Организационная структура (сценарий) урока




Урок 21. Поверхность нашего края

Цели деятельности учителя Показать необходимость и способы охраны земной поверхности; способствовать формированию у учащихся представления о поверхности родного края; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:осваивают элементарные нормы адекватного природосообразного поведения
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/562851/ https://www.profistart.ru/ps/blog/31333.html
Оборудование физическая карта России; административная карта России; физическая карта области; рисунки и фотографии с изображением оврагов, карьеров, свалок; схема «Формы рельефа»
Основные понятия Рельеф, равнина, гора, холм, овраг, балка, террикон

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала Звучит припев «Песни о России» (слова О. Высотской, музыка В. Локтева): Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней!.. – Почему в целом свете нет роднее страны, в которой мы живем? – Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю. Мы пройдем территорию нашего края с востока на запад и с севера на юг Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету Устные ответы, организация рабочего места
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: тестирование. Обобщение имеющихся знаний – Выполните тест «мой край» . – вспомним, какие формы рельефа встречаются в нашей стране. Выполняют задания теста.     Составляют схему. Индивидуальная, фронтальная Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходи- Устные ответы, выполненные задания теста, заполне-

Продолжение табл.

             
    на доске заполняется схема: –Вспомните, каким цветом на карту нанесены плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье и горы. –Как отличить горы и холмы? Что у них общего и чем они отличаются? Отвечают на вопросы   мую информацию из текстов; используют знаково-символические средства;осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для ние схемы
III. Изучение нового материала Целеполагание.   Рассказ учителя. Составление рассказа об овраге по плану. –Сегодня познакомимся с другой формой поверхности земли. Догадайтесь, о чем идет речь: Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности земли под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности. (Овраги.) Рассказывает об образовании оврагов . предлагает учащимся рассказать об овраге по плану: 1. Где находится овраг? 2. Причины его появления. 3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение? Слушают учителя.   Составляют рассказ.   фронтальная, индивидуальная.   Устные ответы, составленный рассказ, выполненные задания из эле- ктронного приложения к учебнику

Продолжение табл.

             
    Работа с таблицей.     Работа по учебнику.   Беседа по прочитанному в учебнике материалу. –Через много лет склоны оврагов покрываются растительностью, он перестает расти и превращается в балку. – Составьте сравнительную характеристику оврагов и балок, сходства и отличия занесите в таблицу.
Характеристика поверхности Сходства Различия
Овраг    
Балка

Какой ущерб наносят овраги? Почему необходимо
с ними бороться?

О методах борьбы с оврагами прочитайте текст
в учебнике (с. 150). Расскажите, как люди ведут борьбу с оврагами.

предлагает прочитать статью «Надо ли охранять… поверхность?» в учебнике (с. 148–149). Затем демонстрирует фотографии пустырей, свалок, заброшенных карьеров.

А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест?

Есть еще одна незаживающая рана на поверхности Земли. Это горы, которые создал человек. Прочитаем статью в учебнике (с. 152–153).

– Как называются эти горы?

– Как образовались эти горы?

– Чем опасны терриконы?

– Как люди борются с ними?

  Заполняют таблицу.     Читают текст в учебнике. рассказывают о методах борьбы с оврагами .   высказывают свои предположения.   Коллективная.     Индивидуальная.   партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия при выполнении работы. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием  

Продолжение табл.

             
  Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации Выполняют задания Индивидуальная    
IV. Включение в систему знаний и повторение изученного Кроссворд.   кроссворд: 1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.) 2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина. (Холм.) 3. Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть. (Террикон.) 4. Строение земной поверхности. (Рельеф.) 5. Есть подошва, склон, а вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.) 6. Ровная, без гор и холмов земная поверхность. (Равнина.) Разгадывают кроссворд.   Фронтальная, коллективная, индивидуальная Познавательные: осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной Устные ответы, записи в тетради

Продолжение табл.

             
    Игра «Узнай меня» (вариант) 7. Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарниками. (Балка.)   • Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.) • У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.) • Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.) • Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник. (Балка.) • Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.) Предлагает учащимся самим проверить правильность ответов   Участвуют в игре.     Осуществляют самопроверку   полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации  
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – О чем мы узнали сегодня на уроке? – Что мы называем родным краем? – Где находится наш(-а) край (область)? – Какова поверхность нашего(-й) края (области)? – Какой вред приносит овраг людям? читают вывод в учебнике (с. 151). Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке Устные ответы

Окончание табл.

             
VI. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник, с. 147–153. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3 Задают уточняющие вопросы фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач  

Ресурсный материал

Тест «Мой край»

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Мой край расположен на материке:

а) Африка; б) Австралия; в) Евразия; г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне:

а) леса; б) степи; в) тундры; г) пустыни.

3. Мой край находится:

а) в Восточном полушарии; б) Западном полушарии.

4. В моем краю растут:

а) кактусы, кипарисы; б) ель, береза, осина; в) ягель, клюква, карликовая ива; г) полынь, саксаул, ковыль.

5. У нас обитают:

а) лоси, зайцы, кабаны; б) косули, волки; в) олени, медведи; г) суслики, степной орел, степная гадюка.

6. Мой край дает родной стране:

а) продукты сельского хозяйства; б) легковые автомобили; в) морепродукты.

7. Территория моего края расположена:

а) в тропическом поясе; б) полярном поясе; в) умеренном поясе.

Рассказ учителя

–На равнинах иногда можно увидеть резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном. Это овраги. Во время таяния снега или сильных дождей многочисленные ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода по склонам устремляется в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает как бы изрезана ими. В овражистой местности легко заблудиться. Вот как описывает овраг один путешественник: «Я отправился к оврагу и был поражен картиной, которую увидел. Очутился я в диком, темном и сыром ущелье. Солнечные лучи не проникали на его дно. Чем дальше я шел, тем выше подымались стены. Надо мной виднелась лишь узкая полоска голубого неба. Кое-где встречались боковые овраги».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: