Борьба за непотопляемость корабля




Борьба за непотопляемость проводится для предотвра­щения гибели корабля от полученных повреждений и для возможного восстановления его плавучести, остойчивости и других мореходных и боевых качеств.
При борьбе за непотопляемость корабля выполняются следующие действия:
— обследование отсеков корабля для выявления гра­ниц распространения и мест поступления воды;
— ограничение и прекращение поступления и рас­пространения воды по кораблю и ее удаление из восста­новленных отсеков;
— восстановление непроницаемости палуб, борта, пе­реборок;
— определение состояния поврежденного корабля, восстановление остойчивости и спрямление корабля.
В соответствии с выявленной обстановкой организует­ся борьба по прекращению распространения воды на внеш­них границах затопленных отсеков путем герметизации и подкрепления водонепроницаемых конструкций и заделки пробоин. Основные силы и средства по борьбе с водой сосредоточиваются на наиболее угрожаемом участке (от­секи, имеющие большие объемы и свободные поверхности). При тяжелых повреждениях на границах смежных отсе­ков создается вторая линия обороны для борьбы с рас­пространением воды.
По мере прекращения распространения воды по ко­раблю и ее удаления из восстановленных отсеков опре­деляется состояние поврежденного корабля, для чего командир дивизиона живучести устанавливает район по­вреждения и затопленные отсеки; количество забортной воды, принятой кораблем, его посадку и потерю запаса плавучести; изменение остойчивости корабля в резуль­тате повреждения, наличие (отсутствие) отрицательной начальной остойчивости и определяет необходимые меры по восстановлению остойчивости и спрямлению корабля.
На основании доклада командира БЧ-5 о состоянии корабля и принятых мерах по его спрямлению командир корабля принимает окончательное решение на спрямление корабля.
Борьба с корабельными пожарами

При борьбе с пожарами выполняются следующие дей­ствия:
— отключение электроэнергии в районе, охваченном пожаром;
— разведка района пожара и сосредоточение противо­пожарных сил и средств в районе распространения по­жара;
— борьба с огнем и дымом и прекращение их рас­пространения по кораблю;
— удаление воды, скапливающейся при тушении по­жара.
В зависимости от установленного места, размеров и характера пожара (тип горящих материалов) тушение его может осуществляться:
— поверхностным способом, т. е. охлаждением горя­щих материалов и ограничением доступа к ним воздуха водой из пожарных шлангов, пенообразователями, огне­тушителями (образующиеся при тушении пожара скоп­ления воды в помещениях должны своевременно удалять­ся, не следует допускать создания свободных поверхно­стей);
— объемным способом, т. е. созданием в помещении специальной среды, в которой горение невозможно, с по­мощью установок углекислотного, жидкостного и парово­го тушения пожаров, а также затоплением и герметиза­цией отсека. При использовании средств объемного ту­шения пожаров личный состав заблаговременно выводит­ся из данного отсека. Затопление и орошение погребов с боезапасом и применение средств объемного тушения в машинных и котельных отделениях производится по приказанию командира корабля.
В смежных с очагами пожара помещениях организу­ется наблюдение и при необходимости охлаждение кон­струкций, чтобы предотвратить их возгорание. Для пре­кращения распространения и удаления дыма производит­ся герметизация помещений и используются стационар­ные и переносные вытяжные вентиляторы. По окончании тушения пожара и удаления дыма устраняются повреж­дения технических средств, систем и устройств ко­рабля.
Действия в случае гибели корабля

При авариях, угрожающих кораблю гибелью, коман­дир корабля принимает все меры к посадке его на бли­жайшую отмель (в военное время — только у своего по­бережья). Если все меры по спасению корабля или посадке его на отмель окажутся тщетными, командир дол­жен обеспечить своевременное и организованное оставле­ние корабля личным составом. С корабля, имеющего большие повреждения, но продолжающего борьбу за жи­вучесть, в первую очередь свозятся больные, раненые, женщины и дети (при наличии пассажиров), а затем во­еннослужащие, не принимающие непосредственного участия в борьбе за непотопляемость корабля. Для своза личного состава используются спасательные плоты, шлюпки и катера. Только окончательно убедившись в невозможности спасти корабль, командир отдает приказа­ние об оставлении его остальным личным составом. Командир покидает корабль последним.
С гибнущего корабля должны быть спасены вахтен­ный и навигационный журналы, секретные книги, карты и документы, а при невозможности спасения — полностью уничтожены. Ответственность за их уничтожение несет командир корабля.
Действия при столкновении корабля

При столкновении с другим кораблем (судном) коман­дир корабля выполняет все необходимые при аварии ко­рабля действия и опечатывает предусмотренные ст. 162 КУ ВМФ журналы, карты и рапорты.
«После столкновения командир (капитан) каждого из столкнувшихся кораблей (судов) обязан, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего корабля (судна), экипажа и своих пассажиров, оказать помощь другому кораблю (судну), экипажу и его пасса­жирам»(2).
Командир корабля не имеет права удалиться от по­терпевшего корабля (судна), не убедившись предвари­тельно в том, что он может безопасно продолжать пла­вание. При этом командир корабля должен использовать все возможности для составления с командиром (капи­таном) потерпевшего корабля (судна) акта о поврежде­ниях, нанесенных при столкновении.
Для составления двустороннего акта командиры (ка­питаны) столкнувшихся кораблей (судов) должны по взаимному согласию произвести совместный осмотр полу­ченных при столкновении повреждений, выяснить все об­стоятельства столкновения и определить ущерб, нанесен­ный каждому кораблю (судну). В двустороннем акте по­следовательно отражаются все вопросы, предусмотренные ст. 163 КУ ВМФ, акты подписываются командирами (ка­питанами) кораблей (судов). При столкновении с иност­ранным кораблем (судном) двусторонний акт составляется на русском и иностранном языках с указанием, что оба текста идентичны. В конце акта необходимо изложить взаимные претензии сторон и другие данные, относящие­ся к обстоятельствам столкновения и размерам нанесен­ного ущерба. Если другая сторона откажется подписать акт или выразит несогласие с каким-либо его пунктом, об этом указывается в акте, который подписывается од­ной стороной (командиром корабля, капитаном судна).
При разборе столкновения или составлении двусторон­него акта командир корабля обязан соблюдать требова­ния сохранения военной и государственной тайны, поэто­му, сообщая сведения, касающиеся пункта выхода, места назначения и названия корабля, он может указать борто­вой номер своего корабля и открытые для захода ино­странных судов порты тех морей, откуда и куда следует корабль.
Рассмотрение споров о столкновении корабля (судна) с иностранными, кораблями (судами) осуществляется только Морской арбитражной комиссией (МАК) в Москве.
Если иностранное судно (корабль) после столкнове­ния не остановилось, несмотря на поданные ему сигна­лы, или отказалось участвовать в составлении двусто­роннего акта, командир корабля должен донести об этом командованию и все свои действия подробно отразить в вахтенном

журнале.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: