Особенности социальной работы и социальной педагогики




ГЛАВА 13

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ГЕРМАНИИ

Особенности социальной работы и социальной педагогики

 

Профессия социального работника в Германии возникла в начале XX столетия как сугубо женская.Первые законодательные акты о подготовке соци­альных работников появились в Пруссии в 1918 г. На них ориентировались и в других землях страны.

Термин «социальный работник» как юридическое обозначение профессии существует с 1959г., когда были созданы специальные высшие школы социальной работы. Этот термин заменил прежние – работник сферы социального обеспечения, благотворительного учреждения, народный опекун и т.п. Наименование «дипломированный социальный работник» введено с 1980 г. после утверждения закона о высшей школе.

В первые десятилетия социальная помощь оказы­валась клиентам только в критических ситуациях как проявление заботы. С развитием законодательства по социальному обеспечению нуждающийся в социальной помощи стал рассматриваться как объект благотвори­тельной деятельности, что в дальнейшем повлияло на понимание сущности профессии и выбор термина «со­циальный работник», который уже широко использо­вался в других странах мира.

Социальный педагог в Германии – это специалист, занятый в сфере социальной работы или воспитатель­ной деятельности. Это понятие, используемое для обо­значения профессии и диплома об образовании (дип­ломированный социальный педагог), относительно новое. Оно было введено в оборот только после созда­ния высших специальных школ социальной педагоги­ки в 1966/67 учебном году.

Разделение всей сферы социальной деятельности на социально-педагогическую и социальную работу, существовавшее в стране долгие годы, было обуслов­лено историческими факторами и берет свое начало из различных корней. Сегодня это разделение считается устаревшим, т. к. многие сферы деятельности социаль­ного педагога и социального работника тесно перепле­таются. Различия остаются лишь в сфере приложения активности – в воспитательной области или социаль­ной работе.

Хотя сегодня сферы социальной работы и социаль­ной педагогики не разделяют, но вопрос об идентичности обоих понятий еще окончательно не решен. До пер­вой мировой войны сфера социальной работы называ­лась социальной благотворительностью. В настоящее время социальная работа – это собирательный тер­мин, обозначающий всю систему социальной помощи.

К середине XX в. в Германии получили распрост­ранение англо-американские методы социальной ра­боты, которые сегодня считаются классическими. К ним относят индивидуальную помощь, групповую терапию и работу в общине. Развитие собственно германских исследований в области теории и практики социаль­ной работы в этот период еще отставало от развития экспериментальных исследований в других странах (США, Голландии, Швейцарии).

Постепенно, объем и тематика социально-педаго­гических исследований стали расширяться с учетом национальной специфики. Если традиционно в каче­стве основного адресата социальной помощи служили только дети и подростки (первоначально в отдельных проблемных, а позже и в общих жизненных ситуаци­ях), то со временем предметом социально-педагогичес­ких исследований стали все возрастные категории общества и многообразные сферы их деятельности.

Вместе с тем, немецкие специалисты считают, что сам термин «социальная педагогика», вошедший в на­учный оборот и получивший широкое признание, осо­бенно в Германии, следует рассматривать как опреде­ленный вклад в развитие социально-педагогичес­кой мысли в международном масштабе. Это касается, в частности, единого курса «Социальная работа» («Sozialwesen»), введенного в специальных высших школах социальной работы; законодательного утверж­дения названия профессии «дипломированный соци­альный педагог и социальный работник» и др.

Немецкие специалисты мотивируют правомер­ность признания единой профессии общностью це­лей, функций и задач, которые стоят перед соци­альной работой и социальной педагогикой. Трудно разделить многие сферы деятельности, считают они, и подчинить их только либо социальной педагогике, либо социальной работе (например, исходную про­блемную ситуацию, адресат, модели действий и др.). Скорее речь может идти об определенных комбина­циях отдельных элементов этой деятельности в том или другом случае.

В принципе социальная работа и социальная педа­гогика в Германии ориентируется на:

– требования и задачи, которые ставят перед чело­веком сложные жизненные ситуации;

– возможности стимулирования и развития про­цессов в любой ситуации, а также преодоления или ослабления негативных явлений, налаживания взаимо­отношений всеми имеющимися в распоряжении соци­альных работников и социальных педагогов професси­ональными методами, специальными технологиями и образовательными концепциями.

 

Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения, б) обеспечение по старости, в) развитие системы независимой благотворительной помощи.

Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию: 1) консультационные; 2) врачебные; 3) информационные; 4) правовые (с контрольной функцией); 5) по общему уходу (исключая врачебные); 6) организационные.

 

Таким образом можно сделать некоторые предварительные обобщения.

 

Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказываемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.

 

Типологию социальных услуг можно определить: в зависимости от их целей и задач; по правовому базису т.е., что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания.

 

Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.

 

Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.

 

Большинство социальных служб образованы в результате различных частных начинании, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т.д.

 

И наконец, социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого, – объединена в бюджетную систем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: