ВОПРОС: «Общее экологическое образование»




 

Интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей всех цивилизованных стран и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса.

Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Целью экологического образования является необходимость формирования экологической культуры на основе овладения экологическими знаниями, умениями и ценностными ориентациями в отношениях с природой, поскольку существование человека без природы невозможно.

Большую роль в формировании и развитии экологического сознания, экологической культуры, знаний, умений, навыков учащихся играет организация внеурочной и внеклассной работы. К таким формам работы относятся: экологические игры (соревновательные, ролевые, имитационные), детские экологические движения, экскурсии, конкурсы экологической направленности, эколого-краеведческая деятельность, школьные проекты, экспедиции, факультативы, научные вечера, конференции, исследовательские работы учащихся, издание стенгазет, альбомов, участие в экологических олимпиадах, просмотр видеофильмов, школьный экологический мониторинг и др.

На сегодняшний день экологическое образование в формальных и неформальных организациях реализуется на основе государственных образовательных стандартов общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации, разрабатываемой ею самостоятельно (Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года). «Создана система непрерывного экологического образования – от программ для детского сада, средней школы до подготовки специалистов – среднее и высшее образование, а также повышение квалификации специалистов и экологическое просвещение населения».

Если рассмотреть, как реализуется экологическое образование на различных уровнях, то здесь нужно отметить, что для дошкольного образования не было разработано никаких стандартов. Однако в отдельных образовательных организациях реализуются авторские программы экологического воспитания и просвещения. Специалисты отмечают, что если сравнить современную ситуацию с предыдущим периодом, то придется констатировать, что в настоящее время экологическому образованию на дошкольном уровне уделяется меньше внимания.

В школах экологическое образование сегодня затрагивается в нескольких официально принятых предметах, таких как «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», а также в естественных и общенаучных предметах. Все они ориентированы на развитие у учащихся экологического мышления, обеспечивающего понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями. В некоторых школах предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета по выбору. А в некоторых регионах применяется подход по «экологизации образования», основанный на разработке и органичном включении в традиционный учебный процесс «экологических» заданий.

В нашей стране действовуют центры дополнительного экологического образования, где дети разных возрастов могут ближе общаться с природой, подробно изучать процессы взаимодействия человека и природы, тем самым формируя экологическое мышление. Данные центры организовывают детские лагеря с выездами на природу и привлекают родителей к решению локальных экологических проблем, что, несомненно, является важной частью экологического просвещения.

С 1994 года продолжает действовать Всероссийская олимпиада школьников по экологии. Например, в 2015 году в ней приняли участие десятки тысяч детей, при этом в процесс проведения олимпиады включается все больше регионов. Традиционно регионом, наиболее представленным по числу участников на олимпиадах, является Москва, где, несомненно, экологическое образование и просвещение более доступно на всех уровнях из-за высокой концентрации экологически ориентированных образовательных и просветительских организаций и проектов.

Для развития и продвижения экологического образования была организована Международная выставка-форуме «Экотех», где состоялся круглый стол, посвященный вопросам экологического образования и просвещения в России, на котором еще раз была подчеркнута необходимость включения экологической тематики во все учебные программы. Также рассматривалась потребность современных предприятий в специалистах-экологах, способных принимать грамотные проектные решения. Отмечалось, что людям нужны не только знания, но и навыки того, как нужно вести себя и успешно действовать в повседневной жизни, понимая при этом, что люди в обществе связаны друг с другом и с природными системами и что они могут сделать эту связь устойчивой.

Также важно уделить внимание тому, что существуют проблемы с современными учебными материалами. Учебники для общеобразовательных школ очень устаревшие. Многие содержат фактические ошибки. Дополнительное образование и внеурочная работа учителей не обеспечены реально работающими и тиражированными по стране методиками. Учителя ищут и выбирают на свое усмотрение. Но реальный выбор качественных, методически удачных и подходящих под требования стандартов материалов невелик.

 

 

В завершении я бы хотела сказать, что преобразующее воздействие человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере роста численности населения, в результате научно-технического прогресса, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Стихийное использование природных ресурсов без соответствующих мер их защиты и возможности восстановления, интенсивное и все возрастающее загрязнение окружающей среды приводят к непоправимым изменениям в природе, катастрофическим изменениям в биосфере. В связи с этим обеспечение экологической безопасности является важнейшей естественнонаучной и социально-политической проблемой современности, от правильного решения которой зависит благополучие человечества. Сохранить гармоничные отношения человека и природы – основная задача, которая стоит перед нынешним поколением. Решение этой задачи требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностей, необходимости развития у каждого человека экологического сознания, экологической культуры.

Однако, несмотря на то, что в настоящее время в России не существует единой системы экологического просвещения населения, большой вклад в формирование экологической культуры и экологического просвещения вносят особо охраняемые природные территории, общественные организации, парки, музеи, библиотеки, СМИ.

В итоге можно отметить, что для достижения существенных результатов необходима постоянная систематическая, разносторонняя деятельность, направленная на формирование экологического сознания и экологической культуры».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: