Пояснительная записка. Цели и задачи дисциплины




ПРОГРАММА

подготовки к олимпиадам по литературе

для обучающихся 8-9 классов

Пояснительная записка

Многолетние наблюдения за результатами муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе и экспертиза олимпиадных работ участников позволяют констатировать необходимость обеспечения специальной системной и планомерной подготовки одаренных детей к участию в олимпиадах различных уровней: от школьного до общероссийского. Ежегодно фиксируемые пробелы в подготовке участников – обучающихся 9 классов - обнаруживают следующие устойчивые закономерности. Обучающиеся 9 классов демонстрируют не только отсутствие «историко-литературного» «восприятия» художественного произведения: произведение воспринимается само по себе вне времени, вне социокультурных реалий и вне исторического и литературного процесса, вне родовых и жанровых особенностей, объяснимое отчасти тем, что согласно программе литературного образования (общего) сколько-нибудь системное изучение литературы на историко-литературной основе начинается в 8 классе, но и весьма ограниченный понятийный набор для описания внутренней структуры художественного текста. Преимущественно при анализе школьники используют такие термины, как автор, герой, рассказ, значительно реже – кульминация, композиция, эпитеты, метафоры. При этом даже при верной квалификации художественных средств (нередки и ошибки) школьники демонстрируют неумение определять значение и функцию средств (многие участники ограничиваются самыми общими утверждениями, например: «для выражения чувств и эмоций»), то есть налицо формальность анализа художественных средств, не ведущего к глубинному пониманию текста, особенно прозаического. Отметим и невнимание к семантике внетекстовых элементов (заглавия текста, эпиграфа, даты написания).

Главной же проблемой остается неспособность школьников постигать смысл произведения, подмена смысла «моралью» - автор учит, автор хочет сказать. Невнимательное, поверхностное чтение произведения провоцирует фактические ошибки. Одним из важнейших препятствий при понимании школьниками художественных текстов представляется слабое развитие образного мышления, наблюдательности, в том числе проявляющейся в невнимательности к окружающему миру. Между тем именно «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены» К. Ушинский называл содержанием того, «что обыкновенно зовется в людях замечательным или даже великим умом» и задачу ученья, имеющего «претензию на развитие ума в детях», видел именно «в упражнении их способности наблюдения». Для филологической одаренности наблюдательность, чуткость к миру составляет важнейшую часть: отсутствие такого личностного опыта превращает художественное слово в слово мертвое, за которым не возникает образа, мысли и чувства). Если понимать художественный текст, как воплощенный в слове взгляд на действительность умного, чуткого, внимательного человека – его автора, то следует признать чтение художественного текста процессом «рассматривания мира», отраженного в зеркале развитого художественного сознания, через призму «эстетически воспитанного» чувства и разума. Такое, особое, «рассматривание мира» обогащает собственный взгляд личности на окружающую его действительность, расширяет круг захватываемых ее вниманием предметов и явлений.

Методическая традиция ориентирует преподавание школьного систематического курса литературы преимущественно на освоение школьниками комплекса историко-литературных и литературоведческих теоретико-литературных понятий, на знакомство с содержанием выдающихся произведений отечественной и, в значительно меньшей мере, мировой литературы. На этапе основного общего образования (особенно с 5 по 8 классы) изучение произведения опирается преимущественно на идейно-тематический подход, анализ же поэтики носит вспомогательный характер и зачастую редуцируется до формального определения того или иного тропа или приема. Глубокое эстетическое переживание художественного слова, мысленное воссоздание образов, стоящих за словами, а тем более активное использование различных художественных средств в процессе собственной речевой деятельности школьников остается декларативным.

Особенностью данного предлагаемого курса является его двудоминантная ориентированность, предусматривающая и осознание учащимися литературы как способа отражения переживаний человека, как формы воплощения чувств, мыслей человека; развитие чувства слова и чуткости к окружающему миру, умения вглядываться в окружающую действительность и передавать свои переживания и мысли в слове.

Курс выстраивается с опорой на следующие общедидактические принципы: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, творческой активности и самостоятельности учащихся, принцип смысловой ориентации процесса обучения, принцип наглядности.

Ведущая в отечественной психологии идея преобразования сознания и мышления в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) позволяет установить взаимообусловленность освоения анализа и интерпретации художественного текста как одного из видов мыслительной деятельности и развития рефлексивности, а также таких типов мышления, как образное мышление, логическое мышление и диалогическое мышление. Последнее связано не только с интеллектуальной сферой личности, но и с нравственной, поскольку проявляется в способности личности к взаимодействию с миром и другими людьми на условиях равноправия и сочувствия.

Идея Л.С. Выготского о связи языка и мышления определяет значимость освоения школьниками в процессе обучения широкого спектра языковых средств различного уровня: прежде всего расширение лексического запаса и запаса активно используемых выразительных средств языка, с одной стороны, для воплощения многообразия впечатлений, порождаемых окружающей действительностью, отношениями с другими людьми, произведениями искусства, выражения этических и эстетических переживаний. А с другой – для развития самой способности переживать и откликаться на впечатления, «предлагаемые» жизнью.

Принцип творческой активности и самостоятельности опирается на представления о том, что учащийся вступает во взаимодействие с текстом не как когнитивной перерабатывающей системой, а во всей полноте своей личности. В процессе понимания происходит интерференция личностного авторского опыта, эксплицированного в тексте, и личностного опыта учащегося. Опора на данный принцип предполагает необходимость сочетания в процессе обучения интерпретационной деятельности создание интерпретационных текстов.

Принцип смысловой ориентации процесса обучения предполагает направленность педагогических действий на «взращивание» личностного смысла, то есть создание условий для осознания обучающимся личностной значимости предъявляемых ему культурных (литературоведческих) способов взаимодействия с текстом и предлагаемых языковых средств как способов понимания и самопонимания, способов речевой самопрезентации, стимулирующееся через вовлечение учащихся в деятельность по созданию собственных текстов.

Принцип наглядности реализуется через предъявление учащимся образцов интерпретативной деятельности (фрагментов научных статей, лучших сочинений других участников олимпиад), поэлементной «технологии» анализа и интерпретации художественных текстов (на конкретных произведениях, в связи с этим преимущественно применяется и комплексный филологический анализ текста, и аспектный), «технологий» создания различных художественных средств (эпитетов, метафор, сравнений, иронии, гиперболы и других), как правило, на основе предъявления материала для наблюдения и сравнения, благодаря чему специфика изучаемого явления становится «очевидной», «различаемой».

Сочетание подходов – историко-литературного и аналитико-интерпретативного – и выступает средством погружения школьников в «смысловую ткань художественного текста».

С учетом сделанных наблюдений и определяется направленность программы на обеспечение участниками олимпиады инструментального освоения теоретических знаний, то есть как средства анализа и интерпретации произведения без «переизбытка» неосмысленных теоретических знаний, формального «жонглирования» терминами; на обеспечение освоения обучающимися контекстных знаний связей, осознания ими зависимости особенностей произведения от социально-исторического, культурного и индивидуально-авторского контекста, знаний из истории и других видов искусства, знаний, связанных с «бытием» известного художественного произведения; усиление практической направленности - на формирование навыков интерпретационной деятельности учащихся; обеспечение участникам олимпиады индивидуальной работы над созданием связного текста, интерпретирующего смысл произведения, позволяющей выработать умения максимально точно, небанально выражать свое понимание художественного произведения.

Курс предусматривает освоение школьниками ряда ключевых понятий, лежащих в основе понимания специфики литературы как искусства слова, начальных представлений об историко-литературном процессе и закономерностях развития литературы. К ним относятся следующие понятия. Миф – фольклор – литература как различные формы человеческого мышления, способы познания мира и отражения этих знаний и способы самопознания человека. Автор – герой – читатель: позиционные различия. Понятие о стиле эпохи, литературных направлениях. Понятие о смене литературных направлений как смене типов сознания и мышления, которая связана с историческим контекстом и находит отражение в различных видах искусства (живопись, театр, архитектура и др.). Ведущие темы и идеи каждого направления, герои, излюбленные жанры и художественные средства.

 

Цели и задачи дисциплины

- развитие представлений о закономерностях историко-литературного процесса;

- развитие представлений о специфике литературы как искусства слова;

- развитие логического, аналитического, системного и образного мышления;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-культурной обусловленности с использованием понятийного языка истории и теории литературы и литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений;

- совершенствование устной и письменной речи учащихся.

 

Задачи:

1 Освоение комплекса историко-литературных понятий, отражающих закономерности развития литературы (литературное направление, художественный метод, историко-литературный процесс, род литературы, жанры и др.).

2 Освоение комплекса литературоведческих понятий, отражающих специфику литературы как искусства слова (предмет изображения, образ, образность, автор и образ автора, средства создания образа, средства художественной выразительности).

3 Освоение основ филологического анализа художественного текста (в том числе, системно-целостного, лингвистического лингвостилистического, структурного, сравнительного).

4 Освоение понятия об образной природе различных средств выразительности художественной речи (эпитета, метафоры, метонимии, сравнения, аллегории, гиперболы, литоты, иронии).

5 Освоение понятия об особенностях создания различных образов: образ предмета, портрет, интерьер, пейзаж.

6 Освоение средств создания филологических научных текстов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: