По образованию юрист, по занятиям – социолог и экономист. Создал концепцию рациональной бюрократии. Согласно этой концепции, законная власть имеет бюрократический аппарат. Законность полномочий определяется пятью исходными моментами (принципами):
1. Может быть установлен свод законов, требующий от участников организации послушания. Таким образом, формируется некий безличный порядок.
2. Закон - это система абстрактных правил, имеющих конкретные приложения. Например: абстрактный закон – всегда должен быть найден сотрудник, ответственный за какое-либо решение; конкретное приложение – все действия осуществляются по письменным указаниям.
3. Человек, осуществляющий властные функции, также подчиняется этому безличному порядку. Следствие: «держатель» офиса не может обращать этот офис в свою частную собственность (в прямом и переносном смысле: от хранения продуктов и личных вещей до взяточничества)
4. Сотрудник организации должен подчиняться ее законам только потому, что он сотрудник организации. Нельзя требовать каких-то усилий для организации от члена семьи сотрудника. Это, в том числе, означает, что ресурсы организации не следует смешивать с ресурсами ее сотрудников, рассматриваемых в качестве частных лиц.
5. Сотрудники подчиняются не личности, осуществляющей властные полномочия, а безличному порядку, которые определяет занятие конкретной личностью конкретной должности. Эго: в радикальном виде – это знаменитая фраза «Я - начальник, ты – дурак…»
В рациональной бюрократии управленческая работа основывается на письменных документах. Это необходимо для того, чтобы можно было проследить весь ход управленческого процесса и, если надо, внести в него коррективы.
|
Подобная бюрократическая система и участвующие в ней служащие должны удовлетворять следующим критериям:
· Они свободны как личности и должны подчиняться власти только в силу своих безличных служебных обязанностей
· Они образуют ясно выраженную иерархию должностей
· Каждая должность имеет четко выраженную в юридическом смысле сферу компетенции
· Занятие должностей происходит на свободной контрактной основе. Свободный отбор среди нескольких кандидатов на должность.
· Кандидаты отбираются на основе их квалификации. Они не выбираются, а назначаются
· Они получают фиксированную оплату труда, сохраняя право на получение каких-то субсидий. Шкала окладов соответствует уровням иерархии. То есть чем выше должность, тем больше ответственности, тем выше оклад.
· Возможность служебного роста, карьеры по решению начальства. Карьера – продвижение по служебной лестнице, по вертикали.
· Служащий не является владельцем средств управления, должность также не является его собственностью
· Поведение служащего должно соответствовать требованиям дисциплины и контроля (Пиджак на стуле – нельзя…).
Вебер осознал растущую роль экспертного знания в обществе того времени и особую значимость рациональных административных систем в комплексных организациях. Его концепция чистой или рациональной бюрократии является очень важным заявлением в сфере социальных наук.
Но в тот период не было доступного перевода его работ, поэтому его воззрения не оказывали должного влияния на теорию менеджмента в англоязычном мире до 40-50-х годов ХХ века. В условиях роста и усложнения организаций поиск адекватной теории организации привел исследователей к М. Веберу.
|
Англоязычные работы в этом направлении были. Например, американский исследователь Ч. Барнард (1886-1961) издал в 1938 году труд «Функции руководителя». Если Вебер подчеркивал значение формальной организации, то Барнард делал акцент на спонтанных элементах кооперации, характерных для неформальной организации.
Концепция рациональной бюрократии включает в себя и методы научного менеджмента, поскольку также основана на высокой специализации рутинных процедур.
Кроме авторов рассмотренных подробно концепций определенный вклад в классическую (административную) школу менеджмента внесли также идеи и результаты, полученные такими исследователями и практиками как Л.Гьюлик, Л.Урвик, Г.Черч,А. Слоун, Дж. Муни и А. Рейли.
Принципы Гьюлика-Урвика
Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик. Деятельность с середины 30-х годов. Систематизаторы классической школы менеджмента.
Принципы Гьюлика-Урвика:
1. Структура организации первична – люди вторичны
2. Принцип единоначалия
3. Штаб генеральный и специальный (должны быть функциональные службы, штабы)
4. Принцип делегирования
5. Сопоставимость ответственности и власти (принцип соответствия)
6. Диапазон контроля (норма управляемости 5-6 непосредственно подчиненных)
7. Принцип координации посредством идей. Не отдача приказов, а развитие у всех сотрудников желания совместно работать ради цели. Необходимо мобилизовать не только знание и умение, но и эмоции человека.