СЦЕНАРНО-РЕЖИССЁРСКИЕ ОСНОВЫ




П Р О С Т Р А Н С Т В О Т Е А Т Р А Л И З А Ц И И

Часть I

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

пространства театрализации

 

э с с е

 

 

Праздники, праздники, праздники…

Издревле они наполняют нашу жизнь смыслом: даруют надежды, объединяют, устремляют, напоминают и одухотворяют…

Они, – неотъемлемая часть всего жизненного пути: от рождения – до утверждения истины неизбежной!

Да, праздники – это параллельная реальность, если рассматривать данную неотъемлемость, с метафизической точки зрения, но хотелось бы взглянуть на сей процесс реально!...

Именно – реально!

Так сказать: и изнутри, и снаружи!

Ведь – действительно, коллеги и соотечественники, идёшь по главной улице страны в традиционный и праздничный – в День города Москвы, а Тверская, – от Кремля и до бульвара, перекрыта, с желанием: сделать тебе нескучно!

Проспект блестит, орёт, гремит, беснуется и властвует!

Вот так, входишь в эту реку карнавального существа и суматохи в действии, как и, действительно, в действительность нереальную и полагаешь, что уже всё случилось и, теперь, расползлось гулянием культурно-досуговым и течением к народу, и в сам народ – до близости интерактивной!

Ужели опоздал?!

Ужели не познал чего-то культурно-просветительного в театрализованном действии, где раскрывается то, ради чего собрались?

Ну, хотя бы – пролог!

Ужели и ивент-дивертисмент познал драматургию?!

Хотелось восторженно вскричать: «А какая у вас «сверхзадача», как цель социально-педагогического воздействия на аудиторию?!»…

Но – нет!

Всё передо мной вертелось пёстрой, безразличной ко всему, как и всеядной – до эклектики, – досуговой деятельностью, в виде того, на что любят класть руки в страстном танго!...

А массовики-затейники трезвонят всем, что всё только и началось…

Вот так: вот здесь и сейчас – кто во что горазд!

И!...

Ты идёшь и не поймёшь: зачем всё это тянется до Пушкина, по главной, по Тверской и по Моховой – к библиотеке, ну-а, в другую сторону, вдоль «думы государевой» – к Большому?!

Зачем?!...

Я говорю, зачем пикеты, акции, протесты от оппозиций и Навального?! Навалить надо!

Есть у нас, на сегодня, чудная форма – праздник, созданный отрыжкой 90-х, из ивента-интервента, как веселье на проезжей части, по улице Тверской и Моховой, гораздо убедительней и ярче: он сам с собой живёт – отдельно, то есть – параллельно!... Как протест!

Без всяких откровений, или сожалений: мы в параллели с представлением – и радость праздника, без театрализации, лишь только иллюстрации кругом, и – я, а между – необъятная стена!...

Иду ползучим тротуаром, а рядом – персонажи: «живут», поют, танцуют в суете сценариев каких-то, с желаньем заявить затею, как Событие!...

И, вместе с ними, становится и тротуарам веселее, как и мне, что видишь между небом и землёю – театр-масс, который отделился, от горожан и зрителей, «четвёртою стеною», с девизом – «параллельно всё!»…

И все тут – сами по себе!

Для этого, такой «театр-масс» и позаимствовал в театре сценическое зеркало – невидимую стену, чтоб чистым был бюджет Московии, так как, все действа, улиц-площадей, заточены на на то, чтоб – «мыть» его: и мыть, и отмывать, и мыть, и мыть, и мыть!...

Тут вся его активность стремится – в событийность!

Лишь бы эту физику, как-то оправдать и все участники, так выворачиваются изнанкой праздничного действа, а точнее – представленья, то есть, изнанкой той профессии, которую пытались, до ивента-интервента, создавать!

Да, куда не посмотри – всюду и всегда, кругом в пространстве – праздники, праздники, праздники…

А с ними и любые представления, включая даже «пятницы-развратницы», и тяжесть понедельников, которые возможно отменить, лишь в песне, хотя: сама песня – это уже п р а з д н и к!

Да, праздники, праздники, праздники…

Вернёмся к сути – к изголовью, как к роднику источнику!

Праздники – это дух времени, параллельная реальность, душа народа…

Праздник – это достояние народа, которое нельзя вместить в учебники, или из них переписать: не терпит он профессорского сана, как и дипломированных организаторов, – здесь чужды штампы, – не праздник это будет, а оскал, гримаса, или же плакатный штрих…

Праздник начинается внутри каждого человека, в нас самих, а масштабность праздничного пространства, его, так сказать, размах – определяется е д и н о в р е м е н н о с т ь ю! Поэтому он, или только в семье, или в компании, как и в кампании, или в стране, или даже – планете, но также он, может быть, только в одном человеке!

Празднику нужен человек – потому, что душа человека его требует и создаёт, или ищет – это понятие психофизическое.

Праздники – это палитра чувств человека.

Они утверждались в веках по требованию и вольного, и строгого уклада жизни народов!

Праздники, праздники, праздники…

Да: жизнь требовала осмысления в недрах социализации и… объединялась сутью обрядов, движением традиций, в направлении выверенном и желанном.

Надо сказать, что наследие, праздничной культуры России, досталось нам родниковое, тогда – ещё до «профессионально-исторического методизма» в период «исторического материализма», который представила нам классика, досталось, как настоящее, искреннее и сакральное, то есть – реальное, ведь рождалось оно без специалистов, – без сценаристов и режиссёров: ремеслом всё стало потом, в творениях избранных (Аристотель упоминает о сценариях в своём эссе «Поэтика» в 350-м году до н.э. и не смотря на название, данный трактат не имеет ничего общего с поэзией сегодняшнего дня).

И всё же, «контент», если говорить современным языком, праздников, преданий, обрядов и различный народных гуляний, традиционно передавались из уст – в уста: вербально и визуально, от сердца и души, с любовью – в прямом и переносном, да под чарку горилки, с блинами, да с пирогами!

Мудрые иносказательные истории касались драматургии и в этой атмосфере рождалось лицедейство, в котором и проявились в конфликтных столкновениях «маски»: типажи и характеры, как символы будущей драмы…

Александр Сергеевич Пушкин, без всякой поэтики, точным росчерком пера своего, засвидетельствовал: «Драма родилась на площади…».

А на площадях, как нам известно, всегда теснилось праздничное гулянье, с импровизированными действиями, в определённых традициях и обрядах, выражая и сохраняя самобытность народного творчества (так появлялись подобия «сценариев» и традиционные «бродячие сюжеты»).

Далее, наш великий поэт, даёт оценку данному процессу: «Драма оставила площадь и перенеслась в чертоги по требованию избранного общества».

Самодеятельное театральное искусство открыло занавес к своей профессиональной основе – к режиссуре.

Театр «отвернулся» от своего места рождения, где ряженые, шуты и скоморохи были частью тех, кто приходил на площади, для лицедейства и потехи, сливаясь с уличными актёрами в едином празднестве.

Но и праздник осознал свою благодатную природу игрового пространства в лицедействе, требуя профессионализма и теоретических основ, и…

И!...

Началось!

И праздника стало мало!

Нет: зафонтанировало и заструило очень правильно!

Началось всё и велело, и серьёзно, с энтузиазмом: предметно и прозрачно, реально и прозаично, банально и поэтично, пропагандично и теоретично, и практично, практично, практично…

В 1971 году открывается первая кафедра «Театрализованных представлений и праздников» в Ленинграде, а на следующий год в Москве и…

И!... понеслось по всей стране – Россеи-матушке, под диктовку вагонных колёс, – до всего СССРа – до самого: охватили Союз и теоретически, и практически!

И появилась – профессия, и, к сожалению, для самого праздника, под час, дипломированная…

Специалисты проявили себя и обозначили предмет профессии в берегах теории и практики: фундаментально!

Правда, содержательное, как с научной, так и методической точки зрения, оказалось только у Э.В. Вершковского, да ещё у некоторых коллег, в научно-исследовательском направлении, но поколениям от вышеуказанных достались, лишь их выцветшие брошюры, а остальные же стали «мэтрами», для тех, кто никогда не видел тех брошюр, но очень полюбил «праздники», так как в них народ уже всё сделал и надо, лишь грамотно пристроиться к процессу.

А «мэтры» раскрылись, но не в брошюрах, со скучными таблицами и схемами, а в ярких книгах с обложками, между которыми, к сожаленью, – пустота! Словоблудия с примерами из фрагментов своих сценариев, дабы толще был опус, с картинками.

Шароев И.Г. формулирует это, как данность: «Мы, практики жанра, редко ведём разговор о мастерстве сценариста. А ведь это очень важно, чтобы драматург, работающий над созданием массового праздника…, знал технологию ремесла и был знаком с теми основными закономерностями, которые являются определяющими в этом жанре».

И всё же, в данный период, до девяностых, успели некоторые ВУЗы выпустить специалистов, которые понимали разницу между:

 

 

· театральным и т е а т р а л и з о в а н н ы м;

 

· т е а т р а л и з о в а н н ы м представлением и праздником;

 

· режиссёрско-постановочным и организационным, то есть культурно-массово-затейным процессами;

 

· культурно-просветительным (театрализованным) и культурно-досуговым (развлекательным).

 

 

Действительно: театрализация раскрылась в оригинальных, компилированных и смешанных представлениях, событийный ряд которых имел драматургическую основу и, обязательно, не подменял суть праздника, и не заслонял его, и не развеивал в пустошь.

Театрализованное представление в празднике, только акцентирует, или ярче раскрывает его определённое значение, а также, зримо и зрелищно рассказывает об утраченных традициях, чтобы зритель коснулся первоисточников в образной игровой форме.

Так было с широкой и великой Масленицей!

Народный праздник пыталась запретить церковь, но не удалось, тогда она пристроилась к народному гулянию и, после «прощёного воскресенья», начала свой пост, но при советской власти уже не устояли ни традиции, ни самобытности, ни сакральности – масленица даже название потеряла, как и ширину свою недельную: всё кастрировали до одного дня, под названием «Проводы русской зимы»…

Это один из примеров, когда театрализованные формы не разрушают и не мешают п р а з д н и к у быть!

Праздник самодостаточный издревле, поэтому проникать в его суть нужно аккуратно, так как чаще всего, «специалистами» являются культ-массовики затейники, определяющие профессиональный уровень представления.

Луначарский писал в своих работах: «Яркие общественные моменты социальной жизни – это праздники…», «Праздник должен быть, по существу, в некоторой степени, кульминационным пунктом общественной жизни и вместе с тем, должен быть весь пронизан музыкой!».

То есть – п о э т и к о й (Аристотель?!): образными объёмными и оригинальными решениями.

И с этим справлялись, как в теоретических обоснованиях, так и в объёмной практике.

В этот период «Событие», как исторический факт, всегда имело драматургическую основу, то есть – историю, а значит и предмет художественного исследования.

Чернышевский подтвердил эту взаимосвязь, буквально: «…без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории потому, что нет понятия о предмете, его значении и границах…».

Всё складывалось, для профессионального развития основ искусства театрализации, можно сказать, благодатно, можно сказать, но!...

Пришла, наконец, демократия!

Снизошла, на радость нашу, бременем весёлым, да лихим, ворвалась оттуда, где только миф о ней и пропаганда, и обнаружила «почву» благодатную, и, тут же всё, «чубайснулось» в предпринимательствах лютых, то есть – культурно-досуговый процесс, наверное, вместе с Соросом, влез даже в программы ВУЗов: культурно-просветительная деятельность, которая является ничем иным, как ТЕАТРАЛИЗАЦИЕЙ, была полностью заменена на ДОСУГОВУЮ.

Нагрянул ивент-ИНТЕРВЕНТ!

Ивент, то есть тот менеджмент и продюсерство, которые изобилуют на «Западе» в увеселениях праздничных на уровне тусовок, в которых любые «События» только заявляются, как у «новостийщиков» из ТВ, без всяких драматургических основ и режиссуры.

И начал ИВЕНТ-интервент доминировать, разрушая наследия Отечества и профессиональный багаж школы нашей в искусстве театрализации.

Именно об этих ценностях, в миру европейском, пишет матери, ещё в 1895 году, Ульянов-Ленин: «Да, мне, вообще, шлянье по различным вечерам и увеселениям нравится больше, чем посещение музеев, театров, пассажей и т.п.»…

Праздники, праздники, праздники…

Сценарно-режиссёрские основы драматургии театрализованного пространства, как и режиссура – нивелировались и обнулились в лице паразитирующего ивента, то есть в менеджменте и в организационно-продюсерской, плакатно-картинной галерее, и пиаре сего.

Праздник не нуждается в мишуре пустотелой, которой и прилипла банным листом, навязанная стране и народу, ивент-индустрия и, будто родимым пятном, она засверкала ярко и шумно, как зрелище, мягким местом, срамом отсвечивая.

Да, праздники, праздники, праздники…

Служить этому только можно, но не использовать!

В эпоху Мейерхольда, Луначарский писал о тех, кто посвящал себя такому служению: «…служитель театра-праздника, у него это выходило само собой, у него внутри созревал такой прекрасный праздник, горевший огнями, звучавший музыкой и богатой красками»…

Праздник нужно п р е д с т а в л я т ь, а не мешать ему – БЫТЬ!

Тут уж я повторяюсь!

Искусство театрализации – это единственный способ, чтобы не превратить его в тусовку, в образе дырявых джинсов…

Здесь, главное, пора уже прислушаться к словам драматурга, режиссёра и писателя Василия Макаровича Шукшина: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…».

Прислушаться и услышать, чтобы шагнуть в будущее – в прошлый век, пока не поздно: к истокам практическим и теоретическим.

Вернёмся к и с к у с с т в у театрализации и отредактируем его основы, учитывая новые технические возможности, как и рекомендовал Вершковский, и…

И!...

Реально, и иронично…

Праздники, праздники, праздники…

 

 

Празднично

Празднует

Праздники

Праздник…

 

 

Праздно… оставим его для себя самого.

Ведь, важней самобытность в гулянье народном и сохраненье традиций, или…

Праздники – это дух времени, параллельная реальность, душа народа…

А мы займёмся профессией, её теорией, как подсказала практика!

Итак:

 

 

Т е а т р а л и з а ц и я – документально-художественный сплав в монтажном столкновении (компилированный вид театрализации чаще всего характеризуется данным термином);

 

как и,

 

Т е а т р а л и з а ц и я – это оригинальное представление Факта (документа), как драматургическое Событие, где документальное стремится – к художественному, а художественное – к документальному, посредством монтажа, через призму стилизации – к ОБРАЗНОСТИ: обобщая, типизируя и контрастируя рассматриваемый материал (оригинальный вид театрализации чаще всего характеризуется данным термином);

 

как и,

 

Т е а т р а л и з а ц и я – это документально-художественное пространство монтажного столкновения, где документально подтверждённые факты находят художественно-образные решения в зримом действе (смешанный вид театрализации чаще всего характеризуется данным термином).

 

так, но:

 

Любой из данных терминов, в полном объёме, может точно определять искусство т е а т р а л и з а ц и и вообще, детализация рекомендуется учебному процессу и для того, чтобы подчеркнуть, в нюансах, специфику профессионального свойства (если сие необходимо).

 

 

В и д ы т е а т р а л и з а ц и и:

 

· к о м п и л и р о в а н н ы й – разработка и постановка представления, в основе которого монтаж готовых произведений (номеров любых видов искусств и жанров), где экспозиция, пролог, или увертюра раскрывают тему и определяют подбор номеров сквозным действом и режиссёрским ходом (театрализованный концерт);

 

· о р и г и н а л ь н ы й (самый сложный и важный вид, определяющий театрализацию, как искусство) – разработка и постановка представления, как отдельного драматургического действа, в основе которого событийно-документальный ряд;

 

· с м е ш а н н ы й – разработка и постановка представления, в котором используются методы обеих видов: компилированного и оригинального.

 

 

А дальше мы должны говорить о всём творческом процессе, который, желаем мы этого, или нет, состоит из двух этапов: сценарно-режиссёрского и режиссёрско-постановочного.

Вот, этим и займёмся…

Но!

В скучный брошюрах, без картинок, но с таблицами, со с схемами и с желанием понять: «Как не мешать ПРАЗДНИКУ»?!

Праздники, праздники, праздники…

И кафедрам в ВУЗах вывеску, желательно, поменять – «Режиссура искусства театрализации».

Без добавления – «и праздников», которое находится, придатком, в конце, а для «некоторых» и смыслом, и жаждой всей жизни – вставить его в самом начале названия кафедры, чтоб стать, для толпы – дипломированным.

Как всё размыто у нас, соотечественники…

И!...

Сорос не поленился!

И!...

Специалисты – все!

 

 

Празднично

Празднует

Праздники

Праздник…

 

 

Праздно…

 


 

Часть II

СЦЕНАРНО-РЕЖИССЁРСКИЕ ОСНОВЫ

драматургии театрализованного представления

 

/сценарно-режиссёрский этап/

 

Итак, основа театрального искусства – пьеса, то есть – литература, а основа искусства театрализации – сценарий, то есть – партитура.

Правда, современный театр тоже стремится к сценарной основе и всё больше прибегает к театрализованным формам: театр-представления стремится к гротеску и визуализации (об этом говорил и подтверждал на практике М. Захаров), что реализуется, практически, во в всех современных театрах, которые в творчестве своём буйствуют, буйствуют, буйствуют зрелищными мизансценами (в «любимовской таганке», в Ленкоме, в Современнике, в Вахтанговском, в московской оперетте, в театре Наций, в центре Мейерхольда и т.д., всех не перечесть)…

А вот пространство театрализации сузилось до компиляций, обрядившись пестротой и мишурой «МассЗатРаб-овщины» (была такая смешная аббревиатура предмету забавному – «массзатраб»: массовая затейная работа).

И вновь: перед глазами – праздники, праздники, праздники…

Смешно и грустно: Гоголь жив!

Вообще, продюсерство и маркетинг – это уникальная маскировка для некомпетентных и необразованных, так как за ней можно слыть прекрасным профессионалом и быть у пульса дел лихих, нахватавшись «вершков», вооружившись шаблонами и необходимой терминологией, которые и прячутся в коротком и кратком – ИВЕНТ.

Так называемый «ивент», это нечто иное, как – «ивент изация», или «ивент ированная» энергия ремесла, то есть, если по-Чубайсу, – «пр ивент изированная», =

: кино – опустошено;

: эстраду – опустили до пояса Фрейда;

: литература – погрязла в крови и быте пустых иллюстраций…

И!...

Так далее…

Лишь театр не забыл природу и место своего рождения, именно то, что когда-то, из площадных представлений, из лицедейства гуляний народных, шагнули его действующие лица, сквозь кулисы на подмостки с четвёртой зеркальной стеной, в мир ещё неведомый – театральный и, благодаря этому, наполнили свою обитель палитрой креативного современного языка, напитав метафизикой, с убедительными метафорами и символами.

А в театрализации, многие «специалисты», наоборот, прикрылись – компиляцией! Ведь, именно, этот вид, является хорошей почвой для мошенников: данный вид относится к искусству театрализации только тогда, когда он имеет необходимые для этого элементы, то есть признаки, характеризующие его, как вид данного искусства. Всё остальное – обычная «солянка» из готовых (чужих) произведений, под словесным соусом ведущего, который оправдывает то, для чего все собрались и выстраивает логику, для появления того, или иного последующего номера.

В профессиональных кругах, таких «режиссёров», называют – «сцепщики вагонов»: сам номер он не ставит, только использует готовый, представляя, как своё!

Всё по классическим лекалам Жванецкого: одни в искусстве ТВОРЯТ, другие – ВЫТВОРЯЮТ!

Дело в том, что манипуляторная суть деятельности ивенторов-менеджеров, у себя – в своих пенатах, совершенно не касается пространства театрализованных форм, в отличии от того, как это трансформировалось в нашей стране, опираясь на родную ментальность предпринимателей. Всё это было бы здесь, наверное, раньше, ещё тогда – с «совковой» спекуляцией, вместе с джинсами и жвачкой, но… не позволяли!…

Хотя, «администраторы» той эпохи, процветали и, с нетерпением, ждали «манны… н-не… б… честной», и, наконец, случилось – нахлынуло, вдруг, и устаканилось: сошлись родные российские пазлы на американский лад!

К тому же, в узких коридорах широких возможностей 90-х, благодатная почва мгновенно взрастила новых активных помощников – «полпредов и паломников» из рабоче-крестьянской интеллигенции «непомнящих родства» – «новые русские» потащили в дом всё и даже забавы с праздниками. За открывшимися границами обнаружили новогодние празднества кельтских племён, названных в Америке «Хэллоуином», как и «валентинки», для дней влюблённых и т.д., и т.п., и заплясала-завертелась в домах и семьях россиян атмосфера весёлая, лихая и буйная, обрывая и растаптывая, по не знанию, свои традиции, своё наследие, свои исторические корни и праздничную культуру, которые несли в себе, из века в век, другую нравственно-этическую основу, её дух, другую концепцию и смысл подобных представлений и праздников.

К тому же, это происходит на фоне того, что в Кремле, официально заседают американские консультанты и кураторы, с союзниками из других стран, когда по всей стране зарплаты не выплачиваются вовсе, что создаёт благоприятную почву для того, чтобы тогдашняя «профессура» и уже, для нас, будущая, неизбежно оказывалась в НКО, с достойными иностранными бюджетами и служила только той идеологии, за которую платили иноземные кураторы и спонсоры: «корректировали» и «редактировали» под иноземный заказ фундаментальное – культуру, образование и науку…

И на эти немалые средства Сороса, как и других источников, – «олибераливалась» интеллигенция, либерально с либеральным комфортом, подставляя и предавая-продавая отечественное, как бы не ведая этого, создавая благоприятные условия для того, чтобы безнаказанно и бесконтрольно – разрушать традиционное и переписывать историю, или переворачивать всё с ног на голову, или глумиться и видеть только чёрно-белое.

Автор текста, будущей песни, «Переведи меня, через майдан» Виктор Коротич (написанного ещё в конце шестидесятых), будучи главным редактором журнала «Огонёк», опубликовал для широкой аудитории огромное количество материала, о котором соотечественники раньше и знать не могли (опубликованный рассказ Георгия Жжёнова «Санки» я инсценировал в то время и поставил), но чаще страницы журнала несли негативные «огоньки» и, неожиданно, «наш герой», остался в стране с вымышленной демократией, и мифом о правах человека, и, как идеолог той эпохи, – пожелав нам цензурно-народное на чистом французском, «флаг вам в руки!», утвердил, своим примером, двойные стандарты западной идеологии, и страна, с подобным знаменем, тут же погрузилась в «народное гуляние» разнузданно: всё приватизировалось, то есть – инвентаризировалось, властью имущих. И, конечно, параллельно, а это и интересует нас в данной статье, – ивент оризировалось: управление событиями уже – запрягалось, или события запрягались управлением.

По словарю, «ивент» – инструмент позволяющий манипулировать мнением и поведением специально приглашённой на событие аудиторией. Это то, что жизнью востребовалось и таким родилось, сформировалось и определилось – в профессию «ивентор-менеджер» – у них – там, на западе! А у нас, как раз, в годы развитого социализма, мы плодили во всех ВУЗах – «организаторов-методистов» на факультете КПР (культурно-просветительская работа) в огромном количестве и, конечно же, в нашем необъятном государстве, встретили, так называемый ИВЕНТ, – как искусство! Да, к тому же, ещё и рекомендации Жванецкого проигнорировали, когда он намекал но то, чтобы что-то в консерватории поправить и потянулся этот инструмент- ивент к «режиссёрско-постановочной» сути и дотянулся-таки, став обыкновенной «солянкой» на примитивном уровне, но с глянцевой обложкой и богатым фуршетом, и в лакированных туфлях – всё стало «красиво, как в гробу», то есть, стали больше есть, упрощая бытие до буквального понимания гениального вывода Пифагора – «Всё сущее, есть число!», отсюда и выработался алгоритм: принял заказ, – обзвонил-пригласил, после чего и – запустил «шари-вари» из песен и плясок, через ведущего, не понимая в том ничего, так как оно и ни к чему, так как после «третьей» корпоратив – это уже одна семья, с одинаковым вкусом и потребностями, лишь бы ублажало!

Вот тут и понеслось:

· драматургию истребили, как гоголевский герой из «Шинели» истребил употребление вечернего чаю, дабы денег скопить, но он копил из своих, а ивент – «из наших»;

· организацию мероприятия – возвели в режиссуру, щеголяя терминологией, вокруг слов «копирайтер», или «креатор» и т.д., и т.п.;

· театрализованное представление назвали…

Тут нужно вспомнить Задорного!

- Вы готовы?! Нет – я серьёзно: вы – готовы?! Ну тогда, сейчас!... Готовы?!... Театрализация… Серьёзней, ребята!... Театрализация – это… «иммерсивная программа», то есть – это только эффект какого-либо – присутствия, погружения, или проникновения!...

Слыхали?!...

Это то, что является, лишь элементом в многогранной и ёмкой палитре искусства театрализации, в основе которой – д р а м а т у р г и я!

Ну и тупые же мы, что в институтах время на это тратили и тратим, студентов учим, дипломы выдаём, семинары и мастер-классы проводим?!

Это не отступление от темы статьи: всё взаимосвязано!

Это причина и следствие того, что произошло с профессией, той, какой не было и нет в других странах и это не пафос!

Хочется быть убедительным в том, что нам действительно необходимо коснуться и с т о к о в, но для этого необходимо понять – что произошло и что происходит?!...

Требования к достойному театрализованному зрелищному действу появляются, сегодня, лишь тогда, когда постановка касается важных актуальных тем, в которых раскрываются события, влияющие на общественный резонанс, поэтому руководители проявляют огромный интерес к данным проектам и, тогда, реализация замысла – уже опирается на реальный бюджет: тут тебе и реклама, и освещение всего многогранного творчества театрализации, и эффектно раскрываются эффективные стороны профессии, в возможностях активного и продуктивного влияния на аудиторию, и полностью обеспечен необходимый репетиционный процесс, и… но… к сожалению, такая востребованность работы сценарно-режиссёрской группы – большая редкость…

Именно такие моменты и подсказали предприимчивым «специалистам», создавать в стране небольшие журналы (брошюры), предлагая рекламные услуги на популяризацию и «продвижение» профессионального мастерства на своих ярких страницах, но без всяких материально-технических возможностей на то, чтобы жечь, как «огонёк» Коротича, или светить «ленинской искрою», скрывая свои меркантильные интересы, за преданной улыбчивой маской – неустанно-кропотливой работы и заботы сохранения самобытности и традиций народа, его хрупкого сакрального богатства и национального культурного наследия во всея России, лишь для того, чтобы согреть себя доходом личным и не более.

С этой целью, – с целью примкнуть к делу масштабному, и иметь себе, – часть малую, – без всякой нужды на специальное образование, вооружившись только «вершками», а для убедительности и некоторыми «корешками» (как паразитирующий ивент), тут же предприняли «предпринимательные предприниматели» очень простое решение: стать не содержательными, а просто – яркими! И для этого, чтобы не нести никакой ответственности, ловко обходя профессиональную требовательность на лощёных страницах своих изданий, – стали выбирать обтекаемую плоскость освещения в публикациях! А для этого необходимо одно – правильное название: всё, как у корабля, как назовёшь, так и поплывёшь! (последний слог в слове «корабля», – на ход не взяли: стали правящей интеллигенцией).

Возникает вопрос: зачем это моё погружение в сериал?!

Из всего вышеизложенного, в сухом остатке остаётся то, что ивент-индустрия уже полноправно хозяйничает в отечестве – постарались кураторы и спонсоры американских ценностей, а значит, противостоять нужно тому, кто сие пропагандирует, то есть – СМИ!

Смоделируем ситуацию, прежде, чем приступить к научно-практическим и методическим основам!

СМИ и ИВЕНТ объединяет – СОБЫТИЕ, поэтому – у их фуршетов – единый стол!

Итак, какие названия для своих носителей «пропаганды и рекламы» выбирает функционер, дабы поживиться в свете наших рамп, или прожекторов на стадионе, предлагая сотрудничество во имя «театра-представлений», театрализации, «театра-масс», или культурно-массового зрелища?!

Да, только те, которые ни к чему не обязывают!

Допустим: «Отдых», или «Досуг», а может быть «Настроение жить и быть», как и, скажем, «Событие» (с такой обложкой будешь уже – нарасхват), так же, возможно и «Праздники»!

Кстати, «Праздники»!

А почему – нет?!

Звучит ёмко, как сквозное действо данной статьи: праздники, праздники, праздники…

И «предприниматель» идёт к вам с заманчивым предложением, и убеждает, что станет главной опорной точкой, но не для вашего творчества, а для тех, кто желая заработать, станет коррозийной трухой для профессиональной действительности и, как следствие – редкой востребованностью самой профессии.

Далее – «главному редактору», в глянце и в цвете, можно будет освещать всё, что угодно, не понимая в этом ничего: одни только иллюстрации народных гуляний заполнят журнал от корки – до корки и всё – есть зарплата хозяину макулатуры (жаль, нет пионеров). Ничего существенного, с профессиональной точки зрения, не будет, – ведь, такая задача у «предпринимателя», изначально, не стоит, априори, – ничего предметного по содержанию, ничего масштабного – по тиражу!...

Но на всех Всероссийских, региональных, районных форумах, представители таких «журналов», уже амбициозно занимают места среди профессионалов, где плодотворно налаживают контакты с участниками территорий и начинают расширять «свой рынок», намеренно, или того не ведая, разрушают и дискредитируют базовые основы ШКОЛЫ.

И это только прогрессирует: ведь цель одна – прямая, как кишка – бюджет, а он на хозрасчёте! Значит, журнал, даже с небольшим тиражом и переплётом узким, однозначно, затеет самостоятельную организацию семинаров и мастер-классов, открывая двери проходимцам и дилетантам, которых сами и продвигаем?!

Всех «сочувствующих», в лихое время, допустили к профессии, не имеющей аналогов в мире и получили то, чего не ведали – «гоголевскую пустошь», где фуршет и сортир в одном месте – в его центре.

Вот так и мчит современных «Чичиковых», по всей России, упряжка «тройка»: в центре – спонсорские, справа – свои-предпринимательские, а слева – жертвенно-копеечные, но дурные и с фанатизмом!

Летит «тройка-средств» из «птиц-инвестиц», мчит, не разбирая доро’г, того, кто ей уже до’рог – по направлениям мчит!...

В кошёвке ИВЕНТ-интервент улыбается: театрализация – теперь организация и только, а в празднике он, за основу взял – праздное!…

Даже в этой, приблизительной, реконструкции «ивент изации» пространства театрализации в нашей стране, ясно, что предприимчивый предприниматель, ради расширения своего влияния и дохода, устремится – и в жюри, и в члены любых советов, – к закромам любого происхождения, чтобы слыть важной персоной и быть уже авторитетным коллегой.

Вот так происходило и происходит разрушение профессиональных канонов, если не придерживаться определённых принципов, а без принципов – не бывает искусства, поступаться этим нельзя!

Конечно, придуманного, для примера, специалиста-журналиста в отдельных просторах России быстро разоблачат – поймут, что это пустышка, но страна уж больно большая у нас, а кредо у него надёжное – «всегда!»: брать и следов не оставлять!

К сожалению, тут не «безобидные» мёртвые души Чичикова, а уже «мёртвая душа» и праздная основа ивент-индустрии формируется на останках жизненно важной специализации – «драматургии и режиссёры театрализованных представлений», театрализованных пространств и территорий…

А они ещё есть – вы не ослышались: примеры будут и не только в этой статье!

Поэтому, необходимо и крайне важно, – вернуться к истокам: как это не прискорбно, как это не уничижительно, как это несвойственно диалектическому процессу – вернуться!

Начнём с ОСНОВ – с событийного ряда! Правда, в театрализованном пространстве, в отличии от ивент-индустрии, он имеет драматургическую основу, которая заключается – в с ц е н а р и и.

Сценарий, как основа художественного пространства будущей постановки, обязан предопределять в драматургии всё: и сценографические, и пластические решения, сквозное действо и режиссёрский ход, «слышать» музыкальную драматургию и «видеть» видео-графический контент, как и голограммы с видео-сюжетами, понимать трюки, аттракционы и элементы футажа, для монтажа, как и многое другое, что необходимо в реализации замысла.

Поэтому, предмет «Сценарное мастерство», на сегодняшний день, не может удовлетворять тех потребностей, которые необходимы режиссёру театрализованного представления, так как данный предмет должен давать знания и навыки ремесла, учитывая возможности новой реальности», опираясь на нано-технологии, где мизансцены работают в столкновении с «латентными» мизансценами, как и на многое другое, о чём будем говорить позже и предметно.

Я коснулся, в данный момент, только мизансцен потому, что мизансцена – это я з ы к режиссёра.

Сценарно-режиссёрский этап в работе над замыслом будущей постановки требует сегодня уже полного и ёмкого предмета, который называется – «Сценарно-режиссёрские основы драматургии театрализованного представления». Именно данный предмет я начал давать студентам Института Современного Искусства (ИСИ, город Москва) с 2013 года.

Итак, с ц е н а р и й!...

Определение ему давали многие наши теоретики и практики и мы их повторим, чтобы понять эту многогранную и «живую» основу, которая находиться в постоянном развитии:

 

· И.М. Туманов называл сценарий – организационным планом;

 

· Д.М. Генкин считал, что сценарий – это подробная литературно-режиссёрская разработка содержания театрализованного праздничного действия;

 

· А.И. Чечётину практика подсказала, что сценарий – это особый вид литературы, имеющий... общие черты с драматургией театра, кино и радио;

 

· Е.Я. Зазерский определил, что сценарий – это… особым образом обработанная информация;

 

· В.Н. Гагин определил сценарий, как литературное описание содержания предполагаемого действия в его художественно-образном видении;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: