Читаем и конспектируем урок.




Через страдания – к истине

Обобщающий урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Эпиграф урока Главное – люби других, как себя, вот что главное…

Ф.М.Достоевский

Записать тему урока и эпиграф.

Прочитать стихотворение

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Б.Окуджава

Записать в тетрадь ключевые слова

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души.

Постичь человека, чтобы найти путь к его самосовершенствованию, - суть стремлений Достоевского -художника

  • Итак, Достоевский. «Преступление и наказание». Сегодня у нас с вами последний урок по Достоевскому.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я долго размышляла, какие вопросы я вам задам, что обязательно должно быть сказано о Достоевском, чего нельзя упустить, без чего трудно жить дальше, что в Достоевском может помогать жить современному человеку.

II. Работа над темой урока (конспект)

Сегодня, ребята, мы проводим урок-обобщение

Роман «Преступление и наказание» был написан во времена бурь и потрясений послереформенного времени, когда в обществе наиболее ярко проявились все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа и обогащения как принцип «новой» нравственности. Однако Достоевский сохранил веру в человечность, в победу принципов нравственности. Переломный характер своей эпохи писатель ярко отразил через тончайший анализ психического склада личности, глубоко проникнув в противоречия мысли, сознания, всей духовной жизни современного ему человека.

В центре романа – Родион Раскольников и его теория о вседозволенности избранных. И все события и персонажи призваны отразить пагубную сущность этой теории, возродить зерно человечности в душе героя. Главной целью своего произведения Достоевский ставил именно демонстрацию и доказательство несостоятельности, ложности теории Раскольникова. Автор стремился привести своего героя к осознанию собственного заблуждения. Этой цели служит вся система образов произведения. Каждое лицо, разговор, встреча играют важную роль в душевной эволюции героя. Своим романом автор заставляет читателя задуматься, имеет ли человек право преступить нравственные законы, «пролить кровь по совести» даже ради спасения своих близких?

4. Отвечаем письменно на вопросы (вопрос необходимо записать в тетрадь и ответить на него)

  • Так имеет ли право?
  • Достоевский говорил: «Смирись, гордый человек!» Как понять эти слова?
  • К чему призывает писатель своим романом?

Читаем и конспектируем урок.

…«Преступление и наказание» – это самый петербургский роман Достоевского. Ведь недаром он называл Петербург «самым умышленным городом на Земле», «городом-фантомом», «городом-призраком». Петербург всегда был тайной для Достоевского, которую он пытался разгадать.

Существуют два Петербурга. Один – город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург – символ величия и расцвета постпетровской России, поражающий нас великолепием и по сей день. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, живущим в XXI в., Петербург –город трущоб, город до отказа набитый нищими лачугами, нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, которые ютятся в каждом уголочке зданий этого странного города.

В Петербурге много распивочных и кабаков. «От одного этого воздуха в 5 минут можно было сделаться пьяным». Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу – Столярный переулок, в котором находилось 16 домов. В этих домах помещалось 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных,16 винных погребов. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, ругани, гармони или шарманки, визга, драки.

Сцены уличной жизни (смерть Мармеладова, Катерины Ивановны, детский надтреснутый голосок, исполняющий «Хуторок» под шарманку, ссора и разбирательство проституток) так выразительны и убедительны, что можно сделать вывод: от такой жизни люди отупели, между ними безразличие, звериное любопытство, злорадная насмешка.

Особое место в романе занимают пейзажные зарисовки. Они органично связаны с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев.

Безрадостный городской пейзаж соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая вместе с ним по Петербургу, мы остро ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение становится лейтмотивом романа. Не случайно Свидригайлов говорит: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с прежде всего!»

Так же тяжело обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Интерьеры петербургских углов не похожи на человеческое жилье. Каморка Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони – все это «темные, сырые» гробы. Здесь тоже невыносимо душно, нечем дышать. Здесь умирают мечты, зарождаются преступные мысли.

В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют также символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя использование цвета в романе «Преступление и наказание», можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто.

Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова. Желтая, «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича.

Желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности, подчеркивает безысходную атмосферу существования главных действующих лиц, является предвестником недобрых событий.

Все это вместе создает впечатление города, враждебного человеку, теснящего, давящего, создающего атмосферу безысходности, толкающего на преступления.

«Город, в котором невозможно быть». Атмосфера тупика.

Именно здесь, на улицах Петербурга, мы встречаемся с главным героем романа Родионом Раскольниковым, когда он из-за невзноса платы за обучение вынужден был бросить университет, ютиться в жалкой каморке, похожей на шкаф. Страшен мир, в котором ему приходится жить. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод, красив, умен, полон энергии, жаждет переделать эту жизнь, найти в ней для себя достойное место. Ради этого он придумывает античеловеческую по своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, обрекая себя на невыносимые страшные муки. Мечется по Петербургу, его магнитом тянет на место преступления, страдает даже во сне (убитая старуха смеется над ним). И нет конца этой боли. Достоевский заставляет нас представить себя на месте Раскольникова, увидеть мир его глазами, невольно ставит нас в положение сочувствующих и сострадающих несчастному убийце. Но все же он убийца, и мы ни на минуту не можем об этом забыть.

· Так кто же все-таки Раскольников: убийца или страдалец за человечество?

Раскольников - не холодный убийца – профессионал. Идея «крови по совести» вступает в непрерывную борьбу с человеческими устремлениями, разум с сердцем. Бесконечные душевные метания, мучения, сочувствие семье Мармеладовых, обесчещенной пьяной девочке, муки, самонаказание уже после совершенного – все это свидетельствует о том, что Раскольников не хладнокровный убийца.

С каждой минутой все нарастает отвращение к содеянному, и уже после убийства старухи и Лизаветы, казалось бы, нужно бежать, скрываться, вместо этого Раскольников идет на кухню и «очень долго» тщательно моет руки и топор в воде. Этот эпизод напоминает евангельскую сцену с Понтием Пилатом. После того, как Иисусу был вынесен приговор толпы, Понтий Пилат умывает руки перед народом т говорит: «Не виновен я в крови праведника сего, смотрите вы».

Вода – символ очищения, снятия греха. И то, что Раскольников после убийства долго омывает руки и топор в воде, свидетельствует о его подсознательном желании «смыть с себя преступление».

Тогда почему Раскольников пошел на преступление? Каковы причины, толкнувшие его на убийство?

Раскольников о мотивах убийства (сцена объяснения с Соней)

1. «Ну да, чтобы ограбить»

2. «Завладев старухиными деньгами, употребить их на первые мои годы после университета, и на новую независимую дорогу встать»

3. «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»

4. «Не деньги мне нужны были, Соня, мне другое надо было узнать: вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?»

6.Отвечаем письменно на вопросы письменно (вопрос записываем себе в тетрадь и письменно на него отвечаем):

· Каков же, по вашему мнению, главный мотив убийства из тех, что Раскольников называет Соне Мармеладовой?

· В чем сущность теории Раскольникова?

· В чем опасность данной теории? На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?

«Преступление и наказание –роман-предупреждение. В нем исследуется и отвергается психология индивидуализма. Писатель знает, какую опасность для общества представляет деление человечества на обыкновенных и необыкновенных людей, на героев и толпу, оправдание власти избранных, даже если целью этой власти объявляются добро и справедливость.

· Достоевский детально прослеживает крушение теории своего героя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: