Урок 36. Мир древности: далекий и близкий
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:проявляют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/588079/ https://rudocs.exdat.com/download/docs-454629/454629.doc |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; физическая карта; слайды с изображением знаменитых сооружений Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима; репродукция картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» |
Основные понятия и термины | Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Читает стихотворение: Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Чтоб историю узнать, Книги надо нам читать. – Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. Узнаем о самых древних цивилизациях – Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: тест «первобыт- ные люди». | Предлагает выполнить тест ![]() | Выполняют задания теста. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана- | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
Пересказ статьи учебника. Кроссворд | Выслушивает пересказ статьи учениками.
Предлагает разгадать кроссворд. (Египет.) ![]() | Пересказывают текст. Решают кроссворд | Коллективная | логию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по комму- | ||
III. Изучение нового материала (с показом на карте) | Рассказ учителя о Древнем Египте. Работа по учебнику. | – Послушайте загадку-описание и ответьте, как называется древнее государство, в котором мы окажемся.
«Люди этой древней цивилизации верили в загробную жизнь и потому сохраняли мумии умерших людей. Правителей называли фараонами».
–Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? Покажите на карте.
Рассказывает о Древнем Египте ![]() | Отвечают на вопросы. Показывают на карте. Внимательно слушают. Читают текст «Древний Египет» в учебнике (с. 8–9). Слушают рассказ учителя. | Фронтальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
Рассказ учителя о Древней Греции. Работа по учебнику | –Отправляемся в путь. Следующая историческая остановка… Узнайте по описанию древнюю цивилизацию: «На севере этого государства есть высокая гора Олимп, на которой поселились главные боги: Зевс, Гера, Аполлон и другие».
–Древняя Греция возникла позже образования Египта. Греция – горная страна на Балканском полуострове. Найдите ее на карте.
рассказывает о Древней Греции ![]() | Отвечают на вопросы. Показывают на карте. слушают. показывают на карте город Афины. Показывают на карте, рассказывают. Читают текст в учебнике | никации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |||
IV. Практическая деятельность | Кроссворд. Знакомство с репродукцией картины | Предлагает разгадать кроссворд ![]() | Решают кроссворд. Рассматривают репродукцию. | Фронтальная, индивидуальная, | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». | – Событие, изображенное живописцем, произошло в 79 году до н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланам, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии после посещения развалин Помпеи. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственной силы, достоинства и мужества, обреченные на гибель жители Помпеи думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту. Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг. А. С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колонн кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождем и воспаленным прахом, толпами стар и млад бежит из града вон». | Внимательно слушают. | коллективная. | аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формули- |
Окончание табл.
Задания из электронного приложения к учебнику | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Индивидуальная | руют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставляет отметки | – Над какой темой работали? – Назовите государства Древнего мира. – Назовите замечательные древние постройки. – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему? – выполнение каких заданий не вызвало затруднений? – Как оцениваете свою деятельность? | читают вывод в учебнике (с. 14). Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 8–14; выполнить задания 1–3 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Тест «Первобытные люди»
Подчеркните правильный вариант ответа.
1. Первый ученый-историк – это:
а) Геродот; б) Ньютон; в) Ломоносов.
2. «Следы» древнейших людей обнаружены:
а) в Азии; б) Австралии; в) Африке; г) Антарктиде.
3. Мужчины охотились:
а) на слонов; б) мамонтов; в) львов.
4. Первобытные люди жили:
а) группами; б) в одиночку.
5. Ученые, которые ведут раскопки, – это:
а) математики; б) археологи; в) астрономы.
Ответы: 1 – а. 2 – а, в. 3 – б. 4 – а. 5 – б.
Кроссворд
1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории. (Земледелие.)
2. Люди научились… (изготовлять) глиняную посуду.
3. Этим занимались женщины и дети. (Собирательство.)
4. Как по-другому назвать древнейшего человека? (Первобытный.)
5. Освещение первобытных художников. (Факел.)
6. Основное занятие древнейшего человека. (Охота.)
Ключевое слово: Египет.