Глава 1: Жизнеописание патриарха Никона
1.1. Никон от рождения до патриаршества__________________4
1.2. Патриарх Никон и Алексей Михайлович________________6
Глава 2: Причины раскола РПЦ
2.1 Русская церковь в свете западной и восточной церквей. ___ 8
2.3. Реформы патриарха Никона __________________________11
2.4. Раскол._____________________________________________12
Заключение _________________________________________________14
Введение
Выбирая тему “Никон и церковный раскол”, я руководствовался следующим: эта тема мне стала интересной, ведь в истории нет более такого примера, когда церковь разделяется на конфессии не по вопросам, касающихся догматики[1] а по вопросам внешнего обряда.
Проведем краткий экскурс в историческую эпоху.
XVII век – это не простое время для русской православной церкви. Мы (РПЦ) привыкали к самостоятельности. После падения Александрии, Антиохии, Иерусалима и наконец Константинополя в 1453г. (под натиском турков), мир вступил в новую эпоху. Закрылись торговые пути в Индию. Закончился период Средневековья и началась эпоха Возрождения. Восток уступал место Западу: первые университеты византийской империи, экономика и культура теперь уступали свое место европейским странам и именно они начинают играть ключевую роль на мировой арене, будь то университеты Парижа, Лондона, Падуи, Болоньи, Праги, Кракова.. художественные школы Флоренции, Венецианская торговля…
Рим, некогда павший в результате завоевания варваров 455 года, не был сломлен. Первые монастыри Европы (св.Бенедикта) возникают в V веке в Италии, заимствуя устав византийских монастырей. И теперь именно они призваны дать людям пример того, как необходимо жить с Богом (ведь сохранила свою независимость лишь одна древняя кафедра – епископа Римского). Позже окажется, что с этой задачей они не справились: уже к XII веку в римской церкви наблюдается падение нравов и ослабление духовности. Это привело к появлению большого числа новых монастырских орденов, призванных вернуть традицию благочестия. Так же в 1056 году, произошло самовольное обособление римской церкви от всего православного мира. Римская кафедра утрачивает свою преемственность на общемировой арене, но теперь в связи с ослаблением вселенских патриархов, этот “нюанс”,для нее, теперь не так и важен. По повелению глав римской церкви в XII веке, возникают ордена крестоносцев – вооруженные монахи, отстаивающие интересы церкви любой ценой, даже с мечем в руках. В 1204 году они штурмом берут Константинополь и в течение 50 лет вывозят от туда богатства.
|
Где же берет свое начало эпоха возрождения? После поражения Византийской империи при Манцикерте 1071 года, в Европу (Италию) начали мигрировать образованные греко-говорящие люди, что привело к росту значения греческой культуры. К 1453 году в Европе заканчивается столетняя война и столетняя эпидемия чумы. Начинается пик Западного ренессанса, образования и науки. Позднее, римской церкви удается добиться успеха и в христианских цервах Западной Европы, приведя в католицизм Речь Посполитую, а потом и заключив Брестскую унию 1596 года на территориях православных епархий Украины, Беларусии.[2]
В то же время с 1453 происходит и возвышение кафедры Московского митрополита, который избирается теперь уже без ведома греческих епископов, а с 1589 мы (РПЦ) провозгласим настоятеля Московской кафедры патриархом, ознаменовав этим полную самостоятельность. Настоятели древнейших православных кафедр Александрии, Антиохии, Иерусалима, Константинополя теперь приезжают в Россию и поражаются тем богатствам, которые украшют собой православные храмы.
|
Отставая от Западных стран мы будем ровняться на Европейскую культуру (огнестрельное оружие, университеты, искусство). В первую очередь это будет выражаться в следовании польской моде и польской культуре. Церковь же осознавая себя церковью восточной смотрела на запад с пренебрежением…
Глава 1 Жизнеописание патриарха Никона (годы жизни 1605 – 1681)
Никон от рождения до патриаршества
(годы правления 1652 - 1658)
Будущий патриарх Никон родился 24 мая 1605 года близ села Вельдеманово[3], что под Нижним Новгородом в мордовской семье крестьянина Мина. От рождении он носил имя – Никита Минев. Мачеха ненавидела Никиту раз даже закрыла его в печи, раз в погребе, а еще раз чуть не уморила его.[4] Никита решил уйти из дома, но куда?
До реформ Петра I единственным способом стать образованным – было уйти в монастырь. Монастыри являлись центром книжности и образованности. В древности, образование подразумевало широкий охват дисциплин и ставило своей целью в первую очередь сделать человека святым, а потом дать ему знания. Как только Никита подрос, он отправляется в Макарьевский Желтоводский монастырь (Недалеко от Нижнего Новгорода). Там он знакомится с большой библиотекой, много читает и запоминает. По достижении 20 лет и близкой смерти отца, он вернулся в село, женился и стал священником. Он был очень образован.
|
По складу своего характера, можно было сказать, что он рожден для великих дел, мог терпеть сильную боль и был очень требователен к другим. Физически он был очень сильным, сохранились его вериги весом в 24 килограмма. Сакос Никона весил четыре пуда, а омофор – около полутора пудов[5]. Из внешних черт отметим: Он был высоким, очень крепким, обладал выразительным лицом, носил большую рыжую бороду[6]. О том, какая же энергия была в людях той эпохи мы расскажем позднее.
На нижегородской ярмарке его приметили, и он переселяется в Москву и следующие 10 лет он служит там на приходе. Вскоре от чумы умирают все его дети и Никон уходит в Соловецкий монастырь к старцу Елиазару. Этого старца на Руси очень уважали и прислушивались к его мнению. Кстати по словам самого Михаила Феодоровича Романова мы можем сказать, что “по молитвам старца Елиазара родится Алексей Михайлович”[7].
Соловецкий монастырь славится своим суровым климатом. Будущий патриарх здесь принимает постриг в возрасте 31 года. В день он клал по 1000 поклонов, прочитывал псалтирь за день, а все остальное время работал. (Существует негласное правило для монаха “ora et labora” – молись и трудись). В отдельных летописях монастыря говорится о том, что он сподобился даже дара прозорливости. Спустя немного времени, он направляется в Кожезерский монастырь Архангельской области, где после смерти игумена Кожезерского монастыря, братья избрала себе его в качестве руководтеля. Как то раз по делам обители, Никон оказывается в Москве (1646 год). Царю Алексею Михайловичу тогда было всего 15 лет и Никон для него показался идеалом. Благодаря ходатайству царя, вскоре он стал игуменом Ново – Спасского монастыря (усыпальница дома Романовых), а как только освободилась Новгородская кафедра – митрополитом Новгородским.
В 1652 умирает патриарх Иосиф. Кафедра пустовала. Сначала Никон отказывался от должности патриарха, и только “слезное моление самого царя и освященного Собора и бояр склонило его волю к согласию”, будущий патриарх потребовал от царя и бояр, что они “будут послушати во всем, яко начальника и пастыря и отца краснейшего”[8]. Согласно многовековой традиции (скорее даже многовековой проблемы, которая не была решена до конца ни в церквах запада, ни в церквах востока) на посту патриарха, Никон выступает в том числе и как соправитель Алексея Михайловича.
1.2. Патриарх Никон и Алексей Михайлович:
В знак особого благорасположения, Никон так себя и мнил – великим государем, без него не принималось ни одного решения. Он благословлял на военные походы, и конечно же главной целью православной миссии будет освобождение от турок территорию некогда существовавшей Византийской империи (Александрию, Константинополь и Антиохию, а так же Болгарию и Сербию). На поле брани дела пошли хорошо. В ходе военных походов удалось освободить Украину от власти католиков и присоединить Литву.
Царь Алексей находится в военных походах, а в это время в государстве правит Никон. За время своего “правления” он низверг двух епископов из сана, отписывал большие земли патриаршей епархии, его боялись и ненавидели. Вместе с тем, дружинные команды собирали пьяных на улицах и направляли их в вытрезвители, не делали исключений даже для священников. При дворе, родовитые бояре ходят на прием к сыну простого крестьянина, а если опаздывали, то могли по долгу стоять на морозе в ожидании приема.
Недовольство росло, и тогда бояре начинают вести “подковерную” борьбу, наговариваривать Алексею Михайловичу: “твоей власти в Москве не слышно, бояться все его, а не тебя”, и даже доносили на него с клеветой, о том что сын Алексея Михайловича вовсе не от него, а от Никона. И эта борьба давала свои плоды: отношения царя и патриарха стали ухудшаться. В конечном итоге патриарх Никон складывает с себя полномочия в 1658 году и уходит в Воскресенский монастырь (один из его любимых монастырей).
В видении ему открылось, приехать в Москву, о том что его снова утвердят на кафедре, но этого не случилось. В 1661 году собрали Большой Московский Собор, длившийся два года. Собор шел очень долго, так как для свержения патриарха необходимо было собрать всех вселенских патриархов, а митрополит из Палестины добирался очень долго. На Соборе было поставлено 28 пространных тезиса против патр. Никона. Среди митрополитов от него отвернулись даже те, в ком он рассчитывал обрести поддержку. Все многочасовое заседание Никон простоял на ногах так как ему не дали достойного места. В результате совещания он был сложен за “превеликие хулы на царя”, за то что вмешивался в гос.управление и за вольное оставление полномочий.
Восточные патриархи снимают с него митру. “Снимайте, снимайте” – говорил патриарх Никон, “камни разделите между собой, чтоб было чем платить турецкому султану”.
В 1676 году умирает царь Алексей Михайлович, и начинает править его сын Феодор. Никона перевели в монастырь с более суровым климатом. Но вскоре после ходатайства братии Воскресенского монастыря Никона освобождают из - под стражи. Будучи больным, на корабле он плывет в Москву. Остановившись у Спасо-Преображенского монастыря г. Ярославля, он зашел в него для участия в богослужении и чтоб проведать старого друга. В тот же день он отошел ко Господу в 1681.
Вселенские патриархи дали согласие на то, чтобы посмертно сохранить за НИконом титул патриарха, но его идеи о вселенской теократии были осуждены, ведь невозможно построить царствие Божие на земле. В Синодальную эпоху речь о прославлении такого человека в лике святых была очень трудным делом, ведь за эту эпоху было канонизировано лишь 4 русских святых. В период после революции, в годы советского правления, патриарх Сергий ходатайствовал о том, чтобы прославить Никона в лике святых.
Сегодня место кончины патриарха это пляж г.Ярославля на реке Которосль. Остается только удивляться тому насколько история забывает таких великих мужей, ведь там нет памятной доски с его именем.