ВВЕДЕНИЕ
Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие
существования общества, она является наилучшей формой, способом общения
людей: используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека,
является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на
сознание, средством выработки мировоззрения, норм поведения, формирования
вкусов, то есть играет важную роль в становлении и развитии личности.
Российское общество переживает существенные изменения речевой ситуации:
с одной стороны, появляется большое разнообразие говорящих и большая свобода
их поведения, отмечается наличие нескольких типов речевой культуры в
современном обществе — от элитарной до просторечной, жаргонной, далёкой от
языкового идеала. Языковой вкус нашего современника во многом формируется под
влиянием СМИ, общения в интернете, в результате — речь многих молодых людей
примитивна, однообразна, небрежна, груба. С другой стороны, возрастает
значимость уровня общей культуры личности, и речевой, в частности. Владение
нормами литературного языка, умение продуктивно общаться, убеждать с помощью
языковых средств становится для человека одним из основных условий
профессионального успеха и психологического комфорта. Неумение
организовывать эффективное речевое общение, незнание норм русского
литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей
культуры человека.
Формирование и развитие речевой культуры будущего специалиста по связям
с общественностью, его умения пользоваться «нормами устного и письменного
литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления,
грамматики, стилистики), умения использовать выразительные средства языка в
различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»1
является важной задачей обучения в вузе.
--------------------------------------
1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1980. С. 247.
РАЗДЕЛ 1. РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Неотъемлемой частью бытия, существования людей в обществе, средством и
условием их совместной познавательно-трудовой деятельности, средством общения
(коммуникации), связи поколений, познания мира, выражения деятельности
сознания (когнитивным средством), средством выражения чувств и эмоций
(эмотивным средством) и т. д. является речь. Изучением речи, речевого общения
занимаются психолингвистика, теория речевой деятельности, прагматика, риторика
и др. науки.
Под речью понимается психологически обусловленная деятельность человека
(речевая деятельность), конкретное говорение, происходящее в звуковой или
письменной форме. Она представляет собой совокупность действий, отдельных
актов говорения и понимания (речевых актов). Речевой акт — это
целенаправленное, мотивированное (интенциональное), психически организованное
речевое действие, которое совершается в соответствии с принципами и правилами
речевого поведения, принятыми в данном обществе. Для него важно, кто говорит,
что, как, при каких обстоятельствах и каков результат. Факторами, определяющими
характер и результат речевой деятельности, являются: 1) говорящий и адресат,
которые а) исполняют какие-то социальные роли (учитель — ученик, больной —
врач, топ-менеджер — секретарь-референт и т. д.), б) выполняют определённые,
согласованные между собой функции: функции отправителя речи — адресанта
(говорящего или пишущего) и воспринимающего — адресата речи (слушающего
или читающего), в) обладают при этом какими-то общими знаниями и
представлениями о мире, фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией);
2) конкретная обстановка речи (речевая ситуация), то есть такое стечение
жизненных обстоятельств, которое побуждает человека к совершению речевого
действия; 3) объект действительности, о котором говорится, тема общения.
Речевая деятельность человека осуществляется с помощью средств языка.
Язык — это система знаков (фонем, морфем, лексем, синтаксем) и способов их
соединения, которая является уникальным средством отражения процессов
мышления (формирования понятий, суждений и умозаключений), выражения,
оформления и сообщения мыслей, чувств, служит целям общения и способна
выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Речь, таким
образом, — это воплощение языковых средств, процесс функционирования языка.
Процесс речепроизводства — создания устного или письменного
высказывания — включает в себя несколько речевых действий (фаз речевой
деятельности): 1) ориентировку в речевой ситуации (где буду высказывать мысль),
2) формирование мотивов, потребностей и целей речевого действия (для чего, зачем
буду совершать речевую деятельность), 3) планирование речевой деятельности —
составление внутреннего плана (что буду говорить), 4) подбор грамматических и
лексических средств оформления мысли, структурирование высказывания (как, с
помощью каких языковых средств буду высказывать мысль, каким образом буду
строить высказывание), 5) звуковое или графическое оформление высказывания, 6)
восприятие речи, то есть прослушивание или чтение её, 7) обратную связь —
реакцию слушающего или читающего на речь, произведённую речевую
деятельность, оценку речевой деятельности (фазу контроля), или самоанализ
речевой деятельности, самооценку (самоконтроль).
Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней. Внутренней
речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её
высказывания. Особенностями внутренней речи являются: 1) сжатость, свёрнутость,
2) большая скорость протекания, 3) предназначенность для самого себя, 4)
отсутствие функции общения, 5) функционирование в качестве средства теоретикопознавательной деятельности. Внешняя речь — это речь кодированная,
оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Особенностями
внешней речи являются: 1) двусторонность процесса: в ней участвуют две стороны
— говорящий и слушающий (пишущий и читающий); 2) основная ее функция —
коммуникативная; 3) подразделяется на следующие разновидности: а) говорение, то
есть отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию, б)
слушание (аудирование), то есть восприятие акустических речевых сигналов и их
понимание (обратный говорению процесс), в) письмо, то есть кодирование,
«зашифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков по правилам
графики и орфографии, г) чтение, то есть «расшифровка» (декодирование)
графических знаков и понимание их значения (обратный письму процесс); 4) по
способу кодирования выступает в двух формах — устной и письменной.
Устная речь оформляется в виде звуковых комплексов, более
непосредственна, менее подготовлена, с более простым синтаксисом, обладает
средствами звуковой выразительности (интонацией, тембром, высотой, темпом,
паузами, логическими ударениями, громкостью), может сопровождаться
невербальными средствами (жестами, мимикой, указаниями и т. д.), в результате
чего имеет сильное воздействие на слушателей. В устной речи требуется
соблюдение орфоэпических, акцентологических, интонационных норм.
Письменная речь оформляется графически, более подготовлена и более правильна,
сложна по форме и полна по содержанию, строга, подчинена литературной норме,
имеет более объемные, сложные предложения. К письменной речи предъявляются
также орфографические, пунктуационные и каллиграфические требования.
Внешняя речь может быть представлена в виде монолога — развернутого вида
речи, произносимого одним говорящим, подчиненного одной теме, определенному
замыслу, имеющего свою композицию, обладающего относительной
законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ,
статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовящегося заблаговременно
(составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной
последовательности, иногда редактируется, совершенствуется), или диалога —
разговора двух или более человек (в последнем случае принято говорить о
полилоге), состоящего из реплик, обращенных к собеседнику, и
характеризующегося их сменой, как правило, ситуативного, то есть связанного с
обстановкой, в которой протекает (реплики диалога связаны друг с другом по
содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей), часто
сопровождаемого невербальными средствами.
Под речью понимается также результат речевой деятельности — речевое
произведение (устное или письменное) – текст. Для текста характерны единство
тематическое, смысловое, композиционное и стилевое, коммуникативная
целостность и предметно-смысловая исчерпанность (завершённость). Различают
несколько функционально-смысловых типов текстов: описание, повествование,
рассуждение. Описание – изображение признаков, явлений, предметов, событий, их
перечисление, позволяющее ярко, живо представить предмет, событие, явление,
человека. Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными.
Повествование – изображение событий, действий или явлений, следующих друг за
другом или обусловливающих друг друга, то есть рассказ о происшедшем,
случившемся. Рассуждение – это ряд суждений, вытекающих одно из другого, цепь
умозаключений по поводу чего-либо, последовательно изложенных, то есть
развитие, доказательство или опровержение какой-то мысли, тезиса, аргументация
этого и резюмирование (выводы).
Определённая модель подготовки, создания речевого произведения
(риторический канон) разработана в риторике. Риторический канон составляют:
1. Инвенция (нахождение, изобретение) — подбор и систематизация
материала, сведение его многообразия к общим типам, схемам (топам — общим
местам); определение темы, классические приёмы её разработки: имя, свойства,
обстоятельства, выделение доказательств, логических аргументов, самого главного в
однотипном ряду, соотнесение рода и вида, целого и части, причины и следствия,
определение, сопоставление, противопоставление, следование последующего за
предыдущим.
2. Элокуция — облечение мыслей в слова, словесное выражение (отбор слов,
их сочетание, украшение высказывания тропами и фигурами), суть его сводится к
вопросу «как сказать?».
3. Диспозиция — оформление найденного материала, его организация,
развёртывание в тексте, расположение. Основными композиционными частями
текста являются: вступление, основная часть, заключение. Вступительная часть речи
(предисловие) должна сразу привлечь слушающего («приманить», как говорил
Цицерон); она не должна быть продолжительной, а лишь вводящей в тему.
Основная часть включает в себя логическую аргументацию, повествование,
описание, оживляющее факты, но без расплывчатости, излишних деталей. Схему
основной части можно представить в следующем виде: тезис — аргумент —
следствие. Последняя часть (заключение) содержит резюме (итог того, что было
сказано в предыдущих частях). Составными частями риторического канона
являются также запоминание (мемория) и произнесение.
Практические задания
Упражнение 1. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1. Язык камень рушит, слово железо пробьёт. 2. Бритва скребет, а слово режет.
3. Язык — ключ к сердцу. 4. Мал язык, да всем телом владеет. 5. Пчела жалит
жалом, а человек — словом. 6. Каким бы острым ни был кинжал, человеческий язык
острее. 7. С языка капает и мёд, и яд. 8. Слово не обух, а от него и люди гибнут. 9.
Язык не имеет костей, но часто перемалывает хребет другому. 10. Словесный яд
хуже змеиного. 11. Мудрое слово — друг в беде. 12. Доброе слово сталь режет. 13.
Сердечное слово три зимы греет. 14. Язык — переводчик сердца. 15. Не торопись
языком, спеши делом. 16. Видна птица по перьям, а человек по речам. 17. Речами
тих, да сердцем лих. 18. Короткую речь слушать хорошо, а под долгую речь думать
хорошо.
Упражнение 2. Составьте короткий устный рассказ а) о своём городе, б) об университете,
в) о своей семье. Используйте для этого монологическую или диалогическую форму речи.
Упражнение 3. Составьте устные сообщения а) о вестях, содержащихся в сегодняшних
газетах, б) о последних радио- и телевизионных сообщениях, в) об интересной поездке или
просмотренном спектакле, фильме.
Упражнение 4. Постройте монолог-рассуждение на основе одного из данных
высказываний.
1. Пустые слова — что орех без ядра. 2. Не говори наобум, а бери на ум. 3.
«Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться
говорить на своем языке как следует, надо полжизни» (Вольтер). 4. «Язык человека
— это его мировоззрение и его поведение» (Д. С. Лихачев).