Материалы различной фактуры




 

Цель: развитие сенсомоторики, тактильной чувствительности,

 

Перед детьми на стол выкладывают квадратики с различной фактурой (наждачка, бархат, гладкое, ребристое, колючее и т.п.). Каждый материал дублирован.

Сначала дети разглядывают и ощупывают различные материалы обеими руками. Затем сообщают, одинаково ли они их ощущают разными руками. Затем с закрытыми глазами находят 2 одинаковых материала.

Что сегодня на обед?

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие сенсомоторного внимания, умения ориентироваться по клеткам

 

Перед ребенком лежит поле, в каждой клетке которого нарисована различная пища для животных (9 – 15 клеток, в центре пустая клетка - старт).

«Сейчас мы узнаем, чем сегодня пообедал зайчик (слон, медведь, пчела и т.п.). Я буду называть клеточки, по которым он прошел, а ты через 3 шага назовешь его обед.

Одна клетка вниз, одна вправо, одна вниз.

Одна клетка вверх, одна влево, одна вниз и т.д.

Вариант. Ребенок запоминает меню по прошедшим клеточка (обед из 3 блюд).

Животные меняются каждый кон. Можно использовать киндер – игрушки.

Кляксы

(для детей с 5 лет)

 

Цель: Развитие воображения, мышления, речи

Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым

 

Говори наоборот

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие внимания, мышления

 

Ребенок ловит мяч и говорит противоположное слово.

 

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ

ДЕНЬ – НОЧЬ ЗИМА – ЛЕТО

ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ ВЫСОКО – НИЗКО

ПОЛ – ПОТОЛОК ДАЛЕКО – БЛИЗКО

ГОРЯЧО – ХОЛОДНО ТИХО – ГРОМКО

 

Есть или нет?

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие внимания, мышления

 

Дети встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

 

Бывает – не бывает

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

 

ПАПА УШЁЛ НА РАБОТУ. ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ. ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО.

ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ. ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ.

БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО. ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ.

ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ. НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ.

ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ. В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА.

КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ. ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ.

ДЕВОЧКА РИСУЕТ ДОМИК. ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ.

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ. ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ.

РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ. КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ.

МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ. ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ.

КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ. ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ.

ДЕРЕВЬЯ ВОДЯТ ХОРОВОД. МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ

МАМА МОЕТ ПОСУДУ. ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

ПТИЦА ВЬЕТ ГНЕЗДО. МАЛЬЧИК КУСАЕТСЯ.

КОРОВА ТАНЦУЕТ. ЛОДКА ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ.

ДЕРЕВО БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ. ТАПОЧКИ СТЕКЛЯННЫЕ.

ДОМ СТОИТ БЕЗ ОКОН. НА ЕЛКЕ ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ.

ЛИСА ХОДИТ ПО ЛЕСУ. В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ КИСЕЛЬ.

КОШКА ЛАЕТ НА СОБАКУ. ЧАЙКА ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КУКЛОЙ. КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ.

 

 

Птица - не птица
(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать.

 

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Прилетели птицы: Голуби, синицы Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.

Три пункта

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие объема внимания, памяти.

 

Ребенку предлагается занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом выслушать и запомнить три пункта задания. Затем взрослый говорит: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Количество пунктов можно увеличить до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми.

 

 

Слово в секрете

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие внимания, произвольности и саморегуляции.

Взрослый называет разные слова, а дети должны их четко повторять. Но есть одно условие: названия цветов - это секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, дети должны молча хлопнуть один раз в ладоши.

Варианты: нельзя повторять названия животных; нельзя повторять имена девочек и т.д.

Усложнение - игра с одновременным использованием двух правил. Например:

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Угадай по описанию

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие мышления: анализ и выделение существенных признаков.

Для упражнения необходим набор карточек с изображением разных предметов (до 30 шт), которые раскладываются перед детьми.

"Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуйте угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Вопросы можно задавать только о свойствах этих предметов. Например: "это круглое?"; "это красное?"; "это длинное?"; "это легкое?"; "из этого едят?"; "это деревянное?"; "у этого есть ручка?".

Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос "это круглое?" был ответ "нет", можно убрать со стола все круглые предметы. Можно также сократить количество карточек.

Вариант. Ребенок рассказывает о одном из этих предметов, не произнося его названия, а другие дети - отгадывают.

 

Профессии

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос:

КТО ВОДИТ АВТОБУС? КТО ГОТОВИТ ЕДУ?

КТО ШЬЕТ ОДЕЖДУ? КТО РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ?

КТО ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ? КТО СТРОИТ ДОМА?

КТО РИСУЕТ КАРТИНЫ? КТО УЧИТ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ?

КТО ПОЕТ ПЕСНИ? КТО ИГРАЕТ В КИНО?

 

Противоречия

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие лабильности мышления, расширение моделей поведения

 

Дети встают полукругом. Психолог, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, что они любят и почему. После этого психолог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему.

Затем психолог называет какое-либо плохое явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положи­тельную сторону этого явления. Например:

- Плохо, когда идет дождь.

- Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.

Или:

- Зато все растения получат влагу и отмоются от пыли. И т.п.

При возникновении затруднений психолог сам называет положительную сторону какого-либо явления.

Упражнение можно построить как диалог: один из участников гово­рит, что есть плохого, а другой - что хорошего в том или ином явлении.

 

Добавь слово

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие слуховой памяти.

Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т.д.

Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.

Я положил в мешок

(для детей с 5 лет)

 

Цель: развитие внимания и памяти

 

Взрослый начинает эту игру: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут…" (Порядок тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

 

Цифра, вставай!

(для детей с 6 лет)

 

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр

Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру.

Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.

 

Вопрос – ответ

(для детей с 6 лет)

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

 

Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше – лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днём на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?

6. Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск?

7. Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?..

8. Какие ты знаешь виды транспорта?

9. Чем весна отличается от осени?

10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Что общего между белкой и кошкой?

13. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

 

Ассоциативные цепочки

(для детей с 6 лет)

 

Цель: развитие ассоциативного, логического мышления

1 Психолог называет слово «СОЛНЦЕ», а дети отвечают на вопрос «какое?» по очереди: ЖЕЛТОЕ, КРУГЛОЕ, БОЛЬШОЕ, ГОРЯЧЕЕ. К последнему слову задается вопрос: «Что бывает горячим?». Дети отвечают: БЛИНЫ, СУП и т.д. К последнему слову опять задается вопрос: «Какой бывает суп?» и т.д. Таким образом, получается цепочка из слов и определений к ним.

2 Психолог называет слово «ЗИМА», а дети отвечают на вопрос «какая?» по очереди: БЕЛАЯ, ХОЛОДНАЯ. К последнему слову задается вопрос: «Что бывает ХОЛОДНЫМ?». Дети отвечают: ВОДА, МОРОЖЕНОЕ и т.д. К последнему слову опять задается вопрос: «Какое бывает мороженое?» и т.д. Таким образом, получается цепочка из слов и определений к ним.

Школьные правила

(для детей с 6 лет)

 

Цель: повышение школьной компетенции

«Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».

«Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.

 

Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя.

Вставать и ходить по классу. Есть конфеты.

Разговаривать с соседом по парте. Писать в тетрадях буквы.

Рисовать в учебнике. Рисовать в тетрадях машинки.

 

А в школе…

(для детей с 6 лет)

 

Цель: повышение школьной компетенции

 

Взрослый начинает предложение, а дети его заканчивают.

 

В детском саду – воспитатель, а в школе…

В детском саду вас называют детьми, а в школе…

В детском саду – столы, а в школе…

В детском саду – группы, а в школе…

В детском саду – занятия, а в школе…

В детском саду главная – заведующая, а в школе…

В детском саду вы играете, а в школе…

 

Колпак мой треугольный

(для детей с 6 лет)

 

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольного внимания, памяти.

Играющие сидят в кругу. Всем по очереди нужно произнести по одному слову из фразы.

«Колпак мой треугольный,

треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

то это не мой колпак».

После этого фраза повторяется снова, но те, кому выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (два мягких хлопка по своей голове). В следующий раз заменить нужно два слова: «колпак» и «мой» (показать руками на себя). Можно все слова изменить на жесты.

Что потом?

(для детей с 6 лет)

 

Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.

 

Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности.

Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.

ЗИМА – ВЕСНА СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК

ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ ДЕНЬ – ВЕЧЕР ЛЕТО – ОСЕНЬ

СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЯТЬ – ШЕСТЬ НОЧЬ - УТРО

Сравнение предметов

(для детей с 6 лет)

 

Цель: развитие мыслительных операций.

 

У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Пары слов для сравнения:

1. МУХА И БАБОЧКА

2. ДОМ И ИЗБУШКА

3. СТОЛ И СТУЛЬЯ

4. КНИГА И ТЕТРАДЬ

5. ВОДА И МОЛОКО

6. ТОПОР И МОЛОТОК

7. ПИАНИНО И СКРИПКА

8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА

9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10. ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: