ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ




 

1. Игра «Что с чем?», или «Назвать пары пред­метов» (закрепление формы творительного паде­жа с предлогом с).

Детям предлагаются картинки, например: пол­ка с книгами, тарелка с яблоками, банка с вареньем, карандаши с коробкой, корзина с грибами, ваза с цветами.

Логопед предлагает детям назвать «что с чем» изображено на картинке.

2. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?9 (/закреп­ление формы существительных творительного па­дежа с предлогом, с).

У детей игрушечные корзинки, ящички, муля­жи овощей и фруктов.

Логопед: Куда мы положим фрукты?

Ребенок: В корзинку.

Логопед: А куда мы положим овощи?

Ребенок: В ящик.

Логопед: Рома, с чем у тебя ящик?

Ребенок: У меня ящик с капустой.

Логопед: Ира, а у тебя с чем корзина?

Ребенок: У меня корзина с яблоками.

И т. д.

 

3. Игра «Приглашение к чаю» (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом с).

Логопед: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни Пуха, зайчика и ли­сичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?

Дети: Мишка любит чай с медом. Винни Пух — с вареньем. Зайчик — с булочкой. Лисичка — с пе­ченьем. И т. д.

Логопед: А с чем вы любите пить чай?

Дети отвечают на вопрос, используя форму тво­рительного падежа.

 

4. Игра «Где что растет?» (закрепление фор­мы предложного падежа).

На доске слева — картинки с изображением ого­рода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — кар­тинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и за­блудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображе­ния огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

 

5. Игра «Кто где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа).

На доске выставляются картинки с изображе­нием жилищ животных. Логопед предлагает де­тям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зи­мует)?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Ежик живет в гнезде.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Телята живут в телятнике.

Кролики живут в крольчатнике.

 

6. Игра «Что в чем?» (закрепление формы пред­ложного падежа существительных по теме «По­суда»).

На доске картинки с изображением посуды. Ло­гопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нуж­ную картинку.

В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.)

В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре.)

В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)

В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)

В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.)

В чем подогревают еду? (Буду подогревают в мис­ке.)

Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)

Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)

Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфет­нице.)

Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)

 

7. Игра «Где мы были, что мы видели?» (за­крепление окончаний существительных родитель­ного падежа множественного числа).

В процессе игры используются сюжетные кар­тинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Лого­пед обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»

Я был в огороде. Видел много помидоров, огур­цов, кабачков... Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов... Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов... Я был в зоопарке. Ви­дел много тигров, обезьян, волков...

 

8. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий).

Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).

Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?

Нарисуй кружок» сверху кружка нарисуй кре­стик. Где нарисован крестик?

Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко?

Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?

... перед другим предметом. Где она?

... выше другого предмета. Где она?

... ниже другого предмета. Где она?

... правее другого предмета. Где она?

... левее другого предмета. Где она?

Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она?

Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?

 

9. Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади).

Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, дол­жен закончить предложение, используя слова спра­ва, слева, впереди, позади.

Стол стоит...

Полочка с книгами висит...

Мишка сидит...

Пирамидка стоит... Кукла лежит...

Лампа висит...

Дверь находится...

 

10. Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отноше­нию к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Се­режа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты сто­ишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)».

 

11. Игра «Исправь ошибки» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед: Жил человек рассеянный на улице Бассеинои... Кто написал про этого рассеянного че­ловека?

Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно про­читать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал:

«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.

«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

«Овечки в речке, караси у печки». А как пра­вильно?

«Под столом портрет, над столом табурет». Ис­правьте его. И т. д.

 

12. «Игра в неделю» (закрепление предложно-падежных конструкций).

В игре принимают участие семеро детей. из них получает «имя» одного из дней недели. Ло­гопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.

 

13. Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате» (закрепление предложно-падежных кон­струкций по теме «Мебель»).

Используется игрушечная мебель. Игра может проводиться в двух вариантах.

1-й вариант. Предлагается картинка, изобра­жающая комнату. Логопед задает вопросы о рас­положении различных предметов (мебели) и про­сит детей использовать слова справа, слева, спере­ди, позади,

Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как и на картинке. При этом дети комментируют свои действия: «Поставим стул сле­ва от стола» и т. д.

2-й вариант. Самостоятельное расположение мебели. После того как дети расположили мебель в комнате, логопед задает вопросы типа: «Где на­ходится шкаф по отношению к стулу?», «Где рас­положен торшер по отношению к шкафу?» и т. д.

 

14. Игра «Что (или кто) где находится?»

Детям предлагается ответить на вопросы по сю­жетной картинке «Что (кто) где находится?» В от­ветах на вопросы дети используют предлоги в, на, над, по, под, между, около, перед и др.

 

15. «Игра в поезд» (закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов в, на, под).

На доске макет поезда.

Логопед: Пассажиры везут разные вещи в по­езде. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во втором вагоне — вещи, про которые можно придумать предложение со словом на, а в третьем — со сло­вом под.

Логопед показывает картинки.

Дети придумывают предложение и помещают картинку в один из вагонов. (На вагончиках можно сделать надписи из слов в, на, под).

Например, картинка «Мяч лежит под стулом» помещается в третий вагон, картинка «Цветы сто­ят в вазе» — в первый вагон. А картинка «Девочка сидит на стуле» — во второй вагон.

 

16. Игра «Сделай правильно» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед показывает схемы предлогов. Дети рас­полагают предметы (мяч и ящик, карандаш и кни­га, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой.

 

17. Игра «Машина едет по дороге» (закрепление пред ложно-падежных конструкций).

Детям предлагается макет дороги, по которой по­едет машина. С одной стороны дороги — гараж, с другой стороны — база или магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, гор­ки, сквера, мостика.

Игра может проводиться в нескольких вариан­тах.

1-й вариант. Логопед дает инструкцию (напри­мер: «Машина объехала вокруг красного дома»), дети «регулируют» движение машины в соответствии с данной инструкцией.

2-й вариант. Логопед устанавливает машину на макете. Дети определяют, где «едет» машина (ма­шина выехала из гаража, машина подъехала к зе­леному дому, машина переехала через мост, маши: на едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

3-й вариант. В процессе игры дети находят со­ответствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении машины только по схемам предлогов.

 

18. Игра в лото (закрепление и дифференциация предлогов в, на, под, над).

У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов.

На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под дру­гим предметом.

Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предмета­ми и закрывают их соответствующей схемой пред­лога, называя расположение предметов с использо­ванием того или иного предлога (мяч под стулом).

 

19. Игра «Различай предлоги».

На доске схемы предлогов в, на, под, над и их бук­венные обозначения. У детей картинки с изображе­нием двух предметов с различным пространствен­ным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под опреде­ленной схемой предлога.

 

20. Игра «Правильно подними, карточку».

У детей карточки с изображением различных схем предлогов. Логопед называет словосочетания с раз­личными предлогами (в, на, под, над), дети подни­мают соответствующую карточку.

 

20. Игра «Скажи наоборот» (закрепление диф­ференциации предлогов, обозначающих направле­ние движения: виз, нас, кот).

Логопед называет предложение и предлагает де­тям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик...

Девочка налила воду в графин...

Мама положила яблоки на стол...

Брат поставил лампу на тумбочку...

Машина подъехала к дому...

Дедушка подошел к забору....

21. Составление рассказа по графической схеме.

На доске выставляются различные схемы пред­логов. Логопед предлагает детям, используя схемы, составить рассказ по какой-либо теме (например, «Как Вова гулял», или «Прогулка на велосипеде», или «Куда ездила машина»).

 

Цедрик Е.Е., учитель-логопед МДОУ №25 «Зайчик», г. Усть-Илимск

Источник: https://www.kddu.edu.mhost.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: