Г.Форд как последовательный сторонник тейлоризма




 

Г. Форд – человек, стоящий у истоков современных США. Дешевый и массовый автомобиль – основа американского образа жизни, технический атрибут свободы и демократии (еду, куда захочу сам). В тоталитарных обществах автомобиль так и остается роскошью, а не средством передвижения (Почему? А вот почему: Куда это поехал без разрешения?).

Г.Форд считается величайшим менеджером ХХ века. Человек-легенда.

В основе фордовских успехов - конвейерное производство. Появилось в 1914 году на производстве Модели-Т («жестяная Лиззи») и произвело революцию сначала в автомобилестроении, а потом и во всей промышленности. Автомобилизация потащила за собой инфраструктуру: дороги, придорожное обслуживание, МакДоналдсы, KFC и т.п. американщину.

Способ конвейерного производства автомобилей впервые был запатентован Рэнсомом Илаем Олдсом (Ransom Eli Olds) в самом начале XX века, и уже с 1901 года по его методу производился «Олдсмобил» модели «Кёвд Деш» - первый в истории автомобиль массового производства. Инженеры, работавшие на Форда, лишь добавили к уже запатентованным Олдсом принципам и методам конвейерной сборки бегущую ленту, также изобретённую задолго до того, в конце XIX века. Прототипом для конвейерной сборки автомобилей послужила конвейерная «разборка» туш скота на бойне.

6. Школа научного менеджмента. Триумфальное шествие тейлоризма по планете

Школа научного менеджмента оформилась окончательно к началу ХХ века и началось внедрение ее принципов в широкую практику. В 1910 году было образовано Общество пропаганды научного менеджмента (с 1915 после смерти Тейлора - Тейлоровское общество). Идея начала овладевать массами. Рабочие стали получать больше денег, появилась возможность сократить продолжительность рабочего дня. Предприниматели и менеджеры поняли, что наведение порядка приносит дополнительную прибыль.

Сам Тейлор по поводу своего учения писал следующее:

«Научный менеджмент – это не способ повышения эффективности производства… его внедрение предполагает совершение подлинной ментальной революции (курсив мой. – А.Ц.) в сознании работника, которая изменит его отношение к работе, к товарищам и нанимателям. Равным образом, такая же революция, затрагивающая отношение к коллегам по работе, к работникам и ко всему кругу насущных проблем, должна произойти и в сознании управленцев: мастера, заведующего, владельца предприятия, совета директоров. Без этой ментальной революции с обеих сторон использование научного менеджмента невозможно».

Эта ментальная революция произошла и завершилась примерно в середине ХХ века. Эталоном производственного порядка или порядка в организации стало положение, когда каждый работник на своем месте делает добросовестно свою работу.

По мнению одного из гуру менеджмента П. Друкера, тейлоризм так повысил производительность труда, что возникли предпосылки для «общества благоденствия» (т.е. роста материального благосостояния большинства населения) в промышленно развитых странах, которые сегодня характеризуются как «золотой миллиард». По мнению того же специалиста, тейлоризм остановил мировую социалистическую революцию (о необходимости которой все время говорили большевики), поскольку уровень жизни населения существенно повысился и люди просто не захотели никаких революций. Эго: Трудно однозначно сказать, почему к середине ХХ века весьма существенно повысилось благосостояние большинства населения и возник «средний класс» - гарант социальной стабильности. То ли в результате военных поставок США, то ли в результате ограбления колоний, то ли в результате эффективного менеджмента. Но менеджмент внес свою лепту. Американская выставка в Сокольниках 1959 года: Хрущев VS Никсон

Вместе с тем у тейлоризма до сих пор плохая репутация как у «бездушной и потогонной» системы. Это отголоски философии носителей естественного и системного притворства.

В СССР тейлоризм внедрялся «под маской» НОТ (научная организация труда) и технического нормирования труда. В этой области (особенно в теории) были достигнуты значительные успехи. Центральный институт труда, созданный (1920) и возглавляемый А.К.Гастевым (1882-1941), известен во всем мире.

Если последовательно применять систему Тейлора, то по большинству трудовых процессов (даже в современном мире) можно добиться существенного роста производительности. Беда в том, что большинство людей до сих пор рождаются и воспитываются как люди второго класса, не желающие учиться и овладевать сокровищами мировых достижений…

Чтобы абсолютно успешно внедрять систему Тейлора, надо быть уверенным, что ваши подчиненные стремятся стать людьми первого класса (см. цитату о ментальной революции). Но люди первого класса уже не нуждаются в этой системе. А пребывание людей первого класса в среде людей второго класса для первых губительно!

Лекция 8. Классическая школа менеджмента. А. Файоль и функции менедждмента. М.Вебер и концепция рациональной бюрократии. Формальная и неформальная организации. Ч.Барнард. Принципы Гьюлика-Урвика. А. Слоун и идея бизнес-единиц (дивизионы)

 

Идея научной организации труда, основанной на стандартизации и рационализации производственных процессов, нормировании трудовых и материальных затрат на рубеже ХIХ-ХХ веков в промышленно развитых странах буквально витала в воздухе. Примерно в одно время с Тейлором в Европе попытки всемерной рационализации и стандартизации трудовых процессов и рационализации построения организационных структур делали такие специалисты как француз Анри Файоль (теория администрирования) и немец Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии).

Совокупность концепций, принципов и методологических подходов к менеджменту, сформулированных в этот период, принято определять как классическую или административную школу менеджмента. «Школу научного менеджмента» часто упоминают отдельно, имея в виду концепции Ф.У.Тейлора, но, скорее всего, его концепция является хоть и центральным, но все же только элементом более общей парадигмы, классической школы менеджмента. Поэтому целесообразно рассмотреть взгляды на менеджмент каждого из упомянутых практиков менеджмента и его исследователей.

Анри Файоль (1841-1925) и функции менеджмента. Горный инженер, практик, управлял крупной горнодобывающей компанией и обобщил свой многолетний личный практический опыт. Основной труд – «Общее и промышленное управление» (1916).

По мнению Файоля, управленческая деятельность основывается на 14 принципах.

1. Разделение труда

2. Власть и ответственность. Власть сочетает официальный и личный факторы

3. Дисциплина как уважение соглашений, основана на личном позитивном примере руководителя

4. Единство распорядительства. Распоряжения подчиненному может давать только один начальник.

5. Единство руководства. Для каждого вида деятельности или совокупности операций, преследующих одну цель должен быть один руководитель.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим

7. Вознаграждение. Должно быть понятно работнику и устраивать его.

8. Централизация. Степень централизации зависит от качеств руководителя и его взглядов на менеджмент

9. Иерархия, следование «иерархической колее» (в современной трактовке: скалярная цепь, властная вертикаль). Имеется в виду организационная, административная, формальная иерархия.

10. Порядок: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. На это правило не должны влиять такие явления как непотизм (особые условия для родственников начальника), кронизм (особые условия для приятелей начальника), фаворитизм, честолюбие.

11. Справедливость на основе здравого смысла, опыта и доброты.

12. Стабильность состава персонала. Предпочтительнее иметь долго проработавшего в должности руководителя средних способностей, чем руководителя выдающихся способностей, но проработавшего в этой должности недолго.

13. Инициатива. Возможность создания и осуществления плана, свобода предложения и осуществления. Инициатива должна возбуждаться и поддерживаться в пределах, предписываемых уважением к авторитету власти и дисциплине.

14. Единение персонала (корпоративный дух). Нельзя «разделять и властвовать», нельзя злоупотреблять письменной формой общения.

А.Файоль выделил шесть групп деятельности или типов активности, присущих любому предприятию независимо от сферы деятельности и размеров.

· Техническая деятельность (производство)

· Коммерческая деятельность

· Финансовая активность

· Безопасность (защита собственности и персонала)

· Бухгалтерский учет

· Управленческая деятельность

А.Файоль сформировал элементы управления, которые в современном менеджменте получили название функций менеджмента:

· Предвидение (в современной трактовке - планирование)

· Организация (имеется в виду процесс, то есть организовывание)

· Распорядительство

· Координирование

· Контроль

Используя такую концептуальную схему менеджмента, можно было организовывать обучение профессиональных менеджеров. «Все более или менее нуждаются в административных познаниях... Стало быть, обучение управлению должно быть всеобщим: элементарным в начальных школах, более солидным в средней школе, весьма углубленным в высшей школе. [Файоль, с. 23].

Эго: изучать менеджмент следует в школе, и не в последних классах, а раньше. Это – важный элемент социальной зрелости. Но на это никто не пойдет, а то дети станут совсем умными и с ними будет не справиться.

Отсюда начинается процессный подход в менеджменте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: