор)

- басни И.А. Крылова «Волк на псарне» и исторической справки;

- рассказа Н. Успенского «Работница», фрагмента указа об отмене крепостного права и исторической справки;

-фрагмента «Повести временных лет» - «Смерть Олега» и стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтическое оживление событий летописи в художественном произведении. Образы кудесника и князя в диалоге, созданном поэтом. Баллада «Песнь о вещем Олеге» как лироэпическое произведение, жанровые признаки баллады – «инструмент» для интерпретации произведения.

- главы «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого (1417-1418гг) - «О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке» и главы из повести Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (1924г.). Наблюдение за характером переосмысления писателем 20 века Борисом Зайцевым традиции изображения событий и человека в древнерусской литературе.

Осмысление роли обращения к дополнительным источникам: письма, дневники, мемуары, литературоведческие труды, эссе для расширения социально-исторического, культурного и индивидуально-авторского контекста на основе сопоставления

- А.С. Пушкин в воспоминаниях и письмах современников и образ Пушкина в романе Ю. Тынянова «Пушкин» (например, глава «Лицей»)

- В.К. Кюхельбекер в воспоминаниях и письмах современников и образ Кюхельбекера в романе «Кюхля» (главы)

- А.С. Грибоедов в воспоминаниях и письмах современников и образ Грибоедова в романе Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (главы)

1.1.2. Трансформация эпического сюжета в драматический: арсенал приёмов для создания инсценировки и образа человека в пьесе. Наблюдение за приёмами создания образа в драме на основе сравнения

трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», новеллы Маттео Банделло и поэмы Артура Брука как сюжетной основы драматического произведения.

1.1.3. Понятие о «бродячем сюжете». Освещение вопроса о бродячих сюжетах в литературоведении. Н.Я.Берковский «Ромео и Джульетта», трагедия В. Шекспира// Литература и театр: Статьи разных лет. М., 1969.

Тема 1.2. (6 часов) Художественный образ и образность, художественные средства создания образов.

Ключевые понятия: образ,средства создания образов в художественных произведениях, художественные средства - эпитет, метафора, сравнение, образ повествователя, средства создания образов персонажей.

1.2.1. Анализ образов и настроения в стихотворениях Б. Пастернака «Март», А. Фета «Первый ландыш», О. Мандельштама «На бледно-голубой эмали…». Соотношение в стихотворениях реально-предметного мира и образа. Словесное рисование. Система художественных средств стихотворений. Создание вторичного высказывания (3-4 предложения) – интерпретация настроения и художественных средств, участвующих в его создании.

Эпитет как художественное средство. Различение эпитета и определения. Способы создания эпитетов в зависимости от цели (эпитеты, воссоздающие звуковые образы, зрительные, осязательные и др.; эпитеты, основанные на переносе свойств материалов, на впечатлений от каких-либо явлений и предметов и др.) Анализ роли эпитетов в создании настроения и образов стихотворениях об осени (А.С. Пушкин. Унылая пора,..; Уж небо осенью дышало…). Создание «осенних» эпитетов.

Сравнение как художественное средство.Виды сравнений(со сравнительными союзами, сравнительная степень прилагательного и наречия, отрицательное сравнение, творительный сравнения). Анализ авторских сравнений. Создание собственных сравнений на заданную тему.

Метафора как художественное средство. Отличия метафоры от сравнения. Языковые и авторские метафоры. Олицетворение как вид метафоры. Анализ авторских метафор (например, у С. Есенина). Создание собственных метафор для описания окружающей действительности.

1.2.2. Конструирование понятия «образ» через обращение к трём источникам: фрагменту «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и балладе Д. Кедрина «Зодчие». Углубление представлений о природе лироэпического «взгляда» на мир и человека. Анализ приёмов речевой индивидуализации персонажей художественных произведений. Осмысление роли речевой характеристики персонажа в раскрытии замысла автора.

1.2.3. Обращение к понятию «образ повествователя » в эпическом произведении при чтении и интерпретации цикла «Повести покойного И.П. Белкина» А.С. Пушкина. Наблюдение за стилевыми приёмами индивидуализации речи повествователя в повести «Гробовщик». Значение образа повествователя в раскрытии авторского замысла. Трактовка данного вопроса в литературоведческих источниках (В. И. ТюпаДвуязычие "Повестей Белкина": анекдот и притча (Гуманитарные науки в Сибири. - Новосибирск, 1999, № 4), Комаров В.Г. О «говорящности» и «соответствии» имен в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина, Н.А. Петрова «ГРОБОВЩИК» – проза поэта»).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Значение образа повествователя в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах» Размышление на тему «Что исчезло бы из произведения при отсутствии образа повествователя?»

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА. Воссоздание речи повествователя с использованием изученных приёмов речевой индивидуализации: интерпретация событий известного всем и давно прочитанного произведения с точки зрения разных персонажей. Например, некоторые события романа А.С. Пушкина «Дубровский», изложенные от лица повествователей: Владимира Дубровского, Кирилы Петровича Троекурова, Маши Троекуровой, няни Егоровны, кузнеца Архипа, Саши Троекурова.

Тема 1.3. (5 часов) Миф – фольклор – литература как способы познания мира.

Ключевые понятия.

Миф – фольклор – литература как различные способы познания мира. Мифы и календарно-обрядовая поэзия как форма объяснения древним человеком мира и способ взаимодействия с ним. Мифологическое сознание и сознание современное. Сказки - народная педагогика (общие нормы и правила жизни).

1.3.1.Сравнение стилизованного – авторского мифа («Петушки» А. Толстой) - с мифом о петухах.

1.3.2. Композиция и сюжет волшебной сказки как отражение бинарного представления древнего человека о мире. Описание приёмов иносказания в сюжете русской народной волшебной сказки «Царевна-лягушка». Отличие сказки от мифа.

1.3.3.Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как художественный текст, синтезирующий фольклорную и литературную традиции. Интерпретация мотивов дописьменного и письменного периодов существования искусства слова, их языческая и христианская «маркировка».

1.3.4.Мифологические образы в культуре нового времени. Мифологическое сознание. Мифологическая картина мира в стихотворениях А.С. Пушкина «Вакхическая песня», М.И. Цветаевой «Кто создан из камня…»

1.3.5. Усвоение черт поэтики героического эпоса (былины) литературой: средства создания образов исторической песни «Кулачный бой братьев-калашников с Кострюком» (16век), центральных персонажей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Поиск черт сходства и различия с былинным эпосом.

 

Тема 2. ( 24 часа) Понятие о стиле эпохи, литературных направлениях.

Ключевые понятия. Литературные направления: классицизм (фрагменты трагедий Сумарокова или Хераскова), сентиментализм (сентиментальные повести, не входящие в школьную программу), романтизм, реализм. Ведущие темы и идеи каждого направления, герои, излюбленные жанры и художественные средства. Особенности взгляда на человека и его отношения с миром, представления о смысле и целях жизни, авторский идеал личности в каждом литературном направлении.

 

Тема 2.1. ( 3часа ). Художественные особенности классицизма.

Высокий торжественный стиль. Особенности сравнений, эпитетов и метафор в классицизме. Особенности тем и образов. Анализ оды. Создание фрагмента оды (ода Тюмени, ода школе и др.). Ломоносов М.В. Ода на день восшествия… Рылеев К.Ф. Вольность. «Одические» приемы в «Воспоминаниях в Царском селе» А.С. Пушкина (1814)

Портрет парадный (Портрет Екатерины II). Описание классицистического портрета. Г.Р. Державин Ода «Бог»: «предромантизм» в классицистическом произведении.

Тема 2.2 (4 часа). Художественные особенности сентиментализма. Особенности эпитетов, сравнений, метафор в сентиментализме. Анализ фрагментов сентименталистских текстов. Создание текста интерпретации сентиментального произведения (Н. Карамзин. Сиерра-Морена). Авторский идеал личности монарха в повести П. Р. Фурмана «Саардамский плотник» (1849) Трактовка творческого замысла и его реализации с учётом времени создания произведения. Черты поэтики классицизма и сентиментализма в повести Н. В. Кукольника «Авдотья Петровна Лихончиха», в историческом рассказе «Сержант Иван Иванович Иванов, или Все заодно»

Тема 2.3. (6 часов). Художественные особенности романтизма. Особенности романтических эпитетов, сравнений, метафор. Романтическое двоемирие. Антитеза. Антонимические ряды. Фрагмент из книги «Слово - образ- смысл»: Анализ языка произведения под углом зрения: признаки романтического стиля в стихотворении В.А. Жуковского «Море»// В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова. Е.А. Яблоков, А.м. Антипова; под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Дрофа, 2006. (Элективные курсы). С. 158-161.

Анализ романтической повести. В.Ф. Одоевский. Бал. Гоголь Н.В. Фонарь умирал. Черты поэтики романтизма в повести А. Погорельского «Лафертовская Маковница» (1825)

Анализ романтических элегий. Сравнительный анализ элегий (Дельвига, Батюшкова, Языкова). Романтические баллады (В.А. Жуковский. Светлана. Лесной царь).

Русская романтическая поэма. «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина.

 

Тема 2.4. (7 часов) Художественные особенности реализма. Анализ реалистического произведения. Композиция сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка (анализ любого рассказа).

Образ пейзажа в реалистическом произведении, его функции. Виды пейзажей. Анализ образа пейзажа в художественном произведении (И.С. Тургенев «Голуби», А.А. Фет «Чудная картина»).

Портрет как средство создания образа персонажа. Виды информации, передаваемой в портрете (о национально-культурной принадлежности, состоянии его здоровья, эмоциональном состоянии и др.). Портретная деталь. Типы портретов: статический/динамический, подробный/эскизный, классицистический, сентиментальный, романтический, реалистический. Создание галереи «портретов» (самостоятельная работа): Калиныч (И.С. Тургенев), Лиза (Барышня-крестьянка), Пугачев (Капитанская дочка) и др. Анализ портрета в художественном произведении.

Образ интерьера в реалистическом произведении и его функции. Средства создания интерьера. Роль описания интерьера в художественном произведении. Виды интерьеров по идейно-эмоциональной оценке: ироническое изображение интерьера (описание интерьера у Гоголя в «Старосветских помещиках»), героический интерьер («Тарас Бульба»). Интерьер как средство характеристики героя (К. Паустовский. Золотая роза, Интерьер дома Катерины Ивановны; комната Герасима. И. Тургенев. Му – му; Комната Манилова и комната Коробочки. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»). Взаимосвязь портрета и интерьера при изображении героя. «Собирание коллекции интерьеров» из художественных произведений (самостоятельна работа).

Авторская позиция и средства её выражения в рассказе М.А. Шолохова «Чужая кровь».

Особенности повествовательной структуры в рассказе М.А. Шолохова «Семейный человек»

Приёмы воссоздания психологизма в рассказе В.М. Шукшина «Сапожки».

Тема 2.5. (2 часа). Признаки постмодернизма в современной литературной сказке. Трансформация жанра сказки в русской литературе конца 20- начала 21 века: особенности использования сказочных сюжетов, символики, мотивов и сказочных приемов. Жанровая усложненность современной сказки: признаки жанров новеллы, анекдота, рассказа, фэнтези, притчи, волшебной сказки. Особенности хронотопа: взаимопроникновение реального и вымышленного миров. Способы выражения автора, игровой характер сказки. Интертекстуальность как ведущий художественный прием. Своеобразие сказочного героя. Идейное своеобразие современных сказок.

Анализ сказок А. Степанова «Сказки не про людей» (например, «Руководство по наблюдению кучевых облаков»), Л. Петрушевской «Старая дружба».

Тема 2.6. (2 часа) Понятие о диалогичности художественного текста. Первичные понятия об аллюзии, реминисценции и цитате. Поэт в «поэтических зеркалах». Образ Пушкина в поэзии.

Белла Ахмадуллина. Игры и шалости. Образ А.С. Пушкин в цикле «О погоде» Н. Некрасова, стихотворениях А. Фета «К памятнику»; Ф.И. Тютчев «29-е января 1837». А.Н. Апухтина «19 октября 1858 года», К.М. Фофанова «Тени А. С. Пушкина», М.А. Кузмина «Пушкин», В.В. Маяковского «Юбилейное», С. Есенин «Пушкину», А. Ахматова, М Цветаева, М. Петровых о Пушкине (на выбор).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: