Существуют следующие основные методы политологического познания:
1. Методы эмпирического исследования - онииспользуются в рамках непосредственного контакта политолога с изучаемыми процессами и событиями в политической жизни:
• Наблюдение за реально происходящими политическими процессами и событиями (простое и включенное);
• Документальный метод: исследование политических событий по материалам архивов, газет, журналов, мемуаров и т.д.;
• Опросный: изучение общественного мнения участников политических событий с помощью интервью, анкетирования.
2. Методы общелогические - приемы мышления, используемые для систематизации собранного эмпирического материала:
• Анализ - мысленное разделение конкретного политического процесса на составные части для их более детального изучения;
• Синтез – мысленное соединение изученных составных частей политического процесса в единую целостную картину;
• Обобщение – выделение сходных признаков у изучаемых политических институтов и процессов и образование на этой основе конкретных понятий (политическая власть, государство, избирательный процесс, политический кризис и т.д.);
• Абстрагирование – при установлении сходных признаков исследуемых политических процессов необходимо отвлекаться от второстепенных свойств этих процессов;
• Аналогия – на основе уже установленного сходства политических процессов в одних признаках можно сделать вывод об их сходстве и в других признаках.
3. Принципы философии как методы познания служат в качестве исходных правил любой исследовательской деятельности, в том числе и в сфере познания закономерностей политических процессов:
|
• Принцип развития – любой политический процесс необходимо изучать как постоянно развивающийся, для этого следует выяснить, что он представлял собой в прошлом и одновременно спрогнозировать, что он будет представлять в будущем;
• Принцип всеобщей связи – для создания целостной картины любого политического процесса или события необходимо выявить и описать его связи с другими процессами и явлениями в обществе;
• Принцип системности – данный принцип требует от ученого-политолога, с одной стороны, выявить конкретные составные части данного политического процесса, а, с другой, показать, каково место данного процесса в более общей социальной системе;
• Принцип детерминизма – необходимо, во-первых, выявить причины данного политического процесса, события, а, с другой, предположить, к каким последствиям может привести данный процесс, причиной чего он может стать сам.
Политология как наука выполняет в обществе следующие основные функции:
Познавательную - политология исследует и объясняет политические явления и процессы и вооружает граждан систематизированными знаниями о политической жизни общества.
Инструменталистскую (практическую) – на основе полученных знаний о политической жизни политологи вырабатывают рекомендации (создают политические технологии) для субъектов политических действий, которые становятся инструментом совершенствования политических отношений в обществе.
Прогностическую – политологи на основе полученных знаний определяют ближайшие и отдаленные перспективы политического развития общества, моделируют будущие политические процессы и отношения как в рамках отдельной страны, так и в мире.
|
Мировоззренческую – политология вырабатывает конкретные политические идеалы и ценности для формирования определенной политической ориентации граждан в стране.
Для повторения используйте следующие таблицы:
ПОЛИТОЛОГИЯ | ||
Объект политологии (на какую часть общества обращают внимание политологи) | Политическая сфера общества и все процессы, происходящие в ней | |
Предмет политологии (какие конкретно процессы они изучают В этой части общества) | Только процессы, связанные с завоеванием и функционированием политической власти |
Методы познания в политологии | ||
Эмпирические | Общелогические | Принципы философии как методы познания |
1. Наблюдение | 1. Анализ | 1. Принцип развития |
2. Документальный | 2. Синтез | 2. Принцип всеобщей Связи |
3. Опросный | 3. Обобщение | 3. Принцип системности |
4. Абстрагирование | 4. Принцип детерминизма | |
5. Аналогия |
Функции политологии |
Познавательная |
Инструменталистская (практическая) |
Прогностическая |
Мировоззренческая |
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, РЕСУРСЫ, ФУНКЦИИ. ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Власть в обществе существует в разных сферах общества и определяется как способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять своюволю по отношению к другим социальным силам, подчинять их своему воздействию
Следует помнить, что в основе функционирования власти всегда лежат отношения подчинения одних людей другими.
|
Существуют различные виды власти в обществе:
1. Экономическая власть – власть владельцев крупной собственности, капитала в стране.
2. Идеологическая власть – власть той идеологии, идеи которой разделяет большинство граждан в стране.
3. Политическая власть - власть политических институтов общества.
Разновидности политической власти:
― государственная власть – главный вид власти в стране, так как она распространяется на все население страны и обладает монополией на применение силы в рамках закона;
― власть политических партий;
― власть общественных организаций.
Следует обратить внимание на основные виды государственной власти.
Классификация видов государственной власти может быть осуществлена по разным основаниям.
Если иметь в виду функции органов государственной власти, то можно выделить следующие ее виды:
· законодательную власть (парламента);
· исполнительную власть (правительства);
· судебную власть (судов).
Если иметь в виду уровень государственного управления, то можно выделить следующие виды:
· власть высших государственных органов – власть парламента, правительства – центральная власть;
· власть государственных учреждений регионального масштаба – на среднем уровне управления - округа, области (власть губернатора, председателя облисполкома) – региональная власть;
· власть органов местного управления – власть мэра, председателя горисполкома – местная власть.
Какова структура власти? Рассматривая власть как процесс, необходимо иметь в виду следующие ее основные элементы:
1. Субъект власти – носитель власти – индивиды и группы людей, которые осуществляют господство, подчинение кого-либо;
2. Объект власти – те люди, которых стремится подчинить субъект власти;
3. Ресурсы власти – средства, с помощью которых субъект подчиняет объект своей воле.
В качестве субъектов политической власти могут выступать как отдельные индивиды, так и группы людей, организации:
• индивиды (глава государства, председатель правительства, лидеры политических партий, движений и др.);
• государственные органы (правительство, парламент, судебные органы);
• политические партии и общественные организации.
Объекты политической власти - те, на кого направлена власть:
• индивиды (отдельные граждане страны, по отношению к которым применяются определенные государственные санкции);
• социальные общности - социальные группы, классы (к примеру, молодые люди призывного возраста, которые должны служить в армии страны; граждане, получающие определенные доходы и обязанные платить налоги и др.);
• народ в целом, который также может стать целостным объектом государственной власти в условиях какого-либо чрезвычайного положения.