Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в условиях детского оздоровительного лагеря.
Актуальность данной темы особенно возрастает в летний период; это связано с тем, что именно в этот период значительно ослабевает воспитательное влияние на подростка образовательных учреждений.
Организованный летний отдых — это не только защита от негативного воздействия социальной среды, но и возможность для духовного, интеллектуального и творческого развития подростка.
Организация досуговой и трудовой занятости в летний период предоставляет подростку идеальные условия для поиска себя и проб всевозможных поведенческих и социальных ролей, что является важнейшим психолого-педагогическим посылом для организации эффективной первичной профилактической работы с подростками
Подростковый возраст — период конфликтов с самим собой и другими, когда частыми спутниками ребёнка становятся смена настроений и непонимание себя.
Психологическое состояние подростков характеризуется:
·
неустойчивостью [противоречивостью]: настойчивость может смениться апатией, отсутствием желаний что-либо делать; повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется
ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с
цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
·
осознанием собственной индивидуальности: появление интереса к своему внутреннему миру, формирование самооценки;
·
приоритетом в общении со сверстниками, потребностью в близких отношениях и признании окружающих: особое значение для подростка приобретает причисление себя к референтной [значимой] группе;
|
·
«чувством взрослости»: демонстрация взрослости, независимости, желание разрыва семейных
связей и сопротивление родителям;
·
любознательностью, пытливостью ума, стремлением к познанию и информации: подросток стремится
овладеть как можно большим количеством знаний; постепенно развивается критическое мышление;
·
интересом к лицам противоположного пола: именно в это время вспыхивают искры первой романтической влюбленности. Именно в это время человек начинает учиться любить и строить близкие отношения.
Кризис подросткового возраста
Кризис [противоречие] подросткового возраста заключается в том, что подросток стремится получить статус взрослого и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
В подростковом возрасте можно выделить основные типы кризисов:
·
«Кризис независимости » характеризуется негативизмом, упрямством, грубостью, бунтарством под
ростка по отношению к социальному окружению.
·
«Кризис зависимости» характеризуется чрезмерным послушанием, возвратом к детским интересам
и формам поведения, зависимостью от взрослых, несамостоятельностью, инфантильностью в суждениях
и поступках, подчинением мнению большинства, стремлением быть «как все».
К категории детей «группы риска» относятся дети:
·
состоящие на внутришкольном учете;
·
имеющие стойкую недисциплинированность;
·
замеченные в употреблении токсических, алкогольных веществ;
|
·
склонные к прогулам школы, конфликтам с учителями, родителями, ребятами и т.д.
Особенности семей, в которых воспитываются дети «группы риска»
Чаще всего дети «группы риска» воспитываются в:
·
семьях, в которых родители ведут асоциальный образ жизни (злоупотребляют спиртными напитками, не работают, привлекались к судимости, жестоко обращаются с детьми);
·
семьях, находящихся в социально уязвимом положении (неполные семьи, многодетные семьи, опекунские семьи, малообеспеченные семьи и т.д.);
·
семьях, в которых родители занимаются своими делами, часто самоустраняются от воспитания детей.
Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, способствует социально- психологической грамотности педагогов.
Объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом деятельности являются ситуации развития ребенка как система отношений: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками) и с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка во время пребывания в летнем лагере является обеспечение нормального его развития, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте; и с учетом его интересов и способностей.
Задачи:
- создание оптимальных условий для полноценного, безопасного отдыха детей;
- создание условий для укрепления физического и психологического здоровья детей;
- разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, позитивных личностных качеств;
- повышение психологической компетентности педагогов, родителей