Управляя тогда еще Новгородской кафедрой, Никон боролся с многогласием (в храмах России все читали одновременно, и понять слова было трудно), предпринимает идею собрать мощи святителей русской церкви для погребения в Московском Кремле. Так были перенесены мощи св. Филипа Московского[13].
По указам Никона, вкачествепатриарха, в городе Истре, Московской области, был построен Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. По замыслу Никона там должен быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Он считал, что в том случае, когда от Иерусалима отойдет благодать, она поселится в этом монастыре. Там же стоял храм носящий название “Гроба Господня”, река Истра переименовалась в Иордан, а сад около храма назвали Гефсиманским. В главном соборе монастыря, кафедра московского патриарха находилась на самом почетном месте - по середине от кафедры четырех вселенских патриархов. Стоит указать, что на месте предполагавшегося распятия (Голгофы), будет похоронен Никон.
Целью Никона как патриарха будет попытка объединить православные церкви востока под знаменем “Московского Патриархата”. А для этого будет необходимо ввести однообразие обряда и книжной традиции.
Первой проблемой станет внесение однообразия в то как правильно следует налагать крестное знамение. Изначально в православном мире крестились одним пальцем, но после того, как греческие церкви принимают Лионскую унию 1270 года, они переходят под власть католиков и начинают креститься тремя перстами. На Руси же издавна крестились двумя перстами, что находило свое подтверждение в постановлениях Стоглавого Собора 1551 года. Недовольство западной церковью, которое описывалось выше, сыграло решающую роль в реакции простого народа на реформы, которые коснутся “треперстного знамения”.
|
В 1653 году, накануне великого поста, патр. Никон выпускает т.н. “циркуляр” (первый и последний за всю историю РПЦ[14]). В циркуляре говорилось о “молитве Ефрема Сирина в великий пост”, где 16 (традиционных) земных поклонов заменялось на 4 земных и 12 малых и добавлено:“и хорошо бы тремя перстами креститься”. Народом это было воспринято “в штыки” во первых от того, что все это происходило накануне великого поста, а значит во время особенных искушений и испытаний, а во вторых тремя перстами к тому моменту уже давно крестились католики и греки принявшие унию с католиками.
Далее идет Собор 1654 года. Царь Алексей Михайлович зачитывает длинную речь о необходимости книжной справы в Богослужебных книгах, а печатный двор переходит под начальство патриарха. Книжная же справа проходила по Венецианским источникам греческих богослужебных книг, находя в них неточности, книги сверяли по древнеславянским книгам (которые так же могли иметь неточности). В результате скорых реформ, качество перевода падало и очень скоро это стало заметно.
Заручившись авторитетом сербского патриарха Кирилла, Никон в 1656 году, в Успенском соборе Московского кремля, произносит анафему на всех крестящихся двумя перстами, это оттолкнуло множество народа.
Раскол
С 1654 года патриархом Никоном было обещано, что книжная справа будет проводиться по “древним рукописям греческим и славянским”, но на деле реформа придерживалась только современной греческой практики. Учитывая резкость и процедурную некорректность недовольство среди народа сильно возрастало.
|
В 1657 году на Соловецкий монастырь прибывают новые книги. Решением совета старцев, эти книги были запечатаны, а богослужение проводилось по старым книгам. Ревность по благочестию теперь действительно могла заключаться в соблюдении старого типа богослужебных книг. В свете всего вышесказанного, нетничего удивительного в том, что в России наступает “еретическая зима”. В результате которой в ссылку в Тобольск отправятся протоиерей Аввакум и его друг Миронов.
С момента оставления патриархом Никоном своей кафедры в 1658 по 1667 (день его низложения с патриаршества) формировался раскол, кликушницы ходили по городам и призывали постоять за “древнее благочестие”. В 1663 году Аввакум возвращается в Москву обличая поспешные реформы патриарха. Наступает роковая дата для русского народа - 1666 год. Три шестерки для религиозного сознания являлись символом скорого конца света, что вполне могло подтолкнуть народ на крайние меры, ведь средневековый человек – это человек религиозный. В том году протопоп Аввакум отправляется в ссылку повторно. В ходе проведения Большого Московского Собора 1666 – 1667 патриарху Макарию Антиохийскому удалось отстоять применение жестоких мер в отношении старообрядцев. Таким образом с 1666 года до 1676 года начинается подавление бунта на Соловецкого монастыре с помощью военной силы. Во время последнего штурма монастыря было убито более 400 монахов. В 1682 году протоиерей Аввакум будет сожжен за живо.
Вообще стоит привести пример какая же энергия была в людях той эпохи. При Алексее Михайловиче Русь расширялась не только на Запад, но и на Восток, казаки отправлялись за Уральские горы, совершив пешие походы на многие километры, да еще и сражались в дороге. Лидер старообрядческого движения, Аввакум, выдержал пеший поход в Сибирь, (сейчас это расстояние и на самолете нам тяжело лететь). Его последователи при приближении отрядов царя предпочитали так же сжигать себя за живо[15], отстаивая свои духовные интересы.
|
Заключение
П ричиной церковного раскола я хотел бы указать в первую очередь малограмотность: духовную и светскую, а так же низкий уровень духовной и светской культуры. Один из поздних современников патриарха Никона, Дмитрий Ростовский о церковном расколе писал следующее: “Люди получают спасение и благодать не в вещах зримых и осязаемых, не в древности или в новости их, но только в вере непорочной в невидимое плотскими нашими очами ”[16]. Далее он продолжает: “кланяемся мы не ветхости и не новости икон, почитаем крест не ради количества концов на нем, таинство церкви совершается не в количестве просфор, и святые отцы не от старых книг спасались, но по своему добродетельному житию.”
Присоединяясь к святителю Дмитрию Ростовскому, я так же могу только удивляться тому, как происходило в умах простого народа смешение понятий святыни и обряда. В этом явлении четко прослеживается магическое мировоззрение [17]. Движение старообрядцев часто принимает антиправительственный характер, они не упускает возможности найти в своем лице замену никонианам (так они называли РПЦ) и тому государству которое их поддерживает: Е.Пугачев, С.Разин, царевна Софья, в их рядах так же были старообрядцы.В XX веке про них скажут:“Малоусвоены были идеалы христианской жизни” - так писал про людей того времени советский профессор Лихачев Д.С, автор фундаментальных трудов по истории русской литературы.
Можно сказать, что низкая духовная грамотность простого народа, после 75 летнего атеистического режима, сохранятся в России и по сей день.
Приложение:
Младшим современником патриарха Никона был знаменитый кардинал Ришелье. Их можно даже сравнить. Те же замашки главы церкви присвоить себе политическое влияние. Эта проблема не была решена даже в лучшие годы Византийской империи, равно как и желание главы государства присвоить себе титул епископа. Кардинал Ришилье был главой правительства Франции с 1624 года.
Список Источников:
1.Св. Дмитрий Ростовский “О раскольничьей брынской вере” 1745 https://bookree.org/reader?file=761908&pg=7
Список Литературы
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Брестская_уния
3. А.В. Карташев Т2, Очерки по ситории русской церкви, глава Патриарх Никон
4. https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-2/
5 Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Том II. Глава 3. Патриарх Никон — великий государь. https://www.odinblago.ru/nikon_i_car_alexei_2/3
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кружок_ревнителей_благочестия
[1] Вопросы догматики - основы вероучения, которые подобно аксиомам в науке не принято искать доказательства, они принимаются на веру.
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Брестская_уния (дата обращения 01. 12. 2017г.)
[3] А.В. Карташев Т2, Очерки по ситории русской церкви, глава Патриарх Никон https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-2/ (дата обращения 01. 12. 2017г.)
[4] Там же
[5] Там же
[6] Там же
[7] Там же
[8] Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Том II. Глава 3. Патриарх Никон — великий государь. https://www.odinblago.ru/nikon_i_car_alexei_2/3 (дата обращения 01.12.2017г)
[9] То есть отношение было даже хуже чем к протестантизму.
[10] Киево-Магилянская академия была создна по образцу Краковского университета в Польше
[11] Обязательное условие обучения в католических учебных заведениях
[12] https://ru.wikipedia.org/wiki/Кружок_ревнителей_благочестия (дата обращения 01.12.2017г)
[13] Умер в 1568 году, будучи задушен Малютой скуратовым и похоронен на территории Соловецкого могастыря.
[14] Особенность внешней формы этого обращения была в том, что к ней прибегали только епископы римо – католической церкви.
[15] согласно старообрядческим данным XIX века, сожжены они были насильственно.
[16] Св. Дмитрий Ростовский “О раскольничьей брынской вере” 1745 https://bookree.org/reader?file=761908&pg=7 (дата обращения 01. 12. 2017г.)
[17] Магическое мировоззрение заключается в уверении человека в том, что внешние ритуальные действия являются гарантом правильных отношений с Богом. (с этим церковь боролась всю свою историю и продолжает бороться и сегодня.)