Лекция 9. Управление качеством проекта




Управление качеством проекта (Project Quality Management) — одна из основных функций проектной команды. Управление качеством проекта включает в себя те процессы, которые необходимы для гарантии того, что проект удовлетворяет требованиям, ради которых он был предпринят. Под качеством понимается целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности».

Управление качеством в равной степени относится:

— к управлению проектом;

— продукту проекта.

Таким образом, в проекте можно выделить два аспекта, которые необходимо рассматривать в неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости. Качественное управление — залог качественного продукта. Только качественный проект может создать качественный продукт. Под качественным управлением проектом можно понимать планирование проекта, выполнение работ проекта, ресурсное планирование проекта, контроль всех аспектов работы по проекту.

Основной подход PMI PMBOK к управлению проектом соответствует стандартам качества и современным концепциям качества. Приведем определение качества ISO: «Совокупность характеристик объекта, позволяющая ему удовлетворять заявленным или подразумеваемым требованиям».

Критическим аспектом качества в контексте управления проектами является необходимость отражения подразумеваемых требований в содержании проекта.

Важно удовлетворить требования всех групп заказчиков и заинтересованных сторон (по возможности).

Качество — результат качественных процессов, а не постоянного контроля.

Основные принципы управления качеством PMI:

— удовлетворение заказчика — обеспечение как формальных требований заказчика (отраженных в контракте), так и неформальных ожиданий конечных пользователей от использования ими продукта (результата проекта);

— предотвращение прежде, чем устранение, — предотвращение появления, а не устранение уже появившегося брака (потерь качества продукции);

— ответственность руководства — руководство (проекта и компании) несет ответственность за выделение ресурсов, необходимых для управления качеством продукции;

— непрерывное улучшение — вся команда проекта непрерывно работает над улучшением процессов выполнения проекта и повышением качества продукта.

Процессы управления качеством:

— планирование качества — определение стандартов качества, применимых к проекту, и мер для их достижения (рис. 1, 2). Для правильного планирования необходима информация о самых разных аспектах качества в проекте — от стратегии в области качества до самых подробных документов, регламентирующих всю систему качества в проекте, касающуюся содержания проекта, конкретных спецификаций, стандартов в области услуг, информации о технологических процессах и т. д;

       
 
   
 

 

 


Рис. 1. Планирование качества

 
 

 


Рис. 2. Планирование стоимости качества

— обеспечение качества — проведение всех спланированных систематических действий в рамках системы качества (например, аудита) для обеспечения задействования в проекте всех процессов, необходимых для соответствия всем ожиданиям заинтересованных лиц. Обеспечение качества достигается регулярными проверками, исходя из заранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов, а также результатов проверочных испытаний (рис. 3).

       
 
   
 

 


Рис. 3. Обеспечение качества

— контроль качества — отслеживание результатов проекта для определения их соответствия принятым стандартам качества и определение путей устранения причин неудовлетворительного выполнения. Методы контроля: диаграмма Парето и диаграмма Ишикавы. Для обеспечения эффективной работы системы менеджмента качества проводятся регулярные проверки отклонений системы от заданных стандартов. Методом проверки является аудит системы, аудит процесса и аудит продуктов проекта.

Аудит — это системное независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить соответствие деятельности в области качества принятому плану, насколько эта деятельность эффективна и приведет ли она к запланированным целям.

Система менеджмента качества может быть сертифицирована, равно как может быть сертифицирована и продукция, которая проводится по стандартам ISO соответствующим органом.

Завершается управление качеством на любом уровне формулировкой некоторых выводов. Выводы могут быть представлены как алгоритм действий менеджера по качеству и как структура отчетности в области менеджмента качества:

— улучшение качества; мероприятия по улучшению;

— принятие продукции в соответствии со спецификациями и стандартами;

— идентификация брака и реализация действий по управлению негодной продукцией;

— переработка продукции;

— внесение изменений в технологические процессы, влекущие к браку;

— сводная оценка качества результатов проекта;

— решение о завершающей приемке;

— составление списка замечаний и претензий по качеству;

— разрешение спорных вопросов и конфликтов;

— оформление документов в архив;

— анализ опыта и извлеченные уроки по управлению качеством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: