Организационная структура (сценарий) урока




Урок 36. Мир древности: далекий и близкий

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:проявляют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/588079/ https://rudocs.exdat.com/download/docs-454629/454629.doc
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; физическая карта; слайды с изображением знаменитых сооружений Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима; репродукция картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи»
Основные понятия и термины Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала Читает стихотворение: Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Чтоб историю узнать, Книги надо нам читать. – Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. Узнаем о самых древних цивилизациях – Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, организация рабочего места
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: тест «первобыт- ные люди». Предлагает выполнить тест . Выполняют задания теста. Фронтальная, индивидуальная. Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана- Устные ответы, выполненные задания

Продолжение табл.

             
  Пересказ статьи учебника. Кроссворд Выслушивает пересказ статьи учениками.     Предлагает разгадать кроссворд. (Египет.) Пересказывают текст.   Решают кроссворд   Коллективная логию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по комму-  
III. Изучение нового материала (с показом на карте) Рассказ учителя о Древнем Египте.     Работа по учебнику.   – Послушайте загадку-описание и ответьте, как называется древнее государство, в котором мы окажемся. «Люди этой древней цивилизации верили в загробную жизнь и потому сохраняли мумии умерших людей. Правителей называли фараонами». –Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? Покажите на карте. Рассказывает о Древнем Египте . Что нового вы узнали из этого рассказа? –О каких египетских пирамидах вы уже слышали? рассказывает о пирамиде Хеопса. – В Древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантский (длина 57 м, высота – 20 м) «Большой сфинкс» в Гизе, высеченный из скалы (1-я половина III тыс. до н. э.). Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Саркофаг – гроб из дерева, камня и других материалов, нередко в форме человека. Отвечают на вопросы.   Показывают на карте. Внимательно слушают. Читают текст «Древний Египет» в учебнике (с. 8–9). Слушают рассказ учителя.   Фронтальная Устные ответы

Продолжение табл.

             
  Рассказ учителя о Древней Греции.   Работа по учебнику –Отправляемся в путь. Следующая историческая остановка… Узнайте по описанию древнюю цивилизацию: «На севере этого государства есть высокая гора Олимп, на которой поселились главные боги: Зевс, Гера, Аполлон и другие». –Древняя Греция возникла позже образования Египта. Греция – горная страна на Балканском полуострове. Найдите ее на карте. рассказывает о Древней Греции . –Найдите на карте столицу Греции. –А сейчас мы отправимся в Древний Рим. Покажите на карте столицу Италии – город Рим. Расскажите о достопримечательностях. дополняет рассказ учащихся. Предлагает прочитать статью в учебнике (с. 10– 13) Отвечают на вопросы.   Показывают на карте.   слушают. показывают на карте город Афины. Показывают на карте, рассказывают.   Читают текст в учебнике   никации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием  
IV. Практическая деятельность Кроссворд.   Знакомство с репродукцией картины Предлагает разгадать кроссворд . (Последний день Помпеи.) демонстрирует репродукцию картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и рассказывает об изображенных на ней событиях. Решают кроссворд. Рассматривают репродукцию. Фронтальная, индивидуальная, Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, Устные ответы, записи в тетради

Продолжение табл.

             
  К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».   – Событие, изображенное живописцем, произошло в 79 году до н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланам, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии после посещения развалин Помпеи. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственной силы, достоинства и мужества, обреченные на гибель жители Помпеи думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту. Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг. А. С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колонн кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождем и воспаленным прахом, толпами стар и млад бежит из града вон». Внимательно слушают.   коллективная.   аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формули-  

Окончание табл.

             
  Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации Выполняют задания Индивидуальная руют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения  
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставляет отметки – Над какой темой работали? – Назовите государства Древнего мира. – Назовите замечательные древние постройки. – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему? – выполнение каких заданий не вызвало затруднений? – Как оцениваете свою деятельность? читают вывод в учебнике (с. 14). Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету Устные ответы
VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, с. 8–14; выполнить задания 1–3 Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач  

Ресурсный материал

Тест «Первобытные люди»

Подчеркните правильный вариант ответа.

1. Первый ученый-историк – это:

а) Геродот; б) Ньютон; в) Ломоносов.

2. «Следы» древнейших людей обнаружены:

а) в Азии; б) Австралии; в) Африке; г) Антарктиде.

3. Мужчины охотились:

а) на слонов; б) мамонтов; в) львов.

4. Первобытные люди жили:

а) группами; б) в одиночку.

5. Ученые, которые ведут раскопки, – это:

а) математики; б) археологи; в) астрономы.

Ответы: 1 – а. 2 – а, в. 3 – б. 4 – а. 5 – б.


Кроссворд

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории. (Земледелие.)

2. Люди научились… (изготовлять) глиняную посуду.

3. Этим занимались женщины и дети. (Собирательство.)

4. Как по-другому назвать древнейшего человека? (Первобытный.)

5. Освещение первобытных художников. (Факел.)

6. Основное занятие древнейшего человека. (Охота.)

Ключевое слово: Египет.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: