Термин «организация» произошёл от французского organisation, organizer – устраивать, создавать; объединить, сплотить; упорядочивать. Таким образом, в самом полном и общем виде понятие «организация» рассматривается в современной науке в трёх основных значениях:
1) как социальный институт;
2) как процесс упорядочивания;
3) как объект (система), имеющий упорядоченную структуру.
Важнейшим компонентом социальной системы является человек, основное свойство которого – активное, целенаправленное поведение.
Объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках людей побуждают потребности, присущие каждому отдельному человеку. В организации люди объединяют свои способности, дополняя друг друга, и тем самым добиваются как целей организации, так и индивидуальных целей. Такое объединение предполагает также формирование социальных связей, то есть взаимодействие индивидов внутри организации. Характер такого взаимодействия не возникает сам по себе – он навязывается самой организацией. В данном контексте организация выступает как социальная общность.
Таким образом, социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определённых целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определённых правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.
В данной системе взаимодействуют различные социальные группы, члены которых объединены интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности. Такая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. При этом социальными связями выступают межличностные отношения между работниками, бытовые отношения, отношения по уровням управления, отношения с профсоюзными или другими выборными организациями.
|
К экономическим связям относятся оплата труда работника и его материальное стимулирование, социальная политика организации, материальная ответственность работников.
В отличие от других массовых общностей социальная организация
характеризуется:
– наличием единой цели (производство продукции или оказание услуг);
– формализацией отношений в организации и нормативным регулированием поведения членов данной организации;
– иерархией отношений (существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности);
– распределением функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;
– наличием коммуникации (совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми).
Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе и по различным признакам можно выделить следующие их виды (рисунок 1).
Социальная организация |
По отношению к власти |
По отношению к главной цели |
По отношению к прибыли |
По отношению к бюджету |
По форме собственности |
По уровню формализации |
По отраслевой принадлежности |
По самостоятельности принятия решений |
По размеру и численности |
правительственные и неправительственные |
общественные и хозяйственные |
коммерческие и некоммерческие |
бюджетные и небюджетные |
государственные,муниципальные,частные |
формальные и неформальные |
промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр. |
крупные, средние, малые |
материнские, дочерние, зависимые |
Социальная организация |
По отношению к власти |
По отношению к главной цели |
По отношению к прибыли |
По отношению к бюджету |
По форме собственности |
По уровню формализации |
По отраслевой принадлежности |
По самостоятельности принятия решений |
По размеру и численности |
правительственные и неправительственные |
общественные и хозяйственные |
коммерческие и некоммерческие |
бюджетные и небюджетные |
государственные,муниципальные,частные |
формальные и неформальные |
промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр. |
крупные, средние, малые |
материнские, дочерние, зависимые |
|
|
Рисунок 1 – Виды социальных организаций
Как правило, выделяют следующие типы структур социальной организации: производственный и непроизводственный.
Производственный тип структуры социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как функциональную (содержание труда); профессиональную (подготовка и переподготовка кадров); социально-психологическую (межличностные отношения); управленческую (система управления).
Непроизводственный тип структуры социальной организации возникает тогда, когда члены данной организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, в свободное от работы время. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.
В структуре организации выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделение труда, сфера контроля и координация совместной деятельности людей, работающих в данной организации. Всё это образует внутреннюю среду организации – непосредственную обстановку, в которой приходится работать людям, объединённым совместными целями, интересами и деятельностью. Основными внутренними элементами организации являются: цели; структура; технология; финансы; управление; персонал.
Важно помнить, что ни одна организация не существует изолированно, а действует в определённой внешней среде – политические, экономические, юридические, социальные и социально-культурные воздействия, постоянно присутствующие в жизни организации и существенно влияющие на формирование её деятельности. Внешняя среда сказывается не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом.
Одним из основных мотивов человеческого поведения является мотив коллективизма. С первобытных времён люди объединялись в группы, чтобы выжить в трудной борьбе с природой, с другими, враждебными группами людей.
Слово «группа» пришло в русский язык из немецкого языка, а в немецкий попало из итальянского (gruppo), в котором означало несколько симметрично скомпанованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения. Во второй половине XIX в. в разговорной речи слово «группа» означало некоторое скопление людей.
Термин «группа» употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».
Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами.
Существуют различные классификации социальных групп, общей чертой которых выступает форма жизнедеятельности группы. В отечественной социологии принят принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, поэтому используется принцип классификации групп, основанием которой является система общественных отношений (рисунок 2).
неформальная |
формальная |
организованная |
неорганизованная |
Группа |
реальная |
лабораторная |
естественная |
большая |
малая |
первичная |
референтная |
вторичная |
группа членства |
формирующаяся |
коллектив |
условная |
командная |
целевая |
Рисунок 2 – Классификация социальных групп
В зависимости от социально значимых признаков социальные группы подразделяются на условные (номинальные) и реальные. Условные группы, иногда их называют социальными категориями, выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учёта (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).
Реальные группы – это группы, выделяемые по социально значимым критериям: пол (мужчины и женщины); возраст (дети, молодёжь, взрослые, пожилые); доход (богатые, бедные, зажиточные); национальность (русские, французы, немцы); семейное положение (женатые, холостые, разведённые); профессия (врачи, экономисты, управленцы); место жительства (горожане, сельские жители). Реальная группа подразделяется на два вида – реальная лабораторная и реальная естественная. Наибольшее значение для социологии имеют реальные естественные группы. Они подразделяются на так называемые малые и большие группы. Большая группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создаётся для определённой цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сам термин "группа" по отношению к ним очень условен. К большим группам относятся классы, политические партии, профсоюз.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм, групповых процессов. Для характеристики малой группы важное значение имеют её количественные границы. Ч. Джеймс, рассмотрев около 10 тысяч малых групп, пришёл к выводу, что число членов малой группы колеблется между 2 и 7, т.е. нижней границей группы является численность в 2 человека – "диада". Величина верхней границы чётко не определена, хотя в конечных исследованиях можно найти числа, определяющие верхний предел от 10 до 40 человек.
Характерными чертами малой группы являются:
– малочисленный и стабильный состав;
– пространственная близость членов группы;
– устойчивость и длительность существования:
– высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
– интенсивность межличностных отношений;
– развитое чувство принадлежности к группе;
– неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.
В зависимости от характера взаимодействия социальные группы делятся первичные и вторичные. Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, студенческая группа, бригада и т.д.). Вторичная группа – это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определённой цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определённые функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).
В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено американским психологом Э. Мэйо при проведении знаменитых Хотторнских экспериментов. Формальная группа – это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закреплённую иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку, в такой группе чётко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены структура власти (организации, предприятия и т.д.).
Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодёжи, любители рок-музыки и т.д. Неформальные группы возникают в рамках формальных, хотя могут образовываться вне их. Создание неформальной группы внутри формальной приводит к скрытому переплетению двух структур отношений, в значительной степени затрудняющих управленческий контроль за групповыми процессами.
В реальной жизни трудно вычленить формальные и неформальные группы.
Не следует смешивать понятия формальных и неформальных групп со структурой формальных и неформальных отношений, различия между ними было введено в социологии последних 20 лет понятие организации, хотя чёткого разделения понятия "организация" и "формальная группа" не существует. Однако следует отметить, что всякая формальная группа, в отличие от неформальной, обладает чертами организации.
Следующая классификация представляет деление на группы членства и референтные группы. Она была введена американским учёным Г. Хайменом. Референтная (эталонная) группа – это группа, с которой человек сравнивает себя, анализируя свой статус. Референтная группа служит эталоном, выполняя сравнительную и нормативную функции. Членская группа представляет группу, к которой принадлежит индивид.
По уровню развития группы бывают формирующиеся (становящиеся) и коллективы. Формирующаяся группа еще не сплочена совместной деятельностью, хотя внешне оформлена. Коллектив представляет собой группу с более высоким уровнем развития и специфическим видом социальной деятельности.
Основными параметрами группы являются: её состав, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.
Состав группы может быть описан по таким характеристикам, как возраст, профессия, уровень образования, пол.
Существует несколько формализованных признаков структуры группы: структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти.
Групповые социально-психологические процессы разработаны в школе групповой динамики К. Левина и включают в себя адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.
Характер проистекающих социально-психологических процессов зависит от места индивида в группе, которое определяется его статусом (позицией), ролью, социальными нормами.
Групповые нормы представляют собой правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должны подчиняться все её члены. Нормы выполняют регулятивную функцию.
С позиции организации можно отметить, что нормы могут иметь положительный и отрицательный характер. Положительными считаются те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы имеют противоположный эффект. Нормы группы связаны с ценностями. Ценности каждой группы складываются на основе отношений к определённым социальным явлениям. Если личность не принимает групповых норм, включается система санкций-механизмов, посредством которых группа заставляет своего человека соблюдать групповые нормы.