Период Геометрики
Скульптура еще примитивная, монументальности нет, любят изображать лошадок
2. Период Архаики
Скульптура этой эпохи тесно связана с архитектурой, т.к. она была предназначена для религиозных комплексов и украшала фронтоны зданий. Скульптуру раскрашивали, иногда в невероятные, фантастические цвета. Во фронтонах статуи уменьшались соответственно склонам фронтона, и если мифологических существ или богов изображали в центре, то в углах помещали каких-либо зверей или крошечных человечков-героев.
Отдельные статуи вначале этого периода сильно напоминают колонны: руки тесно прижаты к туловищу, ноги стоят на одном уровне, фигуры будто выходят из каменного блока. У мужских и женских фигур сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, только вот мужчин очень часто представляют обнаженными, а женщин одетыми.
Однако со временем фигуры стали отделяться от каменного блока.
К концу VI – началу Vв. до н. э. пропорции фигур становятся более естественными, а их движения более свободными.
Фигуры девушек – кор (ед. ч. «кора») – были одеты в богатые сложные одеяния. Они кокетливо поддерживают сбоку свои пышные тонкие хитоны, которые скрывают пластику тела, а в 30-х гг. VI в. до н. э. у кор появляются строгие дорийские уборы –п е плосы.
Фигуры юношей – куросов (ед. ч. «курос») – оставались обнаженными, постепенно формы их тел становились более крепкими, реальными.
На лицах кор и куросов сияет радостная архаическая улыбка.
Архаичная скованность значительно дольше сохранялось в рельефе. Мемориальная стела воина Аристиона, выполненная скульптором Аристоклом, создана около 510 г. до н. э. Его образ еще очень условен, лишен индивидуальных черт. Изображенная в профиль фигура скованна, силуэтна и по-архаически богато раскрашена. Однако появилось новшество, которое состоит в том, что рельеф не представляет жестокую сцену охоты или войны, как на стелах Микен. Он просто изображает человека в его торжественном воинском обличии. Фигура является частью узкой высокой стелы.
В дальнейшем фигура будет стремиться «выйти» из каменного блока. Так низкий (по высоте изображения над плоскостью каменного блока) рельеф – барельеф – постепенно становится высоким – горельефом.
|
Период классического искусства
Ранняя классика.
«Дискобол» - статуя метателя диска (V в. до н. э.). Скульптор – М и рон. До наших дней не сохранилась, но реконструирована благодаря римским копиям. Она была бронзовой, как и большинство статуй строгого стиля, что вполне соответствовало духу времени. «Дискобол» и стремительно движется, и одновременно неподвижен. Мирон любил изображать человека в крайних ситуациях.
«Афина и Марсий». Скульптор Мирон. Была тоже в духе времени: богиня наказывала лесного бога Марсия, осмелившегося нарушив запрет, найти и поднять ее тростниковую флейту. Инструмент этот изобрела сама Афина, но заметив, что игра на нем искажает прекрасные черты ее лица, выбросила флейту, прокляв ее и запретив к ней прикасаться.
Высокая классика
Строгий стиль вплотную подошел к портретному видению людей. Красивые овальные лица приобретают идеальные черты: большие, с подчеркнутыми веками, глаза, выразительные рот, высокий, сливающийся с линией носа лоб – то, что получило название классического греческого профиля. Такое же стремление к общему происходит и в теле: формы, обладающие идеальными пропорциями, наливаются силой и мощью и, сливаясь в единый сложный организм, начинают звучать, как музыка. Эпоха классики, особенно высокой, не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.
|
«Перикл» - бюст, скульптор Кресилай (V в. до н. э.). Это скульптурный портрет блиставшего умом и красотой правителя. Скульптор одевает на его голову шлем, чтобы идеализировать, скрыть слегка удлиненную форму его черепа.
«Дорифор». Скульптор Поликлет. Возможно эта бронзовая статуя представляла героя Троянской войны Ахилла. Дорифор показан стоящим. В то же время он кажется шагающим: правая нога выдвинута вперед, левая отставлена. На плече его копьё. Фигура героя не только могуча, но и отмечена печатью особой, почти математической логики. При построении ее, как при построении ордерных храмов, принимался во внимании модуль.
«Диадумен». Скульптор Поликлет, стал вносить ноту лиризма. Юноша широко раскинул руки в пространстве, ритм движений более легкий, стремительный, текучий. Завязывая диадему вокруг головы, этот юноша – возможно, это был сам бог Аполлон – весь ушел в свое занятие, замкнувшись в сфере самосозерцания.
Поздняя классика
Все искусство поздней классики делится на 2 направления – героизм и страдание и возвышенную лирику.
Голова раннего воина из храма Афины Алеи в Тегее. Скульптор – Скопас. Под его резцом прежде прекрасная форма искажается: страдание делает человека некрасивым, обезображивает его лицо. Ранее греческая эстетика вообще исключала страдание. Красота уступает место боли, боль изменяет облик человека, и из его груди вырывается стон. Пропорции лица искажены: голова становится почти кубической и сплюснутой. Такой образ скорби еще не достигал.
|
«Вакханка». Скульптор Скопас. Это небольшая статуэтка служительницы культа Диониса. Полуобнаженная, в дикой пляске, фигура уже не стоит, не поворачивается, а вращается вокруг оси в стремительном, бурном движении. Вакханка охвачена страстью – разрывает на части животное, в котором видит воплощение бога. На глазах зрителя совершается кровавый ритуал, который никогда прежде в греческой скульптуре таким образом не изображался.
Пракситель был мастером лирических божественных образов.
«Отдыхающий сатир»
«Афродита Книдская». Пракситель впервые обнажил Афродиту: только ей одной позволялось демонстрировать свою красоту без одежд. Она будто только что вышла из воды, прикрываясь руками. Сохранившиеся копии не передают красоту статуи богини, которая изумительно, судя по элегантности работ этого мастера.
«Гермес с младенцем Дионисом». Группа была посвящена в храм Геры в Олимпии, где ее и нашли при раскопках. Утрачены только ноги и кисть руки Гермеса, державшего виноградную гроздь. Гермес, несущий младенца на воспитание нимфам, отдыхает в пути. Фигура бога сильно наклонена, но это не делает скульптуру некрасивой. Она, напротив, овеяна атмосферой неги. Черты лица обозначены не слишком резко, они словно плавятся под действием полуденного солнца. Веки больше не подчеркиваются, и взгляд становится томным, как бы рассеянным.
«Аполлон Бельведерский» (IV век до н. э.). Скульптор Леохар. Бог идет, рассыпая вокруг ослепительные лучи своей божественной славы.
«Апоксиомен». Скульптор Лисипп. Юноша, счищающий с тела песок после состязаний; она значительно отличается от творений поздней классики и, в частности, от работ Поликлета. Поза атлета свободна и даже несколько развинчена, пропорции совсем иные – голова оставляет не одну шестую часть от всей фигуры, а одну седьмую. Фигуры Лисиппа более стройные, естественные, подвижные и независимые. Однако в них исчезает нечто очень важное: атлет уже не воспринимается героем, образ становится более приниженным, в то время как в высокой классике он был восходящим: людей героизировали, героев обожествляли, а богов ставили на уровень высшей духовной и природной силы.
Эллинизм
С одной стороны в искусстве воплощалась идея грандиозности мира и происходивших в ней катаклизмов, с другой – уход в личный духовный мир. Появились камерные образы, главным содержанием которых стала духовная жизнь.
Фриз на ограде Алтаря Зевса в Пергаме (IIвек до н. э.). Изображение мифологической битвы олимпийских богов с титанами (гигантами) за верховную власть. Сплошное поле фриза с могучими рельефными фигурами, тела которых бугрятся мощными формами, обходило все стены ограды и поднималось вдоль ступеней, о которым шли участники ритуала. Гиганты, утратившие человекоподобные формы, наделены героическими торсами и змеиными хвостами – ведь они сыновья богини земли Геи. Сама она наполовину поднимается на поле, чтобы увидеть страшное побоище и гибель своих детей. Вот непреклонная Афина хватает за волосы гиганта Энкелада. Богиня охоты Артемида в сопровождении зверей преследует врага. Богиня ночи Нюкс и богиня призраков Геката, с тремя телами и шестью руками, вступают в сражение с гигантами. Все божества поднимаются на этот страшный и последний бой. Сцена исполнена огромного напряжения и не знает себе равных в античном искусстве. То, что в IV веке до н. э. лишь намечалось у Скопаса, здесь достигает высшей точки. Искаженные болью лица, скорбные взгляды побежденных, пронзительность муки – все теперь показано с очевидностью. Раннеклассическое искусство тоже любило драматические темы, но там конфликты не доводились до жестокого конца. В эпоху же эллинизма вся огромная телесная энергия героев направлена на деяние кары.
«Лаоко о н». Скульпторы: Агесандр, Афинодор, Полидор. Рассчитана на восприятие анфас. Зритель видит сразу и бородатого троянского жреца Лаокоона, пытающегося сорвать с себя змеиные путы, и двух его детей, один из которых уже погибает. Яд разлился по телу жреца снизу вверх: бедро омертвело, но руки и торс еще продолжают бороться, а в лице запечатлелась смертельная боль. Несмотря на тяжесть ситуации, Лаокоон сохраняет благородство и величие. Анатомия человека передана с тщательностью, доходящей до натурализма. Фигуры сыновей второстепенные, не такие убедительные, т. к. греки чтили красоту зрелых людей, а детей они изображали как уменьшенных взрослых.
«Ника Самофракийская» (IIвек до н. э.). Богиня победы была представлена слетающей с постамента в форме кармы корабля. Её прекрасное мощное тело облегают намокшие одежды; винтообразный поворот, широко применявшийся со времен Скопаса, как бы прорезает воздух, наполненный брызгами соленого моря. Могучие крылья Ники тяжело трепещут за спиной, каждое перо на них показано отдельно. Образ стоит на грани «натурального», но в то же время остается величавым и поэтичным.
«Венера Милосская». Статуя богини Афродиты, найденная на острове М е лос. Камерный образ. Богиня изображена полуобнаженной, так что одеяние, закутывая ноги и низ торса, является постаментом для открытых рук, которые были показаны в движении. В эпоху эллинизма Афродита была одной из любимых богинь. Её представляли то кокетливой, то задумчивой, то шаловливой. Афродита с острова Мелос строга и сдержанна. У нее простая прическа с прямым пробором, лицо и фигура представлены довольно обобщенно. Работа навевает покой и умиротворение.
Об интересе к духовному миру человека говорят портретные статуи, которые появились еще в IV веке до н. э. Но теперь они менее скованны классической традицией, стали более выразительными. Портреты знаменуют отход от классической системы, когда было принято изображать только «прекрасных и доблестных» граждан. В эпоху эллинизма любили изображать то жутких, морщинистых старых рыбаков или старух, то впадали в слащавость, изображая томных девушек. А иногда смешивали жанры, включая в игру фантазии.
«Афродита и Пан» (около 100 года до н. э). Козлоногий бог Пан, сын Гермеса, пытается ухаживать за прекрасной богиней. Эрот, бог любви, представленный в полете, хватает его за рога, предупреждая о том, что он забыл меру. Афродита и сама отбивается от уродливого поклонника, замахиваясь на него сандалией. Такие произведения уже стоят на грани жанрового искусства – сюжетных композиций, темы которых основаны на впечатлениях обыденной жизни.