ГЛАВА 13
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ГЕРМАНИИ
Особенности социальной работы и социальной педагогики
Профессия социального работника в Германии возникла в начале XX столетия как сугубо женская.Первые законодательные акты о подготовке социальных работников появились в Пруссии в 1918 г. На них ориентировались и в других землях страны.
Термин «социальный работник» как юридическое обозначение профессии существует с 1959г., когда были созданы специальные высшие школы социальной работы. Этот термин заменил прежние – работник сферы социального обеспечения, благотворительного учреждения, народный опекун и т.п. Наименование «дипломированный социальный работник» введено с 1980 г. после утверждения закона о высшей школе.
В первые десятилетия социальная помощь оказывалась клиентам только в критических ситуациях как проявление заботы. С развитием законодательства по социальному обеспечению нуждающийся в социальной помощи стал рассматриваться как объект благотворительной деятельности, что в дальнейшем повлияло на понимание сущности профессии и выбор термина «социальный работник», который уже широко использовался в других странах мира.
Социальный педагог в Германии – это специалист, занятый в сфере социальной работы или воспитательной деятельности. Это понятие, используемое для обозначения профессии и диплома об образовании (дипломированный социальный педагог), относительно новое. Оно было введено в оборот только после создания высших специальных школ социальной педагогики в 1966/67 учебном году.
Разделение всей сферы социальной деятельности на социально-педагогическую и социальную работу, существовавшее в стране долгие годы, было обусловлено историческими факторами и берет свое начало из различных корней. Сегодня это разделение считается устаревшим, т. к. многие сферы деятельности социального педагога и социального работника тесно переплетаются. Различия остаются лишь в сфере приложения активности – в воспитательной области или социальной работе.
|
Хотя сегодня сферы социальной работы и социальной педагогики не разделяют, но вопрос об идентичности обоих понятий еще окончательно не решен. До первой мировой войны сфера социальной работы называлась социальной благотворительностью. В настоящее время социальная работа – это собирательный термин, обозначающий всю систему социальной помощи.
К середине XX в. в Германии получили распространение англо-американские методы социальной работы, которые сегодня считаются классическими. К ним относят индивидуальную помощь, групповую терапию и работу в общине. Развитие собственно германских исследований в области теории и практики социальной работы в этот период еще отставало от развития экспериментальных исследований в других странах (США, Голландии, Швейцарии).
Постепенно, объем и тематика социально-педагогических исследований стали расширяться с учетом национальной специфики. Если традиционно в качестве основного адресата социальной помощи служили только дети и подростки (первоначально в отдельных проблемных, а позже и в общих жизненных ситуациях), то со временем предметом социально-педагогических исследований стали все возрастные категории общества и многообразные сферы их деятельности.
|
Вместе с тем, немецкие специалисты считают, что сам термин «социальная педагогика», вошедший в научный оборот и получивший широкое признание, особенно в Германии, следует рассматривать как определенный вклад в развитие социально-педагогической мысли в международном масштабе. Это касается, в частности, единого курса «Социальная работа» («Sozialwesen»), введенного в специальных высших школах социальной работы; законодательного утверждения названия профессии «дипломированный социальный педагог и социальный работник» и др.
Немецкие специалисты мотивируют правомерность признания единой профессии общностью целей, функций и задач, которые стоят перед социальной работой и социальной педагогикой. Трудно разделить многие сферы деятельности, считают они, и подчинить их только либо социальной педагогике, либо социальной работе (например, исходную проблемную ситуацию, адресат, модели действий и др.). Скорее речь может идти об определенных комбинациях отдельных элементов этой деятельности в том или другом случае.
В принципе социальная работа и социальная педагогика в Германии ориентируется на:
– требования и задачи, которые ставят перед человеком сложные жизненные ситуации;
– возможности стимулирования и развития процессов в любой ситуации, а также преодоления или ослабления негативных явлений, налаживания взаимоотношений всеми имеющимися в распоряжении социальных работников и социальных педагогов профессиональными методами, специальными технологиями и образовательными концепциями.
|
Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения, б) обеспечение по старости, в) развитие системы независимой благотворительной помощи.
Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию: 1) консультационные; 2) врачебные; 3) информационные; 4) правовые (с контрольной функцией); 5) по общему уходу (исключая врачебные); 6) организационные.
Таким образом можно сделать некоторые предварительные обобщения.
Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказываемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.
Типологию социальных услуг можно определить: в зависимости от их целей и задач; по правовому базису т.е., что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания.
Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.
Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.
Большинство социальных служб образованы в результате различных частных начинании, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т.д.
И наконец, социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого, – объединена в бюджетную систем