Тейлоризм в России. О.А.Ерманский. А.К.Гастев




 

В начале ХХ века в России шли дискуссии между тейлористами (Р.Поляков, Н.Сарровский, В.Железнов и И.Озеров) и антитейлористами (В.Воронцов, П.Маслов, И.Поплавский, Г.Алексинский, В. Ленин). Первые считали тейлоризм достижением научно-технического прогресса и средством повышения производительности труда и благосостояния населения. Вторые считали, что при российском бескультурье и рабочих, и предпринимателей тейлоризм будет использоваться только как «потогонная система», в интересах предпринимателей.

Пик популярности идей Тейлора в России пришелся на 1913 год, когда появился журнал «Фабрично-заводское дело», где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе научного менеджмента. Мало где в мире самому Тейлору и его системе уделялось столь широкое внимание на всех уровнях общества - начиная со студенческих аудиторий и кончая профсоюзами, научными обществами, министерскими кабинетами и залами заседания Государственной Думы. В обсуждении приняли участие такие известные русские ученые, публицисты, политики как А.Богданов, В.Ленин, П.Маслов, И.Озеров.

После октябрьской революции 1917 года и гражданской войны трудовые отношения на национализированных предприятиях были далеки от большевистской идиллии. Предполагалось (по Ленину), что российский человек, будучи плохим работником при капитализме, будет хорошим при социализме, когда он работает не на хозяина, а на себя в лице государства и общества. Ленин из антитейлориста превратился в тейлориста: для подъема экономики требовался напряженный труд в производстве, необходимо было его должным образом организовать. Ленин призывает молодежь изучать, преподавать и распространять тейлоризм по всей России. Именно Ленин в 1921 г. выделил миллионы рублей золотом на создание Центрального Института Труда. Нигде в мире глава государства не ставил судьбу страны в зависимость от системы управления (дать комментарий).

Но высокая интенсивность труда (попросту говоря, напряженная работа), вступала в противоречие с идеологической трактовкой пролетариата (производственных рабочих), как самого привилегированного класса при социализме.

Профессор О.А.Ерманский (1866-1941 гг.) предложил концепцию «физиологического оптимума». Интенсивность труда должна поддерживаться на оптимальном, научно обоснованном уровне, так как отклонения от рациональной нормы в любую сторону приносят вред. Необходимо получить как можно больше полезного результата на единицу затрат энергии или использовать как можно меньше энергии на единицу результата. В этом суть принципа оптимума - основного принципа научной организации труда. Любое использование сил, нарушающее принцип оптимума, означает ненаучную организацию работы, ибо приводит либо к расточению всех видов энергии, либо к их недоиспользованию. Научные достижения Ф. Тейлора и Г. Форда (и др. тейлористов) О.А Ерманский считал неприемлемыми для социалистической организации труда и управления, так как они призывают к чрезмерно напряженным методам работы. Но что такое «физиологический оптимум» («нормальная» интенсивность труда) из его работ не вполне понятно. Предлагаемый им показатель m = R/E абсолютно не интересен и совершенно банален.

А.К. Гастев (1882-1939). Несомненный лидер отечественной науки управления и НОТ в 20-е годы. С 1921 года возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ). Институт был самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления (исследования, преподавание, консультирование). Имел мировое значение.

А.К.Гастев создал новую «науку» - социальную инженерию («социальный инженеризм»).

Гастев и сотрудники института понимали, что в условиях крайней разрухи и полной отрезанности от всего культурного мира требуется не только указать, как следует планировать производство, стимулировать труд, как эффективно работать в конкретной обстановке, но и провести реконструкцию всей производственной структуры и прежде всего главной производительной силы - трудящегося.

Надо было разработать методы организации, позволяющие превратить процесс труда из «тяжелого ярма для рабочих» в «положительный творческий процесс» (Эго: задачка для Господа Бога…). Тейлоризму и фордизму, по мнению Гастева, была совершенно чужда «социализации трудового процесса». ЦИТ особый акцент делал на человеческом факторе производства: необходимо было создать психологическую и общебиологическую готовность рабочего к постоянному совершенствованию как трудовой операции, так и приемов труда. Эта готовность выражается в искусстве ускорения самой работы. Несмотря на то, что каждый работник на своем рабочем месте является точным исполнителем инструкционной карточки (придумка Тейлора) (Эго: форму такой карточки найти не удалось; по описаниям инструкционная карточка варьируется от записи карандашом на листке бумаги, передаваемом мастером рабочему, до основательных технологических инструкций, оформленным соответствующим образом), методика ЦИТ предусматривала возможность личной инициативы по изменению нормы или стандарта (Эго: Как вы думаете, рабочий мог предложить более жесткую или менее жесткую норму?)

Методика ЦИТ рассматривалась её авторами «как прививка определенной организационно-трудовой бациллы каждому рабочему, каждому участнику производства». Эта знаменитая идея ЦИТ получила название «трудовой установки». А. Гастев отмечал, что, хотя Ф. Тейлор и создал инструкционную карточку, но не создал методику, которая заражала бы массы, заставляла бы их проявлять непрерывную инициативу. Цель методики Гастева заключалась в том, чтобы «активизировать рабочие массы, вселяя в них беса (?!?) изобретателя, беса, который заставляет постоянно пробовать, постоянно приноравливаться, заставляет быть активным и настороженным при всех условиях». При этом концепция должна была охватывать не только производство, но и общую культуру людей (Эго: Вот такая «социальная инженерия», основанная на вселении «бесов»!)

Гастев сформулировал требования к эффективному управлению:

1. Дисциплина, без которой невозможно какое бы то ни было управление.

2. Точное знание каждым работником своих прав и обязанностей.

3. Точное установление последней инстанции разрешения каждого вопроса.

4. Предоставление права конечной инстанции низшим служащим в максимальном количестве случаев (Эго: принцип делегирования полномочий).

5. Автоматичность, установление порядка, при котором права и обязанности каждого работника определены настолько четко, что большинство вопросов решается согласованием низших служащих без санкции высшего администратора. !!! Это – нечто новенькое

6. Точное определение вопросов, подлежащих решению только высшей администрацией. !!! Это – нечто новенькое

7. Исполнение каждым работником по возможности одного точно определенного дела.

8. Установление ответственности каждого работника за точность и своевременность выполнения его обязанностей и распоряжений администрации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: