Методическое обеспечение. Цель и задачи




Пояснительная записка

 

Учиться плавать должны все независимо от возраста. Детей следует как можно раньше приучать к воде, чтобы им нравилось купаться и чтобы они не боялись воды.

Плавание – это такой вид спорта, которым можно заниматься в любом возрасте и с любыми физическими данными. Занятия плаванием приносят огромную пользу для здоровья и доставляют много удовольствия.

Плавание также незаменимое средство для создания «мышечного корсета». Регулярные занятия способствуют уменьшению лишних жировых отложений, что положительно отражается на осанке ребенка. Во время погружения в воду создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечнососудистой системы в целом. Занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. Также плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов.

Синхронное плавание – один из основных видов водного спорта. По характерному признаку синхронное плавание – художественный вид спорта, т.е. вид, изначально нацеленный на создание зрелищности и пластической выразительности спортивных состязаний. Этот вид спорта обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта - красочностью выступлений, органичностью исполняемых движений, сочетанием силы и грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека.

Синхронное плавание – один из видов спорта включающих в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивающий гибкость, формирующий правильную осанку.

Занятия по синхронному плаванию развивают правильное дыхание, воспитывают чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения в музыке, формирует художественный вкус.

Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому я использую только его основные элементы.

Для достижения результатов в синхронном плавании необходимо развивать плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении программы.

 

Цель и задачи

Цель программы - обучение детей элементам синхронного плавания.

Задачи:

· формировать физические качества: координацию, гибкость, быстроту, выносливость, силу;

· развивать умение соединять различные виды передвижений в двигательную мелодию;

· развивать умение ориентироваться в пространстве (в воде);

· развивать детское творчество.

Основные принципы

· Принцип дифференцированного подхода к детям.

· Принцип индивидуализации процесса обучения.

· Принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.

· Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).

· Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности).

· Принцип сознательности и активности.

· Принцип наглядности.

Методы и приемы

· показ, разучивание, имитация упражнений;

· использование средств наглядности;

· исправление ошибок;

· подвижные игры на суше и в воде, а также другие игровые приемы;

· индивидуальная страховка и помощь;

· круговая тренировка;

· оценка (самооценка) двигательных действий;

· соревновательный эффект;

· контрольные задания.

 

В процессе освоения нового материала методы и приёмы работы направлены на то, чтобы:

· максимально сконцентрировать внимание детей;

· вызвать интерес к новой композиции;

· активизировать детей с учётом индивидуальных способностей.

Сроки реализации программы –1 год. Содержание программы ориентировано на группу детей в количестве 12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 29 занятий в году.

Ожидаемый результат

· Формирование: координации, гибкости, пластичности, художественно-эстетического вкуса.

· Воспитание коллективизма посредством выработки навыков синхронного выполнения упражнений, действий в команде.

· Воспитание самостоятельности, выносливости, волевых качеств.

· Овладение детьми умением ориентироваться в пространстве.

· Развитие творческих способностей.

 

Учебно-тематический план на первый год обучения

Таблица 1

№ п/п Виды занятий теория практика кол-во занятий  
 
1. Вводное   -    
2. Сюжетно-игровые        
3. Синхронное плавание с предметами        
4. Синхронное плавание без предметов        
  Итого        

 

 

Содержание практических занятий

Занятия в зале

1. Общая физическая подготовка. В качестве средств ОФП используются все виды общеразвивающих упражнений с собственным весом и с отягощениями, элементы гимнастики, акробатики, хореографии.

2. Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция, интервал. Виды строя в одну и две шеренги, в колонну по одному, по два. Перестроения.

3. Общеразвивающие упражнения. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног.

4. Упражнения с предметами (с мячами, гимнастическими палками, обручами, лентами, скакалками). Броски, ловля руками.

5. Упражнения на снарядах. На гимнастической скамейке: ходьба, перешагивание, сгибание и разгибание рук, поднимания ног и наклоны туловища, прыжки со скамейки и т.д.

6. Подвижные игры: «Салки», «Гонка с мячом», «Подвижная цель», эстафеты.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных навыков, а именно:

1. Развитие гибкости и подвижности плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах и суставах позвоночного столба.

2. Специальные упражнения для развития ловкости (координации движений).

3. Имитационные упражнения: основные позиции синхронного плавания, специальные гребки (стандартный, обратный, каноэ, опорный гребок и т.д.)

4. Отработка произвольных композиций.

Акробатика: группировка в приседе, лежа на спине. Кувырки: вперед, назад. Перекат вперед, в сторону, гимнастический мост.

Художественная гимнастика: ходьба: на носках, мягкий, перекатный, приставной шаг. Прыжки: на двух ногах, на одной, ноги врозь, сгибание ног вперед, прогнувшись. Равновесие: стойка на носках, на одной ноге с различными положениями рук.

Занятия в воде

1. Согласование дыхания с движениями.

2. Лежание на воде: упражнения «Медуза», «Поплавок», «Звездочка».

3. Имитационная работа ногами кролем сидя на бортике; лежа на бортике на животе, свесив ноги в воду; у бортика бассейна, взявшись за него руками.

4. Скольжение на спине, на груди.

5. Упражнения с предметами (с мячами, гимнастическими палками, обручами).

6. Отработка техники различных способов плавания (кроль, брасс, дельфин).

7. Отработка произвольных композиций.

 

Игры в воде

На занятиях плаванием обязательно используются игры на воде.

Игры на воде содействуют:

· повышению интереса детей к повторению знакомых упражнений;

· повышению эмоциональности и уменьшению монотонности занятий;

· совершенствованию плавательных умений и навыков;

· совершенствованию моральных и волевых качеств;

· выработке и умению взаимодействовать в коллективе;

· воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Виды игр: с сюжетом, игры с соревновательными элементами, командные, групповые.

На занятиях используются игры:

· Преодоление сопротивления воды: «Кто выше», «Невод», «Переправа», «Море волнуется» и т.д.

· На погружение с головой: «Кто быстрее спрячется под водой», «Поезд в тоннель», «Сядь на дно», «Достань игрушку со дна», «Проныры в обруч» и т.д.

· Игры на всплывание: «Поплавок», «Медуза», «Кто лежа на спине быстрее перевернется на грудь» и т.д.

· Игры с выдохом в воду: «Водолазы», «Ванька-встанька», «Поезд», «Качели», «Котлы».

· С открыванием глаз в воде: «Морской бой», «Достань клад», «Смотри внимательно».

· Игры со скольжением: «Кто дальше проскользит», «Стрела», «Торпеды», «Фонтан», «Эстафета», «Кто сделает меньше гребков».

· Игры с прыжками в воду: «Кто дальше прыгнет», «Каскад», «Эстафета».

· Игры с мячом: «Борьба за мяч», «Мяч по кругу», «Волейбол в воде», «Салки с мячом», «Мяч своему тренеру», «Гонки мячей», Водное поло.

· Развлечения: «Чехарда», «Кто перетянет», «Слушай сигнал», «Гусеница», «Летающий дельфин».

· Игры-соревнования: «Веселые старты на воде», эстафетное плавание.

 

Перспективный план работы кружка «Русалочки» по обучению детей элементам синхронного плавания

Таблица 2

Месяц Неделя Цели и задачи
Октябрь 2 неделя Правила поведения на занятиях кружка. Значение синхронного плавания для здоровья.
3 неделя Проверка навыков детей. Задержка дыхания.
4 неделя Разучивание новых движений, использование при этом элементов «медузы», «цепочки». «Поплавок» - с единым шнуром.
Ноябрь 2 неделя Формирование у детей представлений о конкретном рисунке «Танца русалок» под муз. Джо Дассена «Et Si N`existais Pas»
3 неделя Обучение свободному ориентированию в чаше бассейна, умелому распределению рисунков по всей поверхности бассейна. Закрепление движений танца.
4 неделя Закрепление навыков всплывания и лежания на воде, выдоха в воду сериями. Обучение детей плавному выполнению перестроения из одного рисунка в другой кратчайшим путем. Синхронное выполнение «Танца русалочек».
Декабрь 1 неделя Формирование у детей представлений о конкретном рисунке « Танца русалочек-недомерочек » под муз Georgeo Moroder «Love Theme from Flash Dance».
2 неделя Обучение детей самостоятельному составлению рисунков на воде с использованием разных пособий. Закрепление движений танца.
3 неделя Формирование у детей четких представлений о своей роли в каждом рисунке, обучение быст­рому реагированию на звуковой сигнал, музыку
4 неделя Обучение детей взаимозаменяемости, роли ведущего в рисунках на воде, оказанию посиль­ной помощи товарищам. Синхронное выполнение «Танца русалочек-недомерочек».
Январь 2 неделя Игры и развлечения на воде в каникулярное время.
3 неделя Формирование у детей представлений о конкретном рисунке «Танца светящихся рыбок» под муз. R. Claudermann «Romeo & Juliet».
4 неделя Обучение детей плавному слиянию движений с музыкальным сопровождением. Закрепление движений танца.
Февраль 1 неделя Синхронное выполнение «Танца светящихся рыбок» под муз. R. Claudermann «Romeo & Juliet».
2 неделя Формирование у детей представлений о конкретном рисунке «Танца морских водорослей» под муз. «Волшебный мир превращений» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
3 неделя Формирование у детей знаний о значении синхронного плавания для здоровья. Закрепление движений танца.
4 неделя Обучение свободному ориентированию в чаше бассейна, умелому распределению рисунков по всей поверхности бассейна. Синхронное выполнение «Танца морских водорослей».
Март 1 неделя Формирование у детей представлений о конкретном рисунке«Танца цветов» на муз. «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»  
2 неделя Формирование у детей ответственного отношения к выполнению движений. Закрепление движений танца.
3 неделя Формирование понятий, что рисунки на воде – коллективная работа.
4 неделя Обучение детей плавному слиянию движений с музыкальным сопровождением. Синхронное выполнение «Танца цветов» на муз. «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»  
Апрель 1неделя Формирование у детей представлений о конкретном рисунке «Танца Рыбок».
2 неделя Закрепление плавных переходов от одного рисунка к другому, не мешая товарищу. Закрепление движений танца.
3 неделя Совершенствование длительной задержки дыхания.
4 неделя Совершенствование навыков хорошо слышать, видеть и быстро ориентироваться под водой. Синхронное выполнений «Танца рыбок».
Май 1 неделя Открытые просмотры и участие детей с рисунками на воде в праздниках.
2 неделя Совершенствование выступлений студии, их отработка и длительное пребывание на поверх­ности воды.
3 неделя Знакомство с другими спортивными играми на воде. Формирование дружеских отношений.
4 неделя Срезы нормативов по задержке дыхания, навыков в выполнении разнообразных движений на воде.

 

 

Методическое обеспечение

1. Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».

2. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.

3. Картинки с изображением морских животных.

4. Картинки, схемы, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.

5. Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.

6. Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания».

7. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.

8. Комплексы дыхательных упражнений.

9. Комплексы упражнений с элементами аквааэробики и синхронного плавания.

10. Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: