Личность и общество и проблема социализации.




 

Взаимоотношения личности и общества являются одной из наиболее актуальных проблем не только философии, но и других гуманитарных наук. Человек – творение социальное. Еще Аристотель писал, что человек изначально – «общественное животное ». В связи с этим составной частью философской проблемы человека является проблема личности и ее взаимосвязи с обществом. Это объясняется тем, что проблему человека невозможно рассматривать в отрыве от социально-политических, экономических, культурно-информативных условий его существования. Именно в обществе человек становится личностью в процессе социализации.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (его взглядов, способностей, потребностей, интересов, моральных убеждений), образует понятие личности.

Разные науки, в зависимости от своих подходов и задач, дают различные определения и по-своему отвечают на вопрос что такое личность. Существуют философские, социологические, психологические, политические, религиозные интерпретации этого понятия.

В контексте социально-философской трактовки личность это человек, участвующий в социально-культурной жизни и деятельности общества, раскрывающий свои индивидуальные характеристики в процессе взаимодействия с другими людьми. Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности общества.

Под обществом в широком значении понимается организационная форма совместной жизнедеятельности людей по производству материальных и духовных ценностей.

В более узком смысле общество можно определить как институциональную систему устойчивых связей между людьми и социальными группами.

Общество и человек заинтересованы в друг друге. Обществу для функционирования и развития нужен реально действующий, осуществляющий социальную деятельность человек. Человеку в свою очередь, необходимо общество для реализации удовлетворения его личных потребностей, целей и интересов. Эта взаимная заинтересованность общества и человека предполагает, что человек должен каким-то образом включаться в общественную жизнь.

В этом смысле мы можем утверждать, что личностью не рождаются – ею становятся в процессе социализации.

Социализация это процесс интеграции индивида в социальную систему через овладение её социальными нормами, правилами, ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Процесс социализации человека начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы, когда создается фундамент духовного развития личности.

Социальные нормы — это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы являются общими для всех характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.

Принято выделять два основных типа социализации:

  1. первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Во взрослом периоде можно также накапливать опыт, изменять свои нормы под обретённое новое мировоззрение.

Социализация является процессом двухсторонним. С одной стороны – это осуществление передачи информации, опыта и правил обществом. С другой – восприятие и усвоение их человеком, что включает в себя приобретение навыков из таких сфер как социальная; физическая; интеллектуальная.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;
  2. физическое окружение;
  3. культура, социальное окружение;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный опыт.

Благодаря освоению культуры, социально-этических норм, принятых в данном обществе, а также в процессе познания окружающего мира, человек приобретает свой индивидуальный набор морально-нравственных качеств, которым отличается от других.

 

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Взаимоотношение между обществом и личностью социально по своей природе, а характер его таков, что может способствовать либо укреплению, либо разрушению социальных связей. Важную роль играют не только врождённые задатки и характеристики личности, но и та среда, задающая определенную систему координат воспитательного процесса, которая выстроилась вокруг.

 

Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества – свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия для обучения самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности.

 

В тоже время процесс социализации имеет ряд противоречий.
С одной стороны, необходима идентификация личности с социумом, а с другой стороны – обособление в этом социуме, так как человек в адекватной мере должен обладать способностью противостоять определенным образом обществу или его отдельным структурам, если они мешают удовлетворению его потребностей в социализации.
В обоих случаях могут наблюдаться крайности, приводящие к тому, что личность становится «жертвой социализации»:

1. В случае полной идентификации с социумом и принятия всех его ролевых ожиданий и предписаний, неспособности к противостоянию, личность превращается в конформиста.

2. Неприятие социальных требований общества, носящих принципиальный характер, превращает личность в нигилиста - бунтаря, изгоя-отшельника или борца против устоев общества.

 

В этой связи один из выдающихся немецких философов пессимизма Артур Шопенгауэр, в своих знаменитых «Афоризмах житейской мудрости», как на главный вывод своих красноречивых размышлений, указывает на два правила: «Ни любить, ни ненавидеть », утверждает Шопенгауэр, – в этом половина всей житейской мудрости; «ничего не говорить и ничему не доверять » – другая ее половина. Но само собой разумеется, охотно повернешься спиной к миру, для которого нужны правила, подобные этим.

 

В последнее время в современном мире все чаще наблюдаются проявления затрудненной социализации, что выражается в агрессивном поведении; нарушении социальных норм и правил; переживание одиночества; изменении ценностных ориентаций; росте ощущения бессмысленности существования, духовной пустоты; увеличении разочарованности в будущем; рост числа суицидов.

 

На современного человека воздействует множество факторов - техногенных, социальных, природных, экономических и т.д. Все они могут вызывать ухудшение физического и психического здоровья. Индивид может реализовать себя в обществе, если обладает необходимым и достаточным уровнем психической энергии, определяющим работоспособность, гармоничность психики и пластичность, которые позволяют быть адекватными к требованиям общества, безболезненно адаптироваться в нем. Психическое здоровье – обязательное условие успешной социализации личности.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности и состояться как личность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: