Порядок организации расчетов наличными деньгами и безналичных расчетов




 

Хранение, расходование и учет денежных средств в кассе осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93г. №40.

Для расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу. Ее помещение должно быть специально оборудовано для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств. Ответственность за создание таких условий несет руководитель организации.

Наличные деньги, полученные организацией в банке, расходуются на цели, которые указаны в чеке (например, на выдачу заработной платы, операционные или хозяйственные нужды, командировочные расходы).

Суммы, которые можно держать в кассе предприятия, ограничены лимитом, устанавливаемым банком по согласованию с организацией. Для установления лимита остатка денежных средств в кассе организация представляет в обслуживающий ее банк специальный расчет по форме, утвержденной Положением ЦБ РФ от 05.01.98 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Сверх установленного лимита организации имеют право хранить в кассе наличные деньги не дольше 3 рабочих дней (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — не свыше 5 дней), включая день получения денег в банке. Средства должны быть предназначены для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий.

Организации, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, на закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения, на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов. При этом они не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Кассовые операции выполняет кассир. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель организации обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в РФ, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности за сохранность всех принятых им ценностей (денежных средств, денежных документов).

В кассу организации наличные деньги могут поступать с расчетного, валютного счетов в банке, от покупателей, а также в виде возвращенных авансов и неиспользованных сумм и т.п. С расчетного и валютного счетов деньги получает кассир организации по чеку, который представляет собой отрывной лист чековой книжки. На лицевой стороне чека указывается требуемая сумма, а на оборотной — ее назначение (на оплату труда, хозяйственные расходы и т.п.). Отрывная часть чека остается в банке, корешок чека с указанием полученной суммы — у организации в чековой книжке.

Для учета кассовых операций используются типовые формы первичных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», где представлены краткие указания по их заполнению.

Прием наличных денег кассами организаций оформляется приходными кассовыми ордерами (форма КО-1) «Приложение А».

Выдача наличных денег оформляется расходным кассовым ордером (форма КО-2) «Приложение Б», расчетно-платежной ведомостью (форма Т-49) «Приложение В» или платежной ведомостью (форма Т-53) «Приложение Г».

Сдаются наличные деньги в банк по объявлению на взнос наличными «Приложение Д». Суммы операций в первичных кассовых документах записывают не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер или уполномоченное им лицо, а расходные — руководитель организации и главный бухгалтер (или уполномоченные ими лица). Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, на расходных кассовых ордерах она не обязательна.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами и шариковыми ручками или на пишущей машинке (компьютере). Подчистки, помарки и исправления, даже оговоренные, в этих документах не допускаются.

К приходному кассовому ордеру выдается квитанция о приеме денег с подписями главного бухгалтера (или уполномоченного им лица) и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру отдельному лицу кассир требует от него документ (паспорт или другой документ), удостоверяющий личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и берет расписку получателя.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение средств. Когда деньги выдают по ведомости, перед распиской в получении кассир указывает: «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости.

Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) на выплату заработной платы, и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов кассир ведет книгу учета принятых и выданных кассиром денег (форма КО-5) «Приложение Е». Выдача и возврат денег и оплаченных документов оформляются подписями.

По истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассир должен:

- в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилий лиц, которым не выданы деньги, поставить штамп или сделать отметку от руки «Депонировано»;

- составить реестр депонированных сумм;

- в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается.

В бухгалтерии проверяются отметки, сделанные кассирами в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчитываются выданные и депонированные по ним суммы. Депонированные суммы сдают в банк и на сданные суммы составляют один общий расходный кассовый ордер.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3) «Приложение Ж».

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу (форма КО-4) «Приложение И», которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителей организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.

Кассовую книгу можно вести автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе эти машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.

Таким образом, кассовые операции осуществляются в следующем порядке:

1) оформляются первичные документы по приходу и расходу;

2) первичные документы регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных документов;

3) на основании первичных документов кассир производит записи в кассовую книгу (под копирку в двух экземплярах). В ней ежедневно кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число;

4) кассир передает в бухгалтерию в качестве отчета второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными документами под расписку бухгалтера в кассовой книге.

Учет денежных средств в кассе ведется на активном счете 50 «Касса», к которому могут быт открыты субсчета:

1. «Касса организации»;

2. «Операционная касса»;

3. «Денежные документы» и др.

На счете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе. Если проводятся кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной в иностранной валюты.

По дебету счета 50 отражается поступление денежных средств в кассу, а по кредиту – выбытие денежных средств из кассы.

На счете 50-2 «Операционная касса» учитываются наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п.

На счете 50-3 «Денежные документы» отражаются находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты и путевки, марки государственной пошлины и др. в сумме фактических затрат на их приобретение.

Учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные этих ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов, который ведется по их видам. Один-два раза в месяц кассир составляет в кассовой книге отчет о поступивших и выбывших документах.

Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным приказом ЦБ РФ от 22.09.93 № 40, и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 №49.

В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров должна быть организована внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денег в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для проведения ревизии приказом руководителя назначается комиссия, которая по результатам проверки составляет акт, где указываются излишки или недостачи, а также виновные в нарушении Порядка ведения кассовых операций.

Выявленная недостача денег взыскивается с кассира, излишки приходуются в кассу с зачислением их в доход организации.

Независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности организации обязаны хранить свободные денежные средства в банках.

Расчеты по обязательствам с другими организациями, как правило, проводятся в безналичном порядке через банки или другими способами, устанавливаемыми ЦБ РФ в соответствии с законодательством РФ.

Безналичные расчеты осуществляются посредством перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).

Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных пунктах, а одногородними — расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте.

Статьей 862 ГК РФ и Положением ЦБ РФ от 12.04.01 № 2-П» О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее — Положение ЦБ РФ) предусмотрены безналичные расчеты платежными поручениями, по инкассо, по аккредитиву, чеками.

Формы безналичных расчетов выбираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Все операции по банковским счетам проводятся только на основании расчетных документов. Расчетный документ— это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение:

- плательщика — о списании денежных средств со своего счета и перечислении их насчет получателя;

- получателя — о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.

1. Платежное поручение — это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Это наиболее распространенная форма расчетов.

Платежными поручениями могут перечисляться денежные средства: за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, в целях возврата (размещения кредитов и займов) депозитов и уплаты процента по ним и т.д. В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежные поручения составляются на бланке формы 0401060 «Приложение К» и принимаются банком независимо от наличия средств на счете плательщика.

Если на счете достаточно денег для удовлетворения всех предъявленных требований, средства списываются со счета в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. Аккредитивная форма расчетов.Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее — банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить такие полномочия другому банку (далее — исполняющий банк).

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

Плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке формы 0401063 «Приложение Л».

3. Расчеты чеками. Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй ГК РФ, а в части, им не урегулированной, — другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Чек оплачивается плательщиком за счет чекодателя, который не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в обслуживающий чекодержателя банк для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и хранятся в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ. В соответствии с Положением ЦБ РФ могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.

4. Расчеты по инкассо.Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от должника платежей. Для таких расчетов банк-эмитент вправе привлекать исполняющий банк.

Расчеты по инкассо ведутся на основании платежных требований, которые оплачиваются по распоряжению плательщика (с акцептом) или без такового (в без акцептном порядке), и инкассовых поручений, которые оплачиваются в бесспорном порядке.

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Платежное требование— это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк «Приложение М».

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут вестись с предварительным акцептом и без него.

Инкассовое поручение — это расчетный документ, на основании которого списываются денежные средства со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Они применяются в следующих случаях:

- если бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств контролирующими органами;

- для взыскания по исполнительным документам;

- по условиям основного договора, если банку, обслуживающему плательщика, предоставлены права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071 «Приложение Н».

При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи). При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, который вынес такое решение. Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и ведения всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Прием и выдача денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании документов, утвержденных Положением ЦБ РФ. Обычно это объявление на взнос наличными, денежный чек, платежное поручение, расчетный чек, платежное требование.

Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет.

Для получения наличных денег на основании заявления установленной формы банк выдает чековую книжку. Денежный чек является приказом предприятия банку выдать с расчетного счета предприятия указанную в нем сумму наличных денег.

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетные счета». По дебету отражаются, остаток свободных денежных средств предприятия на начало отчетного периода, поступления наличных денег из кассы предприятия, а также суммы, поступившие от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные кредиты. По кредиту — денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные кредиты, органам социального страхования и другим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Специальные счета в банках предназначены для учета средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, на текущих, особых и других счетах, денежных средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. Для учета каждого вида денежных средств открываются соответствующие субсчета к счету 55 «Специальные счета в банках»:

1. «Аккредитивы»;

2. «Чековые книжки»;

3. «Депозитные счета» и др.

Порядок ведения расчетов при аккредитивной форме регулируется ЦБ РФ. При открытии аккредитива деньги зачисляют на специальный счет в банке за счет собственных средств организации или кредитов банка. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя (поставщика). Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55-1 «Аккредитивы» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.

По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55-1 в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов.

Не использованные в аккредитивах средства возвращают в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 и др.

Аналитический учет по счету 55-1 ведут по каждому выставленному аккредитиву.

Движение средств, находящихся в чековых книжках, учитываютна счете 55-2 «Чековые книжки».

Выдачу чековых книжек отражают по дебету счета 55-2 и кредиту счетов 51, 52, 66 и др. При использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2. Суммы, оставшиеся на неиспользованных чеках, которые были возвращены в банк, списывают с кредита счета 55-2 в дебет счетов 51, 52, 66 и др.

Аналитический учет по счету 55-2 ведется по каждой полученной чековой книжке.

Сберегательный (депозитный) сертификат удостоверяет сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов. Сертификат не может служить расчетным документом за проданные товары или оказанные услуги.

Движение средств, переданных организацией в банк, учитывается на счете 55-3 «Депозитные счета».

Перечисление денежных средств во вклады отражают по дебету счета 55 и кредиту счета 51 или 52. При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производятся обратные бухгалтерские записи.

Аналитический учет по счету 55-3 ведется по каждому вкладу.

На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений): поступивших на содержание специальных учреждений от родителей и других источников; на финансирование капитальных вложений (аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета); субсидии правительственных органов и т.д.

Филиалы, представительства и другие структурные единицы, входящие в состав организации и выделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков, движение указанных средств отражают на отдельном субсчете к счету 55. Текущие счета открываются для осуществления текущих расходов: оплаты труда, командировочных, на хозяйственные цели. Операции по этим счетам отражаются аналогично операциям по расчетному счету.

Наличие и движение средств в иностранной валюте учитывают на счете 55 обособленно. Аналитический учет по указанному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: