Глава 2 Причины раскола РПЦ




Причиной раскола принято считать поспешные реформы патриарха Никона, касательно книжной справы и изменению обряда. Но я бы хотел рассмотреть проблему глубже и сделать предположение о том, что это был только повод, а причиной являлось низкий уровень духовности. Для этого рассмотрим РПЦ в свете Запада и Востока.

Русская церковь в свете западной и восточной церквей.

Из монастырских библиотек будущий патриарх вынес следующее: если светская власть – луна, то духовная – это солнце, просвещающее мир. Нужно сказать, что это римское мировоззрение. Вообще в ходе нашествия поляков и даже до него, в России будет чувствоваться сильное влияние Запада, которое заключается в польской моде и влиянии польской римо-католической церкви. Еще до присоединения Украины, со стороны запада нам хлынули картины, нарисованные наподобие икон, органы (изначально существовавшие в Византийской империи), произведения польской литературы в монастырях занимало очень много места. Никон публично разбивал эти иконы и даже выкалывал им глаза, наказывал бояр за распространение иноверия. В чем же причина таких жестких мер? Идеалом для русского человека всегда были святые, а в то время на западе во всю царил т.н. “антропоцентрический гуманизм” – человек мера всех вещей. Ренессанс для Европы показал себя как возврат к язычеству (греческому и римскому), свобода внешняя стала главной ценностью человека, и без внутренней свободы она превращалась во вседозволенность.

Стоит возвратиться немного ранее в 1612 год. Это время когда поляки шли на нас с войной. Эта война велась не только оружием, но и с помощью борьбы по созданию внутренних разделений (Лжедмитрий I и Лжедмитрий II). Стоит отметить и тот факт, что в то время когда столицу удалось освободить от польской интервенции, оказалось, что в голодных условиях среди т.н. католиков был распространен каннибализм. На долгое время авторитет католической церкви упадет для православного народа. Это будет выражаться в том, что католиков будут принимать в православную церковь, не принимая их крещения[9].

В противовес тому, нужно отметить следующее: когда мы присоединяем территорию Украины, на нашей территории начинает действовать первый университет в Киеве[10]. Как я уже говорил, светское образование было очень тесно завязано с религиозным. Все усложнялось тем фактом, что на территории Украины действовала уния. Другими словами, под сохранением внешнего православного обряда, признавалась власть папы римского. Самые образованные проповедники и книжность будут приходить к нам с территории Украины. И вот несколько примеров:

1 До появления братьев Лихудов и победы “грекофильской линии” в школах Сильвестра Медведева будет царить латинская линия.

2 Стефан Яворский для того, чтобы получить качественное образование уезжал на запад и вынужден был принимать униатство[11], чтобы учился у профессоров Львова (Галиция), Вильнюса (Литва), Познани (Польша), Люблина (Польша). Так же делали и другие выдающиеся проповедники того времени были родом из униатских мест.

На фоне сильного влияния Западной культуры, в то время стали складываться кружки, предшествовавшие расколу: это т.н. “кружок ревнителей благочестия”. В него входил и Никон и будущий глава церковного раскола протопоп Аввакум. Никон же говорил так: “по рождению я русский, а по убеждениям я - грек”, в то время как его оппонент, протоиерей Аввакум, видел поддержание благочестия в строгом следовании церковного устава 1551 года, принятом на Стоглавом Соборе в Москве. После вступления Никона на должность патриарха в 1652 году, кружок распался[12], а после резких реформ патриарха, члены этого кружка вооружились против него.

Со стороны Востока скажем, чтоПисьменность в Россию (старославянский язык), к нам пришла в 10 веке: она формировалась в Болгарии, Сербии и Хорватии учениками Кирилла и Мефодия. Принимая православие, как главную веру на территории Киевской Руси, мы заимствовали веру именно у Византийской империи, а значит мы являемся приемниками православной восточной христианской церкви.

Со времен правления Ивана III, Москва уже мнила себя третьим Римом: первый в 1056 отошел в ересь, второй (Константинополь) в 1453 году пал от турков. Теперь, наша церковь оставалась единственной свободной православной церковью, хотя и не имела такой богатой исторической традиции как восточные кафедры Константинополя и Александрии. Москва же как и Константинополь в свое время, строилась на семи холмах, чтобы быть похожей на Рим в том числе и внешне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: