Организационная структура (сценарий) урока




Урок 43. Страна городов

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представлений о городах X–XI вв. в Киеве и Новгороде; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/593660/
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карточки с именами русских князей для дидактической игры
Основные понятия Древний Киев, Древний Новгород, Юрий Долгорукий, Ярослав Мудрый, Вещий Олег, Владимир Красное Солнышко, Рюрик

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала Приветствует в стихотворной форме: Добрый день, дорогие друзья! Нашей встрече очень рада я! Давайте отправимся в древнерусские города, Нас ждут Киев и Новгородская земля. –Сегодня на уроке мы совершим путешествие по городам Древней Руси. Перед нами распахнет Золотые ворота Древний Киев. Побываем на торговой площади Древнего Новгорода Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, организация рабочего места
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.   Тестирование – Как было организовано управление в Древней Руси? – Каковы заслуги князя Владимира? – В чем значение принятия Русью христианства? – Почему во многих странах первыми принимали крещение правители? Предлагает выполнить тестовые задания Отвечают на вопросы учителя.   Выполняют задания Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходи- Устные ответы, выполненные задания

Продолжение табл.

             
III. Изучение нового материала. Рассказ учителя об оборонительных сооружениях славянских городов.   Работа с историчес- – Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели поселки славян-землепашцев. Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для строительства крепостей? – Крепость строили в том месте, где с трех сторон ее закрывала река, а с четвертой – высокий берег. Со стороны, не защищенной рекой, рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, бревна ставили близко друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко поднять. Такие поселки-крепости стали называть городами, от слова «городить, огораживать». В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками. Кто такие купцы и ремесленники? – Купцы – богатые торговцы, владельцы торговых предприятий; ремесленник – человек, который занимается своим делом, ремеслом. – Отправляемся в путешествие по Древней Руси. Рассмотрите физическую карту и отметьте расположение Киева. Отвечают на вопросы.   Внимательно слушают.     Выполняют задания.   мую информации из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для  

Продолжение табл.

             
  кой картой (в учебнике).   Рассказ учителя.   работа с ис- торической картой (в учебнике).   Рассказ учителя.   Работа по учебнику (с. 48–52).     Рассказ о Долгоруком Рассмотрите в учебнике (с. 47) схему Древнего Киева. Расскажите об устройстве древнего города, Киева в частности. Рассказывает о главной достопримечательности Древнего Киева – Софийском соборе .   Из Киева мы перемещаемся в Древний Новгород. Рассмотрите физическую карту и отметьте местоположение Великого Новгорода. Рассмотрите схему Древнего Новгорода в учебнике (с. 49). Рассказываето великом Новгороде .   – В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким. С его именем связана одна легенда Рассказывают об устрой- стве Киева. Внимательно слушают.   Рассматривают карту, отмечают местоположение города. Внимательно слушают. Читают статью в учебнике.   Слушают   партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета  

Продолжение табл.

             
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение Фронтальный опрос. Дидактическая игра «Имена, прозвища и даты».   Задания из электронного прило- – Что объединяет древнерусские города Киев и Новгород? –Как назывался центр древнерусского города? Что располагалось внутри кремля? –Кто жил за пределами кремля? –Какой город расположился на берегах реки Волхов? –Кто управлял городом? –Что стало известно о жизни Древнего Новгорода благодаря находкам археологов? –Что такое береста? (Березовая кора.) Чем писали на бересте? (Писалами.)
Долгорукий Мудрый Вещий Красное Солнышко Рюрик Владимир Ярослав Олег Юрий 882 год 862 год 988 год 1147 год 1036 год

Ответы:

Рюрик → 862 год;

Владимир → Красное Солнышко → 988 год;

Ярослав → Мудрый → 1036 год;

Олег → Вещий → 882 год;

Юрий → Долгорукий → 1147 год.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Отвечают на вопросы.   Участвуют в дидактической игре.   Выполняют задания Фронтальная.   Коллективная.     Индивидуальная Познавательные: осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают раз- Устные ответы, записи в тетради

Окончание табл.

             
  жения к учебнику       ные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции  
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Кто из князей вам понравился больше всего? Почему? – Какие качества вы бы хотели позаимствовать у них? Для чего? – Кто бы мог из них сегодня занять место президента? Почему? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? читают вывод в учебнике (с. 53). Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке Устные ответы
VI. Домашнее задание Комментирование задания Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 2 Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач  

Ресурсный материал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: