КЛАССИФИКАЦИЯ АВАРИИ, ДЕЙСТВИЯ ПРИ АВАРИЯХ
В зависимости от тяжести повреждений корабля, оружия и технических средств принята следующая классификация аварийных происшествий.
Катастрофой корабля (судна) считается гибель или полный вывод корабля (судна) из строя, повлекшие за собой гибель всего экипажа или его части.
Аварией корабля (судна) считается крупное повреждение корабля (судна), не повлекшее за собой гибели личного состава. К авариям кораблей (судов) относятся, в частности, посадка на мель, касание грунта и столкновение кораблей (судов), повлекшие за собой повреждения корпуса, механизмов, устройств или грузов.
Аварией технических средств и вооружения корабля (судна) считается аварийное повреждение, не выводящее корабль (судно) из строя, для устранения которого необходимо произвести средний (капитальный) ремонт или замену поврежденных механизмов и устройств или их основных узлов.
Аварийным происшествием считается такое происшествие, которое произошло в результате нарушений требований уставов, инструкций, правил морской практики и не привело к повреждению корабля (судна), технических средств и вооружения, но при известных условиях могло привести к аварии. К аварийным происшествиям, например, относятся: навалы и удары кораблей о стоящие у стенки и на якоре корабли (суда) и плавсредства, временная потеря хода и управляемости кораблем (судном) в море, потеря винта, обрыв якорной цепи, утеря якоря, переворачивание на воде катеров и шлюпок, не повлекшее за собой гибели личного состава и т. д.
Донесение об аварии корабля
При катастрофе или аварии командир корабля обязан установленным порядком немедленно донести о случившемся(1)и по уточнении обстановки дать подробное донесение об аварии корабля, которое должно содержать следующие данные: координаты места аварии; характер аварии, основные повреждения и состояние корабля; меры, принятые для устранения полученных повреждений, спасения корабля и личного состава; какая нужна помощь; состояние погоды и другие сведения.
С прибытием в базу командир корабля представляет командованию письменное донесение с указанием всех обстоятельств аварии, к которому должен приложить: навигационный, вахтенный, машинный журналы и журнал БИП, действовавшие за последние сутки, включая момент аварии; карты с навигационной прокладкой корабля за сутки перед аварией и в момент аварии и кальки маневрирования; рапорты командира штурманской боевой части, вахтенного офицера и других лиц по своему усмотрению с подробным изложением всех обстоятельств аварии, наблюдавшихся каждым из них.
Корабли (суда), обнаружившие аварию других кораблей (судов), обязаны в соответствии с действующей организацией связи донести о наблюдаемом бедствии и принять необходимые меры к спасению аварийного корабля (судна) и его экипажа.
Действия при аварии корабля
При получении боевых или аварийных повреждений командир корабля должен немедленно организовать борьбу за живучесть в целях предотвращения гибели корабля и приведения его в состояние, обеспечивающее ход, управляемость и использование оружия.
Организация борьбы за живучесть корабля
Командир корабля с ГКП осуществляет общее руководство борьбой за живучесть корабля (борьба за непотопляемость, с пожарами и за живучесть оружия и технических средств):
— координирует действия боевых частей и служб по правильному использованию личного состава и технических средств в борьбе за живучесть корабля;
— в зависимости от обстановки направляет личный состав других боевых частей и служб на наиболее угрожаемые участки для оказания помощи в борьбе с водой и пожарами;
— принимает окончательное решение на выполнение необходимых мероприятий по борьбе за живучесть, которые могут привести к снижению боеспособности корабля.
Старший помощник командира корабля по докладам, поступающим на ГКП, оценивает характер и размеры повреждений и контролирует ход борьбы за живучесть корабля.
Для руководства борьбой за живучесть корабля на ГКП развертывается специальный боевой пост, оборудованный необходимыми техническими средствами, информационными схемами и документацией для отображения состояния аварийного корабля, производства расчетов и выбора рекомендаций по борьбе за непотопляемость при различных случаях повреждений.
Непосредственное руководство действиями всего личного состава корабля по борьбе за непотопляемость и с пожарами осуществляет командир БЧ-5 со своего командного пункта.
Командиры боевых частей (начальники служб) на своих боевых постах и командных пунктах руководят действиями подчиненного личного состава по борьбе с повреждениями оружия и технических средств, а также с пожарами и поступлением воды.
Борьбу с боевыми и аварийными повреждениями корабля в помещениях, не занятых боевыми постами и командными пунктами, осуществляют аварийные партии, действиями которых руководит командир БЧ-5.