РАЗДЕЛ 1. РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




ВВЕДЕНИЕ

Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие

существования общества, она является наилучшей формой, способом общения

людей: используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека,

является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на

сознание, средством выработки мировоззрения, норм поведения, формирования

вкусов, то есть играет важную роль в становлении и развитии личности.

Российское общество переживает существенные изменения речевой ситуации:

с одной стороны, появляется большое разнообразие говорящих и большая свобода

их поведения, отмечается наличие нескольких типов речевой культуры в

современном обществе — от элитарной до просторечной, жаргонной, далёкой от

языкового идеала. Языковой вкус нашего современника во многом формируется под

влиянием СМИ, общения в интернете, в результате — речь многих молодых людей

примитивна, однообразна, небрежна, груба. С другой стороны, возрастает

значимость уровня общей культуры личности, и речевой, в частности. Владение

нормами литературного языка, умение продуктивно общаться, убеждать с помощью

языковых средств становится для человека одним из основных условий

профессионального успеха и психологического комфорта. Неумение

организовывать эффективное речевое общение, незнание норм русского

литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей

культуры человека.

Формирование и развитие речевой культуры будущего специалиста по связям

с общественностью, его умения пользоваться «нормами устного и письменного

литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления,

грамматики, стилистики), умения использовать выразительные средства языка в

различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»1

является важной задачей обучения в вузе.

--------------------------------------

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1980. С. 247.

 

РАЗДЕЛ 1. РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Неотъемлемой частью бытия, существования людей в обществе, средством и

условием их совместной познавательно-трудовой деятельности, средством общения

(коммуникации), связи поколений, познания мира, выражения деятельности

сознания (когнитивным средством), средством выражения чувств и эмоций

(эмотивным средством) и т. д. является речь. Изучением речи, речевого общения

занимаются психолингвистика, теория речевой деятельности, прагматика, риторика

и др. науки.

Под речью понимается психологически обусловленная деятельность человека

(речевая деятельность), конкретное говорение, происходящее в звуковой или

письменной форме. Она представляет собой совокупность действий, отдельных

актов говорения и понимания (речевых актов). Речевой акт — это

целенаправленное, мотивированное (интенциональное), психически организованное

речевое действие, которое совершается в соответствии с принципами и правилами

речевого поведения, принятыми в данном обществе. Для него важно, кто говорит,

что, как, при каких обстоятельствах и каков результат. Факторами, определяющими

характер и результат речевой деятельности, являются: 1) говорящий и адресат,

которые а) исполняют какие-то социальные роли (учитель — ученик, больной —

врач, топ-менеджер — секретарь-референт и т. д.), б) выполняют определённые,

согласованные между собой функции: функции отправителя речи — адресанта

(говорящего или пишущего) и воспринимающего — адресата речи (слушающего

или читающего), в) обладают при этом какими-то общими знаниями и

представлениями о мире, фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией);

2) конкретная обстановка речи (речевая ситуация), то есть такое стечение

жизненных обстоятельств, которое побуждает человека к совершению речевого

действия; 3) объект действительности, о котором говорится, тема общения.

Речевая деятельность человека осуществляется с помощью средств языка.

Язык — это система знаков (фонем, морфем, лексем, синтаксем) и способов их

соединения, которая является уникальным средством отражения процессов

мышления (формирования понятий, суждений и умозаключений), выражения,

оформления и сообщения мыслей, чувств, служит целям общения и способна

выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Речь, таким

образом, — это воплощение языковых средств, процесс функционирования языка.

Процесс речепроизводства — создания устного или письменного

высказывания — включает в себя несколько речевых действий (фаз речевой

деятельности): 1) ориентировку в речевой ситуации (где буду высказывать мысль),

2) формирование мотивов, потребностей и целей речевого действия (для чего, зачем

буду совершать речевую деятельность), 3) планирование речевой деятельности —

составление внутреннего плана (что буду говорить), 4) подбор грамматических и

лексических средств оформления мысли, структурирование высказывания (как, с

помощью каких языковых средств буду высказывать мысль, каким образом буду

строить высказывание), 5) звуковое или графическое оформление высказывания, 6)

восприятие речи, то есть прослушивание или чтение её, 7) обратную связь —

реакцию слушающего или читающего на речь, произведённую речевую

деятельность, оценку речевой деятельности (фазу контроля), или самоанализ

речевой деятельности, самооценку (самоконтроль).

Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней. Внутренней

речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её

высказывания. Особенностями внутренней речи являются: 1) сжатость, свёрнутость,

2) большая скорость протекания, 3) предназначенность для самого себя, 4)

отсутствие функции общения, 5) функционирование в качестве средства теоретикопознавательной деятельности. Внешняя речь — это речь кодированная,

оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Особенностями

внешней речи являются: 1) двусторонность процесса: в ней участвуют две стороны

— говорящий и слушающий (пишущий и читающий); 2) основная ее функция —

коммуникативная; 3) подразделяется на следующие разновидности: а) говорение, то

есть отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию, б)

слушание (аудирование), то есть восприятие акустических речевых сигналов и их

понимание (обратный говорению процесс), в) письмо, то есть кодирование,

«зашифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков по правилам

графики и орфографии, г) чтение, то есть «расшифровка» (декодирование)

графических знаков и понимание их значения (обратный письму процесс); 4) по

способу кодирования выступает в двух формах — устной и письменной.

Устная речь оформляется в виде звуковых комплексов, более

непосредственна, менее подготовлена, с более простым синтаксисом, обладает

средствами звуковой выразительности (интонацией, тембром, высотой, темпом,

паузами, логическими ударениями, громкостью), может сопровождаться

невербальными средствами (жестами, мимикой, указаниями и т. д.), в результате

чего имеет сильное воздействие на слушателей. В устной речи требуется

соблюдение орфоэпических, акцентологических, интонационных норм.

Письменная речь оформляется графически, более подготовлена и более правильна,

сложна по форме и полна по содержанию, строга, подчинена литературной норме,

имеет более объемные, сложные предложения. К письменной речи предъявляются

также орфографические, пунктуационные и каллиграфические требования.

Внешняя речь может быть представлена в виде монолога — развернутого вида

речи, произносимого одним говорящим, подчиненного одной теме, определенному

замыслу, имеющего свою композицию, обладающего относительной

законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ,

статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовящегося заблаговременно

(составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной

последовательности, иногда редактируется, совершенствуется), или диалога —

разговора двух или более человек (в последнем случае принято говорить о

полилоге), состоящего из реплик, обращенных к собеседнику, и

характеризующегося их сменой, как правило, ситуативного, то есть связанного с

обстановкой, в которой протекает (реплики диалога связаны друг с другом по

содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей), часто

сопровождаемого невербальными средствами.

Под речью понимается также результат речевой деятельности — речевое

произведение (устное или письменное) – текст. Для текста характерны единство

тематическое, смысловое, композиционное и стилевое, коммуникативная

целостность и предметно-смысловая исчерпанность (завершённость). Различают

несколько функционально-смысловых типов текстов: описание, повествование,

рассуждение. Описание – изображение признаков, явлений, предметов, событий, их

перечисление, позволяющее ярко, живо представить предмет, событие, явление,

человека. Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными.

Повествование – изображение событий, действий или явлений, следующих друг за

другом или обусловливающих друг друга, то есть рассказ о происшедшем,

случившемся. Рассуждение – это ряд суждений, вытекающих одно из другого, цепь

умозаключений по поводу чего-либо, последовательно изложенных, то есть

развитие, доказательство или опровержение какой-то мысли, тезиса, аргументация

этого и резюмирование (выводы).

Определённая модель подготовки, создания речевого произведения

(риторический канон) разработана в риторике. Риторический канон составляют:

1. Инвенция (нахождение, изобретение) — подбор и систематизация

материала, сведение его многообразия к общим типам, схемам (топам — общим

местам); определение темы, классические приёмы её разработки: имя, свойства,

обстоятельства, выделение доказательств, логических аргументов, самого главного в

однотипном ряду, соотнесение рода и вида, целого и части, причины и следствия,

определение, сопоставление, противопоставление, следование последующего за

предыдущим.

2. Элокуция — облечение мыслей в слова, словесное выражение (отбор слов,

их сочетание, украшение высказывания тропами и фигурами), суть его сводится к

вопросу «как сказать?».

3. Диспозиция — оформление найденного материала, его организация,

развёртывание в тексте, расположение. Основными композиционными частями

текста являются: вступление, основная часть, заключение. Вступительная часть речи

(предисловие) должна сразу привлечь слушающего («приманить», как говорил

Цицерон); она не должна быть продолжительной, а лишь вводящей в тему.

Основная часть включает в себя логическую аргументацию, повествование,

описание, оживляющее факты, но без расплывчатости, излишних деталей. Схему

основной части можно представить в следующем виде: тезис — аргумент —

следствие. Последняя часть (заключение) содержит резюме (итог того, что было

сказано в предыдущих частях). Составными частями риторического канона

являются также запоминание (мемория) и произнесение.

Практические задания

Упражнение 1. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. Язык камень рушит, слово железо пробьёт. 2. Бритва скребет, а слово режет.

3. Язык — ключ к сердцу. 4. Мал язык, да всем телом владеет. 5. Пчела жалит

жалом, а человек — словом. 6. Каким бы острым ни был кинжал, человеческий язык

острее. 7. С языка капает и мёд, и яд. 8. Слово не обух, а от него и люди гибнут. 9.

Язык не имеет костей, но часто перемалывает хребет другому. 10. Словесный яд

хуже змеиного. 11. Мудрое слово — друг в беде. 12. Доброе слово сталь режет. 13.

Сердечное слово три зимы греет. 14. Язык — переводчик сердца. 15. Не торопись

языком, спеши делом. 16. Видна птица по перьям, а человек по речам. 17. Речами

тих, да сердцем лих. 18. Короткую речь слушать хорошо, а под долгую речь думать

хорошо.

Упражнение 2. Составьте короткий устный рассказ а) о своём городе, б) об университете,

в) о своей семье. Используйте для этого монологическую или диалогическую форму речи.

Упражнение 3. Составьте устные сообщения а) о вестях, содержащихся в сегодняшних

газетах, б) о последних радио- и телевизионных сообщениях, в) об интересной поездке или

просмотренном спектакле, фильме.

Упражнение 4. Постройте монолог-рассуждение на основе одного из данных

высказываний.

1. Пустые слова — что орех без ядра. 2. Не говори наобум, а бери на ум. 3.

«Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться

говорить на своем языке как следует, надо полжизни» (Вольтер). 4. «Язык человека

— это его мировоззрение и его поведение» (Д. С. Лихачев).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: